Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ХVII. Функции обычаев и обрядов.




Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:

1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее значительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытному обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвианы обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности включают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выделяются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недостаточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода трансляции социального опыта возможен лишь при информационной ограниченности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильности внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.

2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценностные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах различна. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных стереотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определены с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.

3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приобщения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нравственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социализации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших переход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициаций посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблюдения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.

4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутригрупповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этнической: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле наказания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средством, способствующим поддержанию единства группы.

5) Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие священного относится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воздействия.

ХVIII. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление - «диффузионизм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные споры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в которых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплексы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, колеса, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает особую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привести к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по которым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знакомых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При этом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического развития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-географическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Калифорнии, бушмены Юго-Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз подчеркнем значение природно-географических факторов в формировании хозяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнополитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенденции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное занятие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выживания в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Южной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание невольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной территории в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия.Это - историко-этнографические области, т.е. регионы, у населения которых в силу длительных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), проживания в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные признаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, накопленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной памяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исторических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архивы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культурные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А перечисленные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколение.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...