Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании сбыта наркотических средств




Результаты оперативно-розыскной деятельности, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.

Информация, полученная с помощью оперативно-розыскной деятельности, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.

Наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел о незаконном обороте наркотиков является непосредственное обнаружение органами дознания признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Данный вид деятельности закреплен и регламентирован Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[25] (далее - Закон «Об ОРД»), который определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно и негласно, проводится в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона «Об ОРД»).

При наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в целях выявления таких действий, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, ст. 6 Закона «Об ОРД» дает возможность осуществлять целый комплекс розыскных мероприятий.

Наиболее часто применяемыми в таких ситуациях являются:

-·проверочная закупка;

- наблюдение;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка[26].

Принятие решения о проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Основаниями для проведения вышеуказанных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного оперативным работникам. При этом в поручении не должно содержаться указаний на конкретные средства и методы проведения оперативно-розыскной деятельности. Оно должно носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и формы их проведения;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Анализ практики показывает, что чаще всего оперативными сотрудниками в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств применяется такой вид оперативно-розыскного мероприятия как проверочная закупка[27].

Проверочная закупка заключается в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в торговле запрещенными в гражданском обороте предметами (наркотическими средствами) с целью подтверждения факта конкретного правонарушения. Лицами, осуществляющими проверочную закупку, являются, в основном, оперативный работник, а также поддерживающая его группа прикрытия. Но закон допускает также и возможность участия в поверочной закупке других лиц, обладающих специальными познаниями и действующих на основании поручения оперативного работника. Лица привлекаются к проведению оперативно-розыскного мероприятия только с их согласия, при этом им должна быть гарантирована правовая защита, связанная с правомерным выполнением ими общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 17 закона «Об ОРД»).

Документальное оформление проводимого мероприятия должно обеспечивать максимальный уровень достоверности полученных результатов. Для этого необходимо соблюдать ряд тактических рекомендаций по порядку проведения проверочной закупки и процессуальных моментов по оформлению ее результатов[28].

При установлении факта незаконного оборота наркотических средств оперативным работником составляется рапорт на имя руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором указываются обоснования необходимости проведения проверочной закупки. При утверждении руководителем данного рапорта составляется постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия, в котором указывается лицо, привлекаемое в качестве покупателя. Постановление о проведении проверочной закупки подлежит обязательному утверждению руководителем органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8 Закона «Об ОРД»).

Наблюдение - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия, и контакты лица в определенный промежуток времени.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет. Эти материалы в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона «Об ОРД» могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности[29].

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, розыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач ОРД. Основные виды объектов оперативного осмотра перечислены в названии этого мероприятия: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления.

Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.

Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно-технических сил и средств, хранится в материалах оперативно-розыскного производства. В случаях применения при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных способов фиксации и изъятия, обнаруженных следов эти сведения отражаются в отдельных документах (справках, актах и т.д.), которые могут быть в последующем представлены лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Содержание понятия "иные сообщения" законодатель раскрывает в ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Закона «Об ОРД», относя к ним сообщения, передаваемые по сетям электрической связи, а также электронной почты новейшего средства связи - глобальной сети Интернет, а также проявившие широкое распространение в последнее время короткие SMS сообщения. В свою очередь, определение понятия электросвязь, дается в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. «О связи»[30]. В соответствии со ст. 2 этого Закона под электрической связью понимается любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" должностные лица органов внутренних дел, таможенных органов, пограничной службы, Федеральной службы безопасности при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наделены правом производства досмотра почтовых и багажных отправлений при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные операции с наркотиками.

Не подлежат контролю почтовые отправления (переписка) осужденных, задержанных, заключенных под стражу, а также лиц арестованных, если в корреспонденции содержится информация, адресованная в органы прокуратуры, суда, органы уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ, а также Уполномоченному по правам человека.

Результат данного контроля оформляется рапортом оперативника, справкой, агентурным сообщением и др. К рапорту могут прилагаться предметы и документы (их копии), изъятые в ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия.

Прослушивание телефонных переговоров - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по абонентским телефонным линиям связи.

Прослушивание телефонных переговоров в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона «Об ОРД» осуществляется с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Прослушивание телефонных переговоров в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона «Об ОРД» может осуществляться только на основании судебного решения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Для принятия судьей соответствующего решения выносится мотивированное постановление руководителя МВД (УВД) субъекта Российской Федерации или его заместителя, ведающего ОРД.

Прослушивание телефонных переговоров согласно п. 5 ст. 9 Закона «Об ОРД» может проводиться в течение шести месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона «Об ОРД» разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без судебного решения на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов.

Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться на любых сетях электросвязи (общего пользования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных). Прослушиваться могут переговоры двух и более абонентов, односторонняя передача информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого, внутригородские, междугородние, международные переговоры. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи и т.д.). Исключение составляет только радиосвязь, осуществляемая с помощью радиостанций, для прослушивания которой судебного решения не требуется.

Единственной формой проведения данного оперативно-розыскного мероприятия является негласное прослушивание телефонных переговоров.

Итоговым документом прослушивания телефонных переговоров, как правило, является рапорт оперативника (иногда справкой, объяснением гражданина-участника прослушивания телефонных переговоров и др.). К рапорту могут прилагаться как фонограммы телефонных переговоров, так и иные технические носители информации.

Оперативное внедрение - это способ получения информации путем конспиративного (под легендой) внедрения штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или интересующие объекты. Сведения о штатных негласных сотрудниках органов внутренних дел, а также лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, внедренных в преступные формирования, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме. Запрещается использовать оперативное внедрение для негласного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ, внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность, более того, настоящий Федеральный закон допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. Достаточно детальных критериев противоправной деятельности внедренного сотрудника пока не разработано. Представляется, что данный сотрудник не имеет права совершать тяжкие преступления, лишать жизни граждан и т.п.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом сотрудника оперативного аппарата или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе, в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...