Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х. Классификации элементов культуры.




 

Названный термин происходит от сочетания латинских слов «классис» - разряд и «фасцере» - делать. Можно сказать, что классификация означает распределение тех или иных объектов (в данном случае элементов, составляющих культуру как единую систему) в зависимости от их общих, взаимосвязанных признаков. Существуют различные классификации, в основу которых положены разные критерии. Все они относительны, так как акцентируют внимание на отдельных свойствах и признаках культуры; субъективны, поскольку используются для решения конкретных целей и служат исследовательским инструментом для ученых. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, возможно выделение в рамках культуры двух блоков: городской и сельской субкультур. В основе такого подхода лежит факт существования городских и сельских поселений, различные условия жизни в которых формируют и разные культурные модели.

Во-вторых, возможна классификация по географическому принципу, при котором этническая культура рассматривается как совокупность территориальных субкультур. Например, речь идет о культуре русского населения Западной Сибири; либо – только Забайкалья (Приамурья, Северного Кавказа и т.д.). Подобный подход учитывает разнообразие природно-географических условий, а также этнокультурных контактов и влияний.

В-третьих, деление этноса на социумы, наличие в обществе на любых стадиях развития своеобразного социального каркаса (классы, сословия; религиозные, профессиональные и другие группы), позволяет использовать классификацию по социальному критерию. При этом можно выделять культуры (субкультуры) различных групп дворянства, пролетариата, буржуазии, чиновничества и др. А также – религиозных образований: русских молокан, духоборов; армян-хемшинов (мусульман), мхитаристов и т.д.

В-четвертых, применяется классификация по половозрастному принципу, когда в этнической культуре выделяются детская, мужская, женская субкультуры. Подобный подход часто называют гендерным (от греч. «генос» - род, происхождение), причем здесь особое внимание уделяется женской составляющей в культуре.

Имеются и другие классификации. Отметим, что ни одна из них не может отразить всего культурного многообразия. Поэтому в практической работе исследователи как бы комбинируют классификации, вводя помимо этого хронологические показатели. Например, тема может звучать: «Культура сельского (либо – городского, дворянства, рабочих и т.д.) населения Среднего Поволжья во 2-й половине XIX - нач. XX вв.».

Наконец, часто этнографы делят культуру на материальную и духовную (см. ниже ). Это не только наиболее распространенная, но и ранняя классификация, возникшая в европейской науке в XIX в.

 

ХI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

 

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим понятием, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура – это совокупность вещей и предметов (а также связанных с ними навыков), материально существующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но исследование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также – на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих на процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культуры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений – не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, родо-племенной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

 

ХII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

 

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...