Оценка коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Уровень владения коммуникативно-речевыми знаниями, умениями и навыками проявляется в творческой деятельности учащихся по воспроизведению авторских текстов и созданию собственных высказываний на определенную тему. Результатом такой учебной деятельности являются так называемые творческие работы, в устной речи - это различного вида пересказы и рассказы, в письменной - изложения и сочинения. Качество творческих работ определяется по умению грамотно, логично, последовательно, выразительно раскрывать тему и основную мысль авторских и созданных собственных текстов. Оценка пересказов и рассказов - творческих работ устной формы речи на уроках языка проводится по нормативам, определенным для аналогичного вида работ на уроках чтения. Оценивание изложений и сочинений: Изложения и сочинения в начальной школе носят только обучающий характер. Их оценивание проводится с учетом двух параметров - отдельно за содержание и отдельно за грамотность. В качестве основных критериев общей оценки содержания изложений и сочинений выступают, с одной стороны, полнота раскрытия темы и основной мысли, логичность и последовательность изложения фактического материала, с другой стороны, наличие или отсутствие речевых ошибок. Таким образом, общая оценка за содержание творческой работы учитывает ошибки содержательного характера и речевые ошибки. Ошибки содержательного характера и речевые ошибки подчеркиваются учителем волнистой линией и обозначаются на полях условными знаками: С - ошибка содержательного характера, Р - речевая ошибка. Затем каждый из названных типов ошибок суммируется и их общее количество записывается в тетради ученика, например: 1-3 (одна ошибка содержательного характера, 3 ошибки - речевые). Грамотность изложений и сочинений оценивается наличием или отсутствием орфографических и пунктуационных ошибок. Все орфографические и пунктуационные ошибки учителем исправляются и выносятся на поля: I - орфографическая ошибка, V - пунктуационная ошибка. Общее количество допущенных в творческой работе ошибок подсчитывается в соответствии с формулой С - Р, I-V где в числителе - ошибки содержательного характера и речевые, в знаменателе - орфографические и пунктуационные ошибки. Пример итоговой записи в тетради ученика за изложение или сочинение:
За содержание - 8 баллов За грамотность - 9 баллов. Нормативы оценки творческих работ (изложения и сочинения): а) Содержание Баллы Ошибки содержательного характера (первая цифра) и речевые ошибки (вторая цифра) баллов Не ставится балл Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты лишь частично. Много нарушений в последовательности, логичности изложения фактического материала. 3 / свыше 4 балла Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты лишь частично. Много нарушений в последовательности, логичности изложения фактического материала. 3 / 3 3 / 4 балла Тема раскрыта частично. Основная мысль не прослеживается. Есть нарушения в логике и последовательности изложения фактического материала. 2 / 5 3 / 1 3 / 2 балла Тема и основная мысль раскрыты частично. Есть нарушение в логике и последовательности изложения материала. 2 / 3. 2 / 4 баллов Тема и основная мысль в основном раскрыты. Есть перестановки, пропуски, небольшие нарушения в логике изложения фактического материала. Язык сухой, маловыразительный. 1 / 3 2 / 2 баллов Тема и основная мысль в основном раскрыты. Соблюдена в целом логика и последовательность в изложении фактов, но язык сухой, недостаточно образный. 1 / 2 баллов Тема и основная мысль раскрыты. Соблюдена логика и последовательность в изложении фактов. Язык достаточно выразительный. 0 / 3
баллов Тема и основная мысль раскрыты. Материал изложен последовательно, логично, образно. 0 / 2 баллов Тема и основная мысль раскрыты полностью. Материал изложен последовательно, логично. Язык выразительный, образный. 0 / 1 баллов Тема и основная мысль раскрыты полностью. Чувствуется наличие авторского мнения о предмете речи. Материал изложен последовательно, логично. Язык образный 0 / 0 б) Грамотность Баллы Кол-во орфографических (первая цифра) и пунктуационных (вторая цифра) ошибок баллов Более 7 орфографических ошибок балл 4-5; 5-3; 5-4; 6-0 балла 4-3; 4-4; 5-0; 5-1; 5-2 балла 4-2; 3-4; 3-5 балла 3-2; 3-3 баллов 2-2; 1-3 баллов 2-1; 1-2 баллов 2-0; 1-1 баллов 0-2 баллов 0-1 баллов 0-0 Заключение
При оценке учебной деятельности учащихся и ее результатов необходимо учитывать этап, на котором находится процесс усвоения соответствующего учебного материала. Во всей полноте критерии оценки качества обучения могут быть применены на этапе, когда учащимся осуществлены в необходимом объеме все учебные действия, обеспечивающие усвоение знаний и способов деятельности. Преимущественно это тематический, периодический и итоговый контроль. Текущее поурочное оценивание имеет в основном корригирующее, воспитательное и стимулирующее (для учащегося) значение, создает условия для формирования адекватной самооценки школьника и позволяет учитывать проявление индивидуальных свойств личности. В ходе текущего поурочного оценивания учебно-познавательной деятельности школьников, а также при проведении первых тематических «срезов» необходимо учитывать незавершенность процесса усвоения, применять каждый критерий не в полном его объеме, а в реально возможном для данного этапа деятельности. Например, при первичном изучении учебного материала основными показателями качества обучения выступают точность, правильность и осмысленность усвоенных знаний, проявление отдельных общеучебных и интеллектуальных умений, индивидуальных свойств личности (волевых усилий, мотивации учения и т.п.). В процессе оценки учебных достижений учащихся по определенной теме или разделу программы учителю необходимо в каждом отдельном случае в соответствии с поставленной дидактической целью и задачами заранее выявить особо важные для данного этапа обучения показатели качества обучения, подлежащие проверке.
Тематический и итоговый контроль носит в основном контролирующие функции, а отметка (балл) выставляется на основе проявления критериев и показателей предметно-содержательной и содержательно-деятельностной сторон качества обучения (результатов обучения), поскольку в данном случае речь идет о результатах завершенного этапа обучения.
Список использованной литературы
1. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 164 с 2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935. . Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. . Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издатель РассказовЪ., 2002.-303 с.; . Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М., Издатель РассказовЪ, 2004. - 300 с. . Газман О.С. Воспитание как развитие индивидуальности // «Неклассическое воспитание», М.: Мирос, 2002, с 9-81. . Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М: Просвещение, 1973, с. 66-97. . Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 2001. . Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопр. психол 1986. №3. С. 53-62. . Калмыкова 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. . Кяе М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с. . Материалы по организации безотметочного обучения в начальной и, частично, в основной школе представлены в разделе «Модернизация системы оценки качества образования» http://modern.ed.gov.ru на сайте «Модернизация российского образования.
. Мир детства. Младший школьник. Составители А.В. Захарова, В.И. Слободчиков. М.: Педагогика, 1981, 398 с. 14. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6. . Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. 16. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. 17. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Ж.: «Завуч начальной школы», 2003, №5, с. 99-105. 18. Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения // «Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004, с. 373-533. . Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ «Эксперимент», - 2000. -260 с. 20. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|