Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические цели проверки знаний




Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов


Введение

 

Проверка (контроль) результатов учебной деятельности школьников, призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков школьников, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства является важным этапом педагогического процесса. Проверка - это процедура получения обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических мер, методов измерений и оценки учебных достижений учащихся.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке - завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока - определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

Целью работы является выявление наилучших способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся младших классов.

Задачами работы являются:

анализ значения оценки учебных достижений учащихся младших классов;

рассмотрение дидактических целей проверки знаний;

исследование использования различных типов заданий при проверке знаний;

выявление особенностей организации различных видов контроля учебных достижений учащихся младших классов.


Значение оценки учебных достижений учащихся младших классов

Понятие оценки знаний, умений и навыков

контроль достижение оценка учащийся

Оценка - это процесс, деятельность (действия) оценивания по установлению степени реально достигнутых результатов с планируемыми целями. Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.

Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить - значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека, в совокупности отражающие и характеризующие учебные достижения ученика.

Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

Отметка - это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни школьника.

Различают следующие основные виды контроля (проверки) знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический и итоговый.

Текущая проверка подразделяется на поурочную и тематическую, значимость которой определяется спецификой учебного курса, предмета.

Периодический контроль подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и при необходимости может проводиться в конце четверти (триместра), полугодия.

Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения и является важнейшей формой итоговой аттестации.

Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии ученика может быть разной по форме.

В связи с этим различают устную, письменную и практическую формы проверки учебных достижений учащихся.

В зависимости от дидактических условий определяются методы, с помощью которых та или иная форма проверки позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве процесса и результатах обучения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, контрольные работы, дидактические тесты, лабораторные работы и другие методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля).

 

Дидактические цели проверки знаний

 

Дидактические цели проверки познавательной деятельности учащихся включают в себя пять функций:

проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения историческими знаниями учащимися.

корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...