Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ХIV. Компоненты обычаев и обрядов.




 

Ритуальные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой сложное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эти компоненты можно сгруппировать следующим образом:

; материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;

; система определенных телодвижений, действий, поз;

; вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья

; психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.

Для примера возьмем широко распространенный у многих народов обряд опахивания - он был призван предотвратить или остановить падеж скота. У славян при появлении признаков падежа старухи, вдовы и девушки собирались ночью на окраине села, раздевались, распускали волосы, вооружались печными заслонками, ухватами, косами, серпами, впрягались в соху и вспахивали борозду вокруг села. Считалось, что болезнь не сможет преодолеть эту границу. Движение обрядовой процессии сопровождалось страшным шумом, визгом, пелись специальные обрядовые песни. Всех, кто попадался им на пути, избивали, животных могли даже убить, т.к. считалось, что болезнь принимает вид живого существа (Коровья смерть - представлялась в виде коровы, кошки, собаки или в облике коровьего скелета). В этом обряде четко прослеживаются все вышеуказанные компоненты.

Другой пример - святочные ряжения. Так, в Архангельской области записан следующий рассказ: «На святки покойником рядились. Плетни ранешние были, вроде санок. Растянули простынь, его [парня] повалили. Один ходит, кадит. Кадило вроде настоящее. И поют:

Покойник, покойник, Умер во вторник. Стали кадить - Он из-под савана глядит.

Покойник встает и бежит».

Это пример «покойницких игр», генетически связанных с древнеславянскими похоронными обрядами, культом предков, которые к началу ХХ века превратились в веселое представление, комическое воспроизведение эпизодов похорон. Материальный компонент здесь представлен санями, простыней-«саваном», кадилом. Система телодвижений и действий включала поведение «покойника», «кадильщика», «похоронной» процессии. Налицо и эмоциональный компонент - вначале «похорон» участники настраиваются на серьезный лад, воспринимают действо как реальные похороны, и лишь после того, как «покойник» встает, настроение меняется и становится игровым, веселым. Вербальный ряд представлен приведенной выше песней.

 

ХV. ДИНАМИКА РИТУАЛЬНЫХ ФОРМ.

 

Обычаи и обряды могут изменяться - как в наглядной форме (исчезать, появляться), так и в скрытой (когда обряд сохраняется, но теряет свой первоначальный смысл). Например, и сейчас в первые дни Фоминой недели (т.е. недели, следующей за пасхальной) люди посещают кладбища, подновляют могилы, устраивают на могилах трапезу, поминают умерших. Сейчас - это как бы дань памяти умершим. Но первоначальный смысл всех этих обрядов был несколько иной. Согласно народным, языческим по сути своей, верованиям в этот период предки посещают землю и свои дома. Поминальные обряды должны были обеспечить умершим достойное их пребывание на земле и благополучное возвращение на тот свет. Предусматривались и некоторые меры защиты от проникновения предков непосредственно в дома людей (дома обсыпали маком, жгли «страстные» свечи и т.п.). С представлением о необходимости «проводить» предков обратно на тот свет связывался и один из первых дней Фоминой недели, который так и назывался - «Проводы». Как видите, богатый, насыщенный первоначальный смысл обряда практически выветрился из памяти народа, остались лишь его внешние формы.

Исследователи разграничивают две стороны обряда - форму и функцию. В истории обряда может случиться, как в приведенном выше примере, что форма сохраняется, как бы застывает, окаменевает, а функция выветривается, забывается.

Иногда может изменяться форма, а функция - оставаться. Например, русский свадебный обряд в ХIХ в. и в ХХ в. имел различную форму, но функция оставалась одной и той же – оформление образования новой семьи.

Известны случаи, когда, несмотря на явное сходство формы, обряды оказываются совершенно разными. Например, в похоронной обрядности одежда, одетая наизнанку - знак принадлежности потустороннему миру, показатель того, что в ином мире все со временем примет свой прежний вид. В то же самое время «столешники» (скатерти), накрытые на столы для свадебного пира «наизнанку», служат оберегом от сглаза.

Основная линия исторической эволюции обрядов заключалась, видимо, в постепенном выветривании первоначального традиционно религиозного содержания, сакрального значения, связанного с религиозно-мифологическими представлениями, и постепенном преобладании профанного, часто игрового, смысла. Обряд вообще близок игре: целью и обряда, и игры выступает сама деятельность как таковая, а не ее практический результат. Но обряд требует, чтобы его участники были убеждены в истинности тех идей, образов и представлений, которые воплощает в себе обрядовое действо. Обряд предполагает серьезное к себе отношение. Игра - прежде всего развлечение, в котором люди ставят себя в воображаемые «проблемные ситуации» и ищут из них выхода. В тех случаях, когда в игре содержатся символические образы, они не принимаются всерьез, а выступают как своеобразная забава. Превращение обряда в игру свидетельствует об архаичности символического содержания данного обряда, о том, что оно уже не принимается современниками всерьез.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...