Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 новые подходы в объяснении природы психического




Ψ __§ 4. Психологические воззрения Эмпедокла_________________________________________

орга­низма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. Достаточ­но сказать, что на идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четы­рех типах темперамента. Принцип нервизма станет осно­вой для развития мозго-центрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении ме­ханизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.

 

§ 4. Психологические    Уже у Алкмеона обнаруживается переход от признания единого

воззрения Эмпедокла материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физичес­кое состояние. Философская же схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или «корней» (зем­ля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н. э. ).

В целом Эмпедокл продолжал развивать материалис­тическую линию в философии и психологии» но в отличие от своих предшественников он заменяет теорию единого первоначала на учение о четырех «корнях». Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре - земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического соче­тания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, назван­ных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Любовь -это сила, соединяющая стихии; Вражда - сила, разделяющая их. Самые эти силы тоже материальной природы и представляют собой осо­бые формы общей смеси первоэлементов. Мир в своем развитии прошел четыре периода, в каждом из которых преобладала либо Любовь, либо Вражда. Первый цикл -это период полного господства Любви, обеспечивающей подлинное единство стихий. Во втором периоде домини­рующей силой становится Вражда, которая своей деятель­ностью начинает разделять стихии. Третий период характе­ризуется абсолютным господством Вражды, что приводит к окончательному расчленению стихий и дифференциации окружающего мира. В четвертом периоде вновь приобре­тает власть Любовь, которая своей объединяющей деятель­ностью устанавливает единство разнообразия. Этот чет­вертый период или цикл, по мнению Эмпедокла, и есть тот мир, в котором живет человек.

Четырьмя периодами представлен и путь развития животных. На первой стадии возникали отдельные части и органы живых существ. Второй период характеризу­ется случайными совпадениями и сочетаниями отдель­ных органов, в результате чего рождались уроды и чудо­вища. Третий период представляет собой период разру­шения чудовищ из-за их неприспособленности к среде и появление цельноприродных, но однополых существ. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных происходит по необходимости. Изпоявившихся живых существ выживают те, которые ока­зываются наиболее приспособленными к внешним усло­виям. С приспособляемостью связана целесообразность строения частей тела современных животных. Таким об­разом, Эмпедокл своими взглядами на возникновение и развитие животных хотя в наивной и фантастической форме в зародыше высказывает идею эволюции.

Организм растений и животных, как и мир в целом, состоит из четырех стихий, причем различие между рас­тениями и животными заключается в неодинаковом со­отношении и степени выраженности у тех и других пер­воначальных стихий. Наиболее совершеннейшими по сво­им пропорциям являются у растений - сок, у животных и человека - кровь. Так, кровь представлена, по Эмпедок-лу, одной частью огня, одной частью земли и двумя ча­стями воды. Сок растений и кровь у животных и челове­ка есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носите­лей душевных, психических функций. Поскольку психи­ческое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл вы­разил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впос­ледствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие

Ψ __§ 4. Психологические воззрения Эмпедокла_________________________________________

 

философы.

У человека центром движения крови является серд­це, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особеннос­ти общей активности и подвижности человека. Жидкая, горячая кровь обусловливает более тонкую чувствитель­ность и большую активность и подвижность организма. Холодная, густая, землистая кровь определяет пассив­ность, медлительность и более грубую чувствительность. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет потенциальные возможности этих час­тей тела. Так, например, для оратора необходимо иметь высокоразвитую кровеносную систему языка. У мудре­цов лучше всего снабжается кровью головной мозг. Об­щее состояние организма, переход его от бодрствования ко сну и обратно, определяется также динамикой крови, ее приливами и отливами. В этом отношении Эмпедокл близок к представлениям Алкмеона.

Сходные с Алкмеоном мысли Эмпедокл высказы­вает и при рассмотрении механизма восприятия. Более того, для Эмпедокла принцип подобия приобретает уни­версальное значение. Он распространяется и на ощуще­ния, и на побудительные силы, и даже на мирообразующие силы - Любовь и Вражду. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. Природа побудительных состо­яний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобные встречается с подобным. По сравнению с Алкмеоном, Эмпедокл, помимо принципа подобия, вно­сит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на орга­ны чувств и как в них возникают ощущения и восприя­тия. Процесс восприятия Эмпедокл представил как меха­низм истечений. Наиболее полно этот механизм истече­ний описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, про­никая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предме­тов, но и от самих органов чувств. Глаз состоит на эле­ментов огня и воды. Влажные и огненные элементы, вы­ходя из пор глаза, встречаются с истечениями, идущими от внешних тел, и в результате соприкосновения порожда­ются образы воспринимаемого предмета. Таким образом, столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуют­ся ощущения и восприятия. Истечения, идущие из глаз, свидетельствуют об активном участии самих органов чувств в акте восприятия. Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цвето­вого зрения. Следует отметить, что Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зре­ния. Восприятие цветов, по мнению философа, определя­ется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего орга­на. Им указывалось, что от внешних предметов могут истекать разные по своей физической природе частицы. Им соответствуют различные элементы и поры в глазу, через которые эти частицы проникают. Огнем мы видим красный цвет, водой - желтозеленый, землей - черный и воздухом - белый. Эмпедоклом также впервые высказы­вается предположение о возможности сведения всей цве­товой гаммы к четырем основным цветам. В ощущениях и восприятиях философ видел начальную форму позна­ния, из которого вырастает разум. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их вос­приятия органами чувств. Однако чувственное познание, по мнению ученого, должно контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться нашими чувствами.

В развитии античной психологии взгляды Эмпедокла занимают видное место как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более по­здних представлений о человеке и его психике. Воззре­ния Эмпедокла способствовали укреплению эволюцион­ного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Эмпедок­лом по-новому были определены границы психическо­го. Сердце - центрическая точка зрения Эмпедокла на проблему локализации души будет одной из распростра­ненных гипотез относительно субстрата психического. Принципа

Ψ __§ 5. Понятие о душе в учении Анаксагора___________________________________________

 

подобия и теории истечений, выдвинутого древним ученым для объяснения механизма восприятия, будут в более позднее время придерживаться Демокрит и все сторонники атомистического учения. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека, опи­рающаяся на принцип соотношения различных элемен­тов крови, станет предпосылкой для построения Гиппок­ратом учения о четырех типах темперамента.

 

§ 5. Понятие о душе в       Учение Анаксагора (500-428 гг. до н. э. ) отличается от представлений

учении Анаксагора       прежних фило­софов тем, что за основу мира им принимаются не от­дельные стихии - земля, вода, воздух или огонь, а их дроб­ные частицы, названные Анаксагором «гомеомериями». Это еще не атомы; гомеомерии или семена ближе к мо­лекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляет­ся. Например, кости состоят из костных частичек. Все тела делимы; во всяком меньшем есть еще меньшее. Все тела и предметы представляют собой сочетание этих мелких ча­стиц - гомеомерии. Качественное своеобразие вещи оп­ределяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси. Все гомеомерии обладают своей качест­венной определенностью. В каждом теле содержатся се­мена всех качеств и благодаря этому возможен взаимный переход одного вещества в другое. Снег потому превра­щается в воду, что влажные гомеомерии содержались уже в самом снеге. Развитие мира Анаксагор представлял не как качественное преобразование, что особенно характер­но было для Гераклита, а лишь как количественные из­менения заданных от века качеств, которыми обладают гомеомерии.

Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря «Нусу» или «Уму», основное назначение которого состоит в организации и упо­рядочении мира (скопление тяжелых, влажных и тяжелых частиц в одном месте, а сухих, светлых, прозрачных ~ в дру­гом и т. п. ). Однако Нус, по Анаксагору, - это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тон­чайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он про­никает повсюду, поэтому все имеет душу. Растения подоб­но животным и человеку могут радоваться и огорчаться, только в разной степени. Самой большой способностью ощущать и чувствовать природу обладает человек, и это преимущество людей над животными Анаксагор связывал с наличием у человека руки. И растения, и животные, и че­ловек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в возду­хе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале по­явились растения, потом животные, из них - человек.

В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противополож­ности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теп­лого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплы. Точно так же сладкое, соленое, горь­кое невозможно определить через них самих. Пресное уз­нается через соленое, сладкое - через горькое и т. д. По принципу противоположности возникают и другие ощу­щения. Заметим, что противоречия, наметившиеся во взглядах Эмпедокла и Анаксагора на механизм восприя­тия, будут сняты позднее Аристотелем. Следует поставить в заслугу Анаксагору то, что он первым заметил зависи­мость ощущений и восприятий от расстояния и интенсив­ности воздействующего предмета, подойдя таким образом к догадке о наличии верхнего порога чувствительности. Философ полагал, что слишком сильные раздражения (чрезмерно яркий свет или сильный звук) устраняют спе­цифику различения и вызывают страдания.

Анаксагором ощущения рассматривались исходным источником знания, но он считал их недостаточными, поскольку только с их помощью нельзя, например, раз­личить очень малые частицы, существование которых можно допустить лишь на основе разума. Поэтому, хотя сам разум опирается не показания органов чувств, он, по сравнению с последними, идет дальше и глубже.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения: 1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистичес­кого направления в философии и психологии; 2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации; 3) до­гадка об определяющей роли руки в становлении челове­ка; 4) введение принципа противоположности для объяс­нения механизма восприятия; 5) предположение о зависи­мости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия. В понимании общей (материаль­ной) природы души

Ψ __§ 6. Гиппократ и его учение о темпераменте_________________________________________

Анаксагор примыкает к своим пред­шественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

§ 6. Гиппократ и его         Представление философов о том, что видимые вещи состоят из учение о темпераменте    смеси первоначал и что качественное своеобразие конкретных тел определя­ется соотношением, преобладанием тех или других вхо­дящих в эту смесь элементов («корней» у Эмпедокла, «гомеомерий» - у Анаксагора) проникает и в естественнона­учную среду. Близкие к этим взглядам, и особенно к философии Эмпедокла, общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал круп­ный древнегреческий врач Гиппократ(460-377 гг. до н. э. ). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий. Однако, по его мнению, нет необходимости прибегать к особым мировообразующим силам, обеспечивающим сочетание и разъединение исход­ных первоначал. Стихии сами вступают в различные со­единения, образуя многообразие природы.

Подобно всем другим телам, организм человека так­же представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физичес­кое здоровье человека. Однако в результате внешних воз­действий (климат, смена времени года, условия жизни, ха­рактер употребляемой пищи и т. д. ) пропорция стихий мо­жет нарушаться и вызывать у человека болезни. Поэтому один из путей выхода из болезни должен состоять в изме­нении внешних условий, географической среды, климата, организации режима питания и соблюдения диеты.

Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, вызываемые географическими, климатическими услови­ями, характером употребляемый пищи, а также образом жизни, обычаями и общественными установлениями ле­жат в основе различий между людьми по их конституци­ональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Сангви­никам, людям с преобладанием крови в общей смеси, характерно прекрасное телосложение, высокая подвиж­ность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям. Холерики, лица с доминиро­ванием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы; они энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств и военных дел. Флег­матиков, людей с преобладанием слизи, отличает рыхлость телосложения, вялость, малоактивность, сонливость: у них нет той тонкости чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли. И. нако­нец, меланхоликам, у которых преобладающей жидко­стью является черная желчь, свойственны хмурость, тос­кливость затяжного характера.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально-психологического подхода к изучению людей. Благодаря представлениям Гиппок­рата индивидуально-психологическое своеобразие чело­века стало выступать как вполне закономерный феномен, поскольку конституциональные особенности, общая актив­ность человека, его психические задатки и склонности определяются, с одной стороны, внешними условиями и обстоятельствами, включающими как природные (клима­тические, географические, метеорологические и т. д. ), так и социальные (образ жизни, обычаи, формы правления) факторы, с другой - внутрителесными, гуморальными ме­ханизмами. Это тем более важно отметить в связи с тем, что почти в одно время с Гиппократом зарождаются этико-психологические идеалистические системы Сократа-Платона, в которых активность человека трактуется как самобытная, независимая от природных факторов сила. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спа­дов. Однако, независимо от того принималась или отвер­галась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой как для ее последователей, так и для ее противников.

Ψ ___§ 7. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита____________________________               

§ 7. Философско-психо­-             Среди современников современников Анаксагора и Гиппократа из

логическая концепция                наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Левкиппа-Демокрита      Демокрит (460-370 гг. до н. э. ) - ближайший ученик Левкиппа, философа, одно лишь имя которого дошло до на­ших дней, но которого в истории философии и психоло­гии оценивают как идейного вдохновителя атомистичес­кого учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Демокрит-ученый энциклопедического склада ума, многосторонней и высокой эрудиции, оста­вивший значительный след в развитии философии и пси­хологии как античного периода, так и более поздних вре­мен. Взгляды Демокрита высоко оценивались его сов­ременниками, позднее Аристотелем, классиками марк­сизма. Вместе с тем его учение вызывало ненависть со стороны представителей зарождающейся идеалистичес­кой линии в античной философии и особенно Платона, скупавшего вое книги Демокрита и уничтожавшего их еще при жизни великого философа. Аналогичным обра­зом поступала с произведениями Демокрита христианс­кая церковь. Не удивительно, что из произведений Де­мокрита сохранились лишь отдельные фрагменты и вы­сказывания.

Исходным положением в философской системе Де­мокрита является то, что за первооснову мира им прини­маются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по сво­ему составу образования, а атомы.

Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отли­чие от гомеомерии атомы меньше по величине, более лег­ки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Подобно Анаксимандру, Демокрит полагал, что перво­основа должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений. Но если апейрон у Анаксимандра есть вещество с нейтральными качествами, то атомы у Демокрита различаются друг от друга по величине, фор­ме и положению или повороту. В рамках этих признаков существует бесконечное разнообразие атомов, столкно­вение и разделение которых порождает разные их соче­тания, образующие в итоге различные тела и вещи. Глав­ным и необходимым условием движения атомов, их со­единения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут нахо­диться в постоянном движении, а природа и мир в це­лом - в его вечном изменении и развитии.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых ато­мов, животные возникли из воды и ила. От животных про­изошел человек. Все живые существа непрерывно изме­нялись. Вначале рождались глухие, слепые, безрукие, без­ногие существа, которые из-за своей неприспособленности вынуждены были погибнуть. Из множества форм живот­ных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежит человек.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычай­ной подвижностью. Атомы души - круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происхо­дит их восполнение в теле. Если душевных атомов в орга­низме становится слишком мало и эта утрата не вос­полняется, наступает смерть. Демокрит был близок к ги­лозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление огненных (душевных) атомов.

Проникая в организм, душевные атомы рассеива­ются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы, сердца и печени. В области го­ловы задерживаются огненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение позна­вательных процессов-ощущений, восприятий и мышле­ния. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состояниями. И, на­конец, атомы, скопившиеся в области печени, определя­ют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозгоцентрическую точку зрения Ллкмеона, ни сердцецентрическую позицию Эмпедокла. Наме­чая разные уровни душевной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела. В античную эпо­ху такая точка

Ψ ___§ 7. Философско-психологическая концепция  Левкиппа-Демокрита____________________________               

 

зрения будет не менее распространенной, чем мозгоцентрическая и сердцецентрическая гипотезы относительно субстрата психических функций. Достаточ­но указать, что аналогичной трехуровневой схемы лока­лизации души будет придерживаться Платон с той лишь разницей, что у Демокрита все части души зависят от тела и вместе с его гибелью исчезают, тогда как в системе взгля­дов Платона душа бессмертна, в тело человека поселяет­ся временно и пределами его жизни не ограничена.

Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и меха­низмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни.

В познавательную сферу души включались ощуще­ния, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощуще­ния и восприятия. На них опирается мышление. Без ощу­щений и восприятий мысли не возникают. Жалкий ум, говорил Демокрит от имени органов чувств, нас ли ты намерен победить, нас, у которых только и заимствуешь ты свои убедительные доводы.

Рассматривая ощущения и восприятия в качестве начального звена познавательного процесса, Демокрит вместе с тем ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей (например, атомарную струк­туру тел). Ощущения и восприятия как бы скользят до поверхности и схватывает лишь внешнее. Только мыш­ление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств.

Отправными положениями в объяснении возникно­вения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений. Все ощущения возникают при условии контакта и соприкосновения ор­ганов чувств с внешними телами, представляющими со­бой сцепление различного рода атомов, величина, фор­ма, порядок и положение которых определяют тот или другой вид чувствительности и качественные характери­стики ощущений. Например, если в ухо попадают одно­родные атомы, звук будет восприниматься чистым: если же в ухо проникают разнородные атомы, звуки будут восприниматься сложными. Проникновение мелких ато­мов будет вызывать впечатление высоких тонов, а круп­ных - низких. Аналогичным образом свойства атомов определяют и восприятие цветов, вкусовую чувствитель­ность и другие виды ощущений. Ощущение сладкого, на­пример, связано с гладкими круглыми атомами; ощуще­ние кислого - с шероховатыми, многоугольными ато­мами.

Подчеркивая зависимость ощущений от свойств атомов, Демокрит вместе с тем заметил, что в телах име­ются лишь атомы, а такие качества как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. самим атомам и телам, состоящим из них, не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения соленого, сладкого, красного, желтого, тепло­го, холодного и т. д. Перечисленные качества являются как бы вторичными, производными, нс зависящими целиком от физической природы атомов. Те краски и ощущения, которые человек испытывает, представляют собой субъ­ективные переживания, объективным основанием кото­рых являются внешний мир, составленный лишь из ато­мов и пустоты. Таким образом, в учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объектив­ную и субъективную стороны чувствительности. Прой­дут десятки столетий, когда в XVII веке в Англии Д. Докк выступит с учением о первичных и вторичных качествах, истоки которого восходят к теории ощущений Демо­крита.

Если возникновение всех видов ощущений выводи­лось Демокритом из непосредственного контакта орга­нов чувств с атомами, то механизм восприятия целост­ных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом «идола­ми», представляют собой сочетание тонких атомов, вос­производящее форму воспринимаемого предмета. Идо­лы или тонкие оболочки, копирующие форму объекта, исходят от предмета и направляются в самые разные сто­роны окружающей воздушной среды. Одновременно с ис­течениями от объектов во внешнюю среду посылают свои истечения и органы чувств. При встрече истечений, иду­щих от источника и воспринимающего органа в воздуш­ной среде, окружающей глаз, образуется отпечаток, ко­торый и переносится в зрачок глаза. Промежуточная воз­душная среда во время движения идолов может спутывать их и тем самым вызывать неадекватные впечатления. Са­мое же впечатление

Ψ ___§ 7. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита____________________________               

 

возникает только в том случае, если идолы, проникая в поры глаза, сталкиваются с атомами души. Если идолы пролетают в тело, где имеются душев­ные атомы другого рода, то они вызывают различные эмо­циональные переживания.

Эмоции и аффекты, подобно ощущениям, опреде­ляются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмо­ции вызываются ровным течением круглых, шарообраз­ных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и клочковатых ато­мов в случае нереализованных потребностей. Потребно­стям человека Демокрит придавал большое значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, кото­рые приводят в действие не только эмоциональные пере­живания. Нужда научила человека всему, она сделала его ум изощренным, позволила приобрести язык, речь и при­вычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы ни­когда выйти из дикого состояния. Многое из того, чему научился человек, происходило, по мнению ученого, в результате подражания. Подражая паукам, люди научи­лись ткацкому ремеслу, а подражая птицам человек на­учился языку и пению. Естественное развитие языка и речи представлялось философу следующим образом. Подра­жая звукам животных, человек начинает обозначать их этими звуками. После этого люди договариваются об общем употреблении звуков и их сочетаний. Особый ин­терес представляет этика Демокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологический харак­тер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и на­ставлений.

Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и выраста­нии его из них явилось важной догадкой, которая, одна­ко, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона.

 

 

Ψ __§ 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона____________________________

           

ГЛАВА 2   НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБЪЯСНЕНИИ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО

§ 1. Философско-пси-              В системе взглядов Демокрита материалистическая линия, идущая хологическая система     от Фалеса, получила свое наиболее после­довательное выражение. В Сократа-Платона                 V-IV   вв. до н. э. материалис­тическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родо­начальником которого является Сократ (469-399 гг. до н. э. ) и Платон (427-347 гг. до н. э. )- Возникновение идеа­листической школы Сократа-Платона совпадает со временем, когда в Афинах, где складывается эта школа, происходили острые политические конфликты и столк­новения между представителями рабовладельческой де­мократии и сторонниками монархической формы прав­ления. Запросы и интересы реакционного крыла ра­бовладельческого общества нашли свое философское обоснование в идеалистических системах Сократа и Пла­тона.

В период расцвета рабовладельческой демократии, когда значение и роль каждого отдельного свободного человека в общественной жизни заметно возросли, среди философов, и больше всего у софистов, стал формиро­ваться интерес к проблеме личности и ее ценности для общества. Позднее социальные и политические потрясе­ния в демократическом афинском государстве в еще боль­шей степени заострили вопрос о месте и назначении че­ловека. Наметившийся уже у софистов поворот от воп­росов мироздания и натурфилософии к проблем самого человека принял совершенно отчетливые формы в фило­софии Сократа и Платона, имеющей этико-психологическую направленность.

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога и потому философам нет необходимости вмеши­ваться в его творения. Истинное назначение философии должно состоять не в умозрительных догадках и постро­ениях картины мира, чем до сих пор занимались его пред­шественники, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем должен человек руководствоваться в своей прак­тической жизни и как ему оказывать воздействие на дру­гих людей и самого себя. Повседневная жизнь человека, по мнению Сократа, -это искусство. Чтобы овладеть этим искусством, людям надлежит знать, что оно собой пред­ставляет. Но для этого необходимо выяснить сущность знания. Знание для Сократа есть понятие о предмете, а предметом знания должно стать прежде всего то, что под­властно самому человеку. Наиболее поддающейся чело­веку областью является его собственный внутренний мир и поведение, а поэтому основное познание должно быть обращено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в исполь­зуемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фалесу: «Познай самого себя».

Вся этическая система Сократа построена на стрем­лении понять истинное назначение человека, выражаю­щееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, сча­стья и богатства. Подлинный смысл человеческой жизни состоит в том, как человек все это понимает, ценит, упот­ребляет и относится. Главный принцип, который прони­зывает этическую концепцию Сократа, - это принцип уме­ренности. Каждому человеку, считал философ, свойствен­ны потребности, желания, стремления. Главное должно заключаться не в том, какие именно стремления заполня­ют человека, а в том, какое они место занимают в его жизни. Человек не может подняться над природой и вый­ти из-под зависимости других людей, если он не в состоя­нии управлять своими потребностями, желаниями и пове­дением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, остаются рабами телесных страстей и внешней действи­тельности. Увлечение телесными наслаждениями разру­шает тело и подавляет душевную деятельность. Люди, не умеющие управлять собой (а к числу их относились, глав­ным образом, рабы и ремесленники), не могут и управ­лять другими. Из всего сказанного следует, что человек - должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они дости­гают своего высшего напряжения. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, при котором он, будучи относительно свободным от телесных вожделений, главное усилие воли и разума направляет на поиск исти­ны и смысла жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...