Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности задержания, обыска и контролируемой поставки при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ




 

Взаимодействие при производстве отдельных следственных действий по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, как и методика расследования незаконного оборота наркоти­ков в целом, имеет определенную специфику.

Наиболее ярко особенности взаимодействия, по нашему мнению, проявляются в тактике таких следственных действий, как задержание, личный обыск, обыск помещения и контрольной поставки.

На наш взгляд, наиболее информативным и важным для успешности последующего расследования является задержание с поличным лица, причастного к незаконному обороту наркотиков. Поэтому мы считаем целесообразным подробно рассмотреть особенности проведения именно этой тактической операции.

Выделяются две группы ситуаций задержания лица, заподозренного в незаконном обороте наркотических средств[16]. Первую группу составляет задержание лица на основе информации о признаках незаконного оборота наркотиков, полученной работниками правоохранительных органов при непосредственном и специально не планируемом, хотя и предполагаемом, обнаружении признаков преступлений рассматриваемой группы.

Вторую группу составляет задержание, которое основывается на базе проверок, проведенных работниками оперативных и следственных подразделений на причастность к преступлению определенных лиц. Данные классификационные группы, в свою очередь, могут быть разбиты на подгруппы по различным классификационным основаниям.

Спецификой обладает задержание одного лица, заподозренного в совершении незаконного оборота наркотических средств или группы лиц, заподозренных в указанной деятельности.

Таким образом, от вида следственной ситуации в значительной мере зависят круг и последовательность планируемых следственных действий на первоначальном этапе производства по делу.

Задержание подозреваемых рекомендуется осуществлять: сбытчика - в момент купли-продажи наркотика; отправителя - в момент оформления почтовой или багажной документации; со­держателя притона - в момент потребления наркотиков посети­телями; изготовителя - в момент производства, очистки наркоти­ческих средств; перевозчика - в момент сдачи багажа, получения его в камере хранения; расхитителя - в момент выноса похищае­мого наркотика и т.п.

Следует исключить возможность незаметного выбрасывания нар­котика задерживаемым. Для этого одному из членов группы, осуще­ствляющей задержание, поручается осуществлять непрерывное наб­людение за задерживаемым с самого начала операции, все движения задерживаемого целесообразно фиксировать на видеопленку.

Важно:

— использовать фактор внезапности, выбирая время и место задержания с учетом имеющихся данных о преступной группе, ее связях, распределении обязанностей между ее членами, местона­хождении наркотиков;

— зафиксировать месторасположение наркотика у задерживае­мого (при нахождении пакетов или свертков на теле - произвести фотографирование или видеосъемку; в руке — путем обхватывания оперативными сотрудниками кистей рук задерживаемого с удержанием таким образом в его руках пакетов или свертков и т.п.; при проглатывании или ином введении наркотиков внутрь организма необходимо после задержания сделать рентгеновские снимки внутренних органов, УЗИ и т.п.;

— осмотреть окружающую территорию, где задерживаемый мог незаметно сбросить наркотик, документы, записки и другие предметы (для чего планировать задержание в малолюдных мес­тах или на открытой местности);

— факт задержания подозреваемого по возможности сохранить в тайне от его соучастников (для чего планировать одновремен­ное задержание всех участников группы в различных местах, ис­ключая возможность обмена информацией между ними)[17].

Если задержанному все-таки удалось выбросить находящиеся при нем предметы, могущие впоследствии являться веществен­ными доказательствами, необходимо зафиксировать отражение таких действий путем записи в протоколах осмотра места проис­шествия, допроса сотрудников и, особенно, посторонних граждан - свидетелей выбрасывания предметов или факта их обнаружения на местности либо в помещении.

К протоколу задержания целесообразно приобщить справку с результатами медицинского осмотра подозреваемого работника­ми здравоохранения - лучше наркологами, на предмет обнаружения признаков наркотического опьянения.

При задержании лица, подозреваемого в незаконных операциях с наркотическими сред­ствами, необходимо сразу проводить его личный обыск, сопро­вождающийся изъятием наркотических средств, с соблюдением установленных процессуальных правил[18].

При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков существенное значение имеет качественное проведение обысков. В связи с этим весьма актуальны и значимы для практиков вопросы подготовки к обыску по делам о незаконном обороте наркотиков. Подготовка к обыску при расследовании преступлений, относящихся к незаконному обороту наркотиков, имеет свою специфику.

Общие цели и задачи обыска названы в ч. 1 ст. 182 УПК РФ. Конкретные же цели и задачи обыска при расследовании незаконного оборота наркотиков вытекают из общих и заключаются в следующем:

- отыскать и изъять наркотические средства или психотропные вещества (растительного, синтетического или полусинтетического происхождения), а также запрещенные к возделыванию растения, грибы;

- отыскать и изъять реактивы, вещества, инструменты, оборудование, аппаратуру и т.п. объекты, предназначенные для изготовления, переработки, сбыта, употребления наркотических средств или психотропных веществ;

- отыскать и изъять бланки медицинских рецептов, поддельные медицинские рецепты на получение наркотических средств или психотропных веществ;

- отыскать и изъять иные документы, свидетельствующие о незаконном получении, отпуске, выдаче, реализации, продаже, распределении, перевозке, хранении, пересылке, приобретении, использовании, ввозе, вывозе, изготовлении, переработке, уничтожении наркотических средств или психотропных веществ, о незаконном культивировании, посеве или выращивании запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические вещества; об организации или содержании притонов для потребления наркотиков;

- отыскать и изъять огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, являющиеся зачастую сопутствующими объектами незаконного оборота наркотиков;

- отыскать и наложить арест на денежные средства, драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, нажитые в результате незаконного оборота наркотиков в целях возможной конфискации имущества;

- обнаружение разыскиваемых лиц (подозреваемых, потерпевших, свидетелей), трупов людей, имеющих отношение к незаконному обороту наркотиков (например, трупы лиц, умерших от передозировки наркотиков; убитых с применением наркотиков и др.)[19].

Чтобы получить ответ на вопрос о том, что искать, следователю желательно иметь представление о внешнем виде, объеме, массе, форме, плотности, консистенции, способах изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, перевозки, пересылки, источниках приобретения и т.п. наркотиков и их прекурсоров, сопутствующих наркопреступлениям предметов, документов и др.

В большинстве случаев, особенно когда обыск предстоит в помещении с множеством комнат, на участках со сложным рельефом или имеющих многочисленные постройки, или при производстве групповых обысков по одному уголовному делу, целесообразно предварительно разработать план его проведения. Данный план составляется на основании сведений, имеющихся в деле, полученных от органов дознания в результате проведенных последними оперативно-розыскных мероприятий, иных источников. Некоторые вопросы предстоящего обыска (например, число обыскивающих и соответственно количество понятых, число и требующиеся профессиональные знания специалистов, количество сотрудников физической защиты и их вооружение, необходимые технические средства поиска и фиксации, средства связи, транспортные единицы, способы и предлог проникновения на место обыска и др.) могут быть предвидены и разрешены заранее до его проведения[20].

Участниками обыска по делам о незаконном обороте наркотиков, как и участниками проведения обысков по другим составам преступлений, являются не только обязательные лица (следователь, понятые; лицо, в помещении которого проводится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи) - ч. 11 ст. 182, ч. 1 ст. 170 УПК РФ, но и в ряде случаев факультативные, например защитник лица, в помещении которого производится обыск, - ч. 11 ст. 182 УПК РФ. Довольно часто в обыске по делам о незаконном обороте наркотиков принимают участие специалисты (ст. ст. 58, 168 УПК РФ), переводчик (ст. ст. 59, 169). Последнее связано с тем, что нередко данные преступления на территории России совершают иностранцы (нигерийцы, китайцы, вьетнамцы, представители Южной Америки, Таджикистана, Афганистана и других стран).

Нам представляется, что действующий ныне уголовно-процессуальный закон в отличие от УПК РСФСР 1960 г. допускает серьезные упущения. В частности, Законом не предусмотрено обязательное участие в обыске представителей администрации предприятий (учреждений, организаций), если обыск проводится в помещении или на территории соответствующей организации. Данное обстоятельство на практике приводит к оспариванию его результатов в суде. Законом также не предусмотрено участие в обыске представителей местных административных структур, когда в обыске по тем или иным причинам не участвует лицо, в помещении которого производится обыск, что отрицательно влияет на доказательственную базу, полученную при результативном обыске. Владелец помещения, руководитель государственного предприятия (учреждения, организации), частный предприниматель, в помещениях у которого проводится обыск, могут заявить в суде, что те или иные объекты (например, наркотические средства либо психотропные вещества), обнаруженные при обыске, были им подброшены их недругами.

Наконец, действующий УПК РФ в ряде случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 170, предоставляет следователю возможность проводить обыск даже без участия понятых. Мы полагаем правильным мнение В.П. Божьева о том, что в данных случаях необходимо обеспечить участие представителя администрации организации, если обыск проводится в данной организации, или местной администрации (сельской, поселковой или жилищно-коммунальной службы), если речь идет об обыске у частного (а не юридического) лица[21].

Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные как гласными, так и негласными способами, могут быть использованы в процессе доказывания по уголовным делам только при условии соблюдения положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Контролируемая поставка — это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в негласном контроле за перемещением (перевозкой, пересылкой, передачей) предметов, веществ, иных материальных объектов, которые используются или могут быть использованы в качестве орудий, а также объектов (пред­метов) со следами совершения преступлений, в целях предупреждения, пресечения противоправных действий, изобличения виновных лиц и привлечения их к ответственности.

Контролируемые поставки являются эффективным методом обеспечения соблюдения законов о наркотиках, позволяющим должностным лицам правоохранительных органов разных стран выявлять членов международных организаций по незаконному обороту наркотиков, которые осуществляют поставки наркотических средств или психотропных веществ через международные границы. Этот оперативный метод требует тесного сотрудничества правоохранительных органов, а также тщательного планирования своей деятельности и ее точного исполнения.

Контролируемая поставка проводится тогда, когда обнаруженная контрабандная или другая партия наркотиков перемещается через территории нескольких стран или в пределах одной страны, пересечения границы районов, областей, республик, и имеется согласие правоохранительных органов этих стран (регионов) на обеспечение соответствующего контроля за этим грузом на всей территории обслуживания. Такое оперативно-розыскное мероприятие позволяет выявить лиц, преступные группы, организации, ответственные за незаконное перемещение наркотиков, а не ограничиваться лишь простым их изъятием из незаконного оборота. Контролируемая поставка позволит установить не только поставщиков и получателей запрещенных грузов, но и максимальное количество второстепенных участников преступлений, каналы и маршруты транспортировки наркотиков, способы их маскировки. Главный принцип контролируемой поставки состоит в том, что задержание преступников, занимающихся незаконными действиями с наркотиками, при благоприятном исходе операции осуществляется только на заключительном этапе операции[22].

Для успешного осуществления операций по контролируемой поставке наркотиков должно быть четкое и слаженное взаимодействие между правоохранительными органами, таможенными службами, другими ведомствами в рамках мероприятий, проводимых как внутри страны, так и на международном уровне.

Важное значение при проведении контролируемой поставки приобретает обеспечение сохранности обнаруженных наркотических средств. Организаторы и участники операции должны учитывать, что наркодельцы по каким-либо причинам могут приостановить перемещение наркотиков или в любой момент распорядиться ими по своему усмотрению. Поэтому при получении данных о том, что перевозчики наркотиков заподозрили о своем обнаружении, операция по контролируемой поставке на любом этапе немедленно прекращается, и принимаются меры по задержанию груза и его владельцев.

На завершающем этапе операции особые трудности возникают при выборе момента для открытого проникновения в помещение, в которое были доставлены наркотики. Обычно тактика наркодельцов заключается в том, что в адресе получателя почтовое отправление не вскрывается, по крайней мере, несколько часов и, лишь убедившись в отсутствии опасности, торговцы наркотиками начинают проявлять преступную активность. Поэтому успешное проведение операции контролируемой поставки в решающей мере зависит от эффектив­ного использования возможностей оперативно-поисковых и опера­тивно-технических подразделений на всех этапах, как для получения оперативной информации, так и для надежного документирования противоправной деятельности субъектов незаконного оборота нар­котиков[23].

Сам процесс контролируемой поставки может быть зафиксирован с помощью технических средств. Поэтому результатами контролируемой поставки могут быть материалы фото-, видеосъемки, аудиозаписи, зафиксировавшие преступные действия разрабатываемых лиц так же, как и при наблюдении. Однако использование таких материалов в качестве доказательств связано с большими трудностями, поскольку малейшая потребность в документировании факта контролируемой поставки может быть связана с подозрением на провокацию со стороны оперативных работников. Практика правоохранительных органов показывает, что контролируемые поставки могут осуществляться путем слежения за почтовыми отправлениями (посылки, письма, бандероли), наблюдения за грузовыми перевозками (автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и другим транспортом), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров[24].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...