Использование практических заданий при проверке знаний
Проверка домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ занимает у учителя много личного времени, так как содержание их достаточно объемно. Он не всегда успевает вовремя сообщить результаты классу, проанализировать их, дать соответствующие рекомендации. Задержка в оценке работы ученика довольно часто отрицательно сказывается на его отношении к предмету, снижает мотивы обучения, формирует безразличное отношение к собственным успехам. Ниже предлагаются специальные визуальные задачи, предназначенные для текущего контроля. Эти задачи имеют существенную особенность: время выполнения и проверки их сведено к минимуму при том, что «разброс» содержания может быть достаточно велик. Правильный ответ - это задача, сформированная по модели известных психометрических тестов, применяемых во всем мире. Для повышения внимания полезно иногда исключать правильный ответ из общего списка. В таком случае ученики должны сформулировать его самостоятельно. Дидактическое назначение. Главное назначение данной задачи в образовании техники перевода - учащийся должен сопоставить исходный образ, текст или формулу с предлагаемым списком ответов. Методическая направленность. Учебные задания «Правильный ответ» учитель может сформировать на основе материалов учебного текста, их можно использовать для проверки знания учащимися определения, правила, обозначений, формулы и т.д. Одним из вариантов данного упражнения может служить задача (Выберите ответ), в которой среди предложенных утверждений предлагается выбрать наиболее подходящее. Структурные особенности. «Правильный ответ» представляет собой частный случай теста в ситуации, когда к одному из его заданий прилагается ряд вариантов различных ответов. Характерным является наличие прямого действия (представлен только один образ (формула, словесное описание)). В список ответов можно включить наиболее «популярные» ошибки учеников, ответы с недостаточными данными и т.д. Среди предложенных ответов один или несколько могут оказаться верными. Для повышения внимания учеников полезно иногда исключать правильный ответ из общего списка (ученики должны сформулировать его самостоятельно).
Диапазон применения. Данная задача может широко применяться для проверки общего уровня интеллекта учащихся, для образования внутренних и межпредметных связей. Она особенно эффективна для быстрого восстановления теоретических знаний любого школьного предмета. Тест - это средство, позволяющее констатировать усвоение контролируемого навыка, знание определенных фактов, усвоение содержания понятия, умение применять его свойства. Тест, как и тренажер, имеет единое общее указание. Задачи теста составляются так, чтобы поиск ответа к ним не требовал больших выкладок, громоздких вычислений и длительных рассуждений. Полезно следить за тем, чтобы не только задания, но и ответы к ним представляли специально организованную последовательность формул, рисунков или текстов. Дидактическое назначение. Главное назначение теста - образование обратной связи в системе «Учитель - ученик». Анализируя ответы своих учеников, преподаватель сможет констатировать их успехи в понимании, усвоении изученного материала. Структурные особенности. «Тест» (как и «Тренажер») имеет единое общее указание. Конкретные задачи теста составляются так, чтобы поиск ответа к ним не требовал больших выкладок, громоздких вычислений и длительных рассуждений. Кроме этого не только задания теста, но и ответы к ним могут составлять специально организованную последовательность рисунков или текстов. «Лишний» или отсутствующий ответ позволит избежать подгонки решения последнего по порядку решения задания под оставшееся неиспользованное отношение, заставит сделать определенный выбор.
Методическая направленность. «Тест» (как и «Тренажер») может быть применен на различных этапах обучения: при изучении разделов программы, обеспечивающих государственный стандарт, на занятиях, ориентированных на углубленное или расширенное изучение предмета. С помощью теста ученик может выяснить сходство или различие терминов, разобраться в тонкостях определенной операции или семантики слов родного или иностранного языков, подготовиться к восприятию нового теоретического положения, усвоить новый для него алгоритм действий. Диапазон применения. Тест может быть рассчитан на материал конкретного урока и выполнять функцию текущего контроля. В соответствии с этим применять данный вид проверки знаний, умений и навыков можно в различных ситуациях: в начале очередного урока, непосредственно в процессе объяснения нового материала, в качестве домашнего задания. Достаточный банк тестов позволит учителю своевременно получать информацию о затруднениях своих учеников. Структуру теста можно применять при отработке навыка, формировании алгоритма, демонстрации приложений. «Посмотрите и запишите» («Посмотрите и определите») - это задача, построенная на основе единого образа некоторого объекта. Пять вопросов к нему задают режим исследования его свойств или правил оперирования ими в заданной ситуации. Дидактическое назначение. Предлагаемые комплекты вопросов «Посмотрите и определите» («Посмотрите и запишите») ориентированы на восстановление и проверку знаний, умений и навыков. Методическая направленность. Сильные ученики могут «справиться» с такой задачей устно, мысленно преобразовывая рисунок, восстанавливая недостающие данные и проводя устные вычисления. Ученикам, которым подобные мыслительные действия на данном этапе недоступны или трудны, следует перенести рисунок в тетрадь. Это весьма важный момент учебной деятельности, от успешности его выполнения во многом зависит правильный ход мысли. Все пропорции, детали, обозначения должны быть сохранены, что позволит свободно оперировать ими для получения правильного ответа.
Структурные особенности. Порядок вопросов может быть организован так, чтобы предыдущий вопрос содержал дополнительную информацию к последующему. Однако отвечать на вопросы задачи ученик может и в произвольном порядке. Не всегда обязательно обосновывать ответы, иногда достаточно записи правильного результата. При работе на ПК можно сформировать вспомогательный файл с демонстрацией преобразований, блоком подсказок, теоретических выкладок, что позволит ученику в случае затруднений выйти на правильный ответ. Диапазон применения. Задание «Посмотрите и определите» может оказаться полезным при проверке усвоения теоретического материала, при повторении и закреплении, и имеет существенную особенность: время выполнения и проверки их сведено к минимуму притом, что диапазон содержания может быть достаточно широк.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|