Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слайды или репродукции храмовых зданий




Тема 40

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ИСКУССТВО

1. Проверяем домашнее задание: приводим примеры дружбы и верности. А как вам кажется, сколько людей вместе могут дружить? Два, три, десять? Когда люди просто живут вместе, что их объединяет?

Дела и разговоры. Они что-то делают и разговаривают, общаются, рассказывают друг другу о том, что видели, что делали, чего хотят, о чем думают и что чувствуют.

2. А что такое человечество? Как оно живет? Люди друг с другом общаются, и не только словами. Дело каждого тоже является словом, посланием другим людям.

Российский поэт Осип Мандельштам (1891-1938) сравнивал поэзию с письмом, запечатанным в бутылку, которая брошена в море (См. статью О собеседнике - Мандельштам О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987, с. 49). Кому послано, не знаем, собеседник неизвестен - оно предназначено всем людям.

3. Что же такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?

Живопись, скульптура, архитектура, театр, кино... Все это - доверительный разговор о жизни, особый, дистанционный вид общения людей.

Язык искусства отличается от обычного языка. Это язык образный. Искусство создает, прежде всего, образ, передает ощущение происходящего, этот образ у читателя и зрителя рождает живое собственное чувство. Вся сила искусства в том, что оно воспринимается сердцем, а не умом и побуждает человека к поиску прекрасного.

4. А что еще мы воспринимаем сердцем?

Истину. Удивительная сила искусства в том, что оно способно развить чувство прекрасного, чувство правды в человеке. Значит, искусство может служить Богу.

Всегда ли так получается? А когда началось искусство?

Искусство родилось вместе с родом человеческим. Оно имеет очень древние корни. Оно всегда сопутствовало людям. На стенах пещер, где жили первобытные люди, археологи обнаружили древнейшие наскальные рисунки.

Так что же такое искусство?

Искусство - один из способов познания мира и участия в жизни. Это волшебное зеркало, в котором отражается настоящее, прошлое и... возможное. Человек может увидеть в нем самого себя.

Как же возникает произведение искусства?

Произведение искусства хорошо тогда, когда оно создано по внутренней необходимости (Рильке P. M. Новые стихотворения. М.: Наука, 1977, с. 328. ), - говорит австрийский поэт Райнер М. Рильке в своих Письмах к молодому поэту.

А что такое внутренняя необходимость? Откуда она в человеке? Почему нас что-то тревожит и волнует?

Может быть, это Бог говорит нашему сердцу, на что именно нам надо обратить внимание?

Впечатления художника важны не только для него. Они побуждают его к творчеству, которое служит Божественному промыслу, помогает людям лучше видеть мир и самих себя.

5. Но бывает в искусстве и подделка. Что это такое? -

Это когда художник создает что-то корысти ради или по какому-нибудь заданию. Когда он изображает и говорит не то, что чувствует, когда он не верен истине.

Но раз есть подделка, нам надо научиться отличать ее от живого искусства. Не забудем, что живое искусство говорит не прямо и однозначно, а рождает в нас самих размышления и чувства. Оно задает вопросы, а ответы нам придется искать самим в совете с Богом.

Д. З:

Смотрим репродукции картин художников разных времен: А. Г. Венецианова, В. Серова, П. Кузнецова. Пытаемся не разбирать, что на них изображено, а почувствовать их и пережить.

 

 

Тема 41

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. В классе смотрим репродукции картин И. Левитана. Пытаемся высказать, какие переживания вызывает та или иная работа. От изображения идем к настроению и мировосприятию художника.

2. Кого называют художником?

Не только человека, который рисует или пишет картины, но и тех, кто создает художественные произведения в литературе, архитектуре, музыке, театре, кино и т. д.

А теперь вспомним, что художницей в Библии называется Премудрость Божия. В Константинополе, в Киеве, в Новгороде, да и в других городах есть храмы святой Софии Премудрости Божией. В книгах Притч Соломоновых Художником назван Сам Спаситель (Притчи, 22-30), этим указана Его особая роль в творении мира - дарование образа.

3. А как творит человек? С чего начинается творчество? Когда человек испытывает потребность писать? Когда он все знает или когда не знает и вопрошает? Что такое написание картины или книги?

Поиск. Художник ищет ответы на вопросы, которые в нем родились.

4. Что такое вопрос? Подумаем, когда он в нас рождается? О чем он свидетельствует?

Вопрос выражает живой интерес к жизни. Хочется глубже понять, осмыслить то, что волнует. Надо учиться задавать серьезные вопросы.

5. Рисование в классе красками. Сделать набросок любого запомнившегося за последнюю неделю образа (пейзаж, какой-нибудь эпизод из жизни или из книги, портрет, просто отдельный предмет, но непременно на конкретном фоне и т. д. ). У каждого запечатлелось что-то свое. И рисует пусть каждый по-своему, как ему захочется.

А теперь посмотрим наши работы все вместе. (Каждую работу надо показать в отдельности и попытаться войти в нее, почувствовать ее дух, но ни в коем случае не оценивая уровень исполнения).

Мы видим, что с одной стороны вы отражали то, что видели. Но искусство загадочно: в каждом изображении присутствует не только то, что улавливает глаз, но и то, что происходит в сердце рисующего. Можно через картину узнать кое-что о ее создателе.

Но умеем ли мы правильно видеть? То есть видеть то, что говорит искусство, и то, что происходит в жизни? Что такое видеть?

Часто мы бываем невнимательны, загораживаемся от жизни своими представлениями о ней и не видим, что и как происходит на самом деле. Художник помогает нам лучше увидеть жизнь, он учит смотреть.

Вот репродукция картины В. Сурикова «Боярыня Морозова». Что мы видим?

Все движется, тревога и волнение овладели всеми. Мы чувствуем напор толпы, и сами как бы оказываемся в этой толпе.

Что мы ощущаем?

Здесь не скажешь сразу, кто хорош, кто плох. Острейшая драма жизни разыгрывается перед нами: непримиримое столкновение идей и внутренних устремлений людей. Мы сопереживаем. Картину нельзя пересказать, она не просто информирует о случившемся. Искусство не может ограничиться внешним изображением того или иного факта, оно невольно дает нам опыт живого общения с миром и автором произведения. Художник тоньше чувствует и глубже осмысливает действительность в процессе творчества. Он ищет ответы на возникшие вопросы и нас призывает искать вместе с ним.

Д. З:

Смотрим репродукции картин Левитана. Придумываем маленькую пьесу, используя репродукции.

Тема 42

ЭКСКУРСИЯ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Смотрим несколько работ на выбор учителя. Предлагаем детям постоять у картин молча, послушать, какой отзвук в сердце, какое переживание рождает то или иное живописное полотно. Стремимся акцентировать внимание не на сюжете, а на художественности, на живописном переживании мастера, пытаемся ощутить дух произведения.

Д. З:

Углем или пастелью на больших листах сделать по памяти схематичные наброски композиционной структуры запомнившейся картины. (Что на первом плане, что на втором? Где свободное пространство, где люди? )

Тема 43

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО

1. Рассказываем свои домашние пьески по картинам

Левитана и смотрим композиционные наброски картин.

А как зародилось искусство? Когда появились самые первые образцы художеств?

Нам известны древние наскальные рисунки (показать фотографии). Они были очень просты и схематичны. Постепенно, со временем, изображение усложняется: каждая эпоха вносит свои особенности, искусство вырабатывает свой язык.

2. Каков язык архитектуры разных эпох и стран?

Слайды или репродукции храмовых зданий

Китай, Древняя Индия, Древние цивилизации Америки, Египет, Античность, Византия, Древняя Русь.

(Выписать и пояснить незнакомые слова).

3. Обратим внимание - везде есть храмы. Вся культура - движение навстречу Богу. В основе настоящего ищущего искусства всегда лежало наблюдение и движение к истине.

4. Искусство каждой эпохи вносило свой вклад в мировую сокровищницу культуры.

Древний Китай принес искусство лаконичного выражения и эстетику формы.

Египет - монументальность художественной мысли. Древние цивилизации Америки дали тончайшее искусство символов.

Греческое искусство узнало особую тайну пропорции, были разработаны совершенные формы в архитектуре и скульптуре.

Игра: показываем архитектурные сооружения разных стран древности и пробуем отгадать, что, где и когда было построено.

Изучать искусство очень интересно. Можно увидеть, как двигалось в своих переживаниях человечество, когда оно усердно внимало Богу, и что происходило, когда побеждало человеческое своеволие.

Д. З:

Сочиняем маленькую пьесу с использованием репродукций архитектурных сооружений, произведений живописи, графики, скульптуры разных времен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...