Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. ДВА ПУТИ ЖИЗНИ




Тема 12

МИР КАК МНОЖЕСТВО И СВОБОДА ВЫБОРА

1. Читаем стихотворения об осени. О чем они говорят? Что мы видим?

Всего в мире много. Весь мир состоит из множеств. Примеры: множество предметов, множество людей, множество поступков, дел, множество слов.

2. А задумывались ли вы над тем, что мы все время делаем в жизни?

Человек все время выбирает (Сир. 15, 14-17). Воля его и есть его выбор. Примеры. Выбираем яблоко, одежду, профессию, выбираем, что будем делать.

Мы видели, как многообразна человеческая деятельность. Выбирая какое-нибудь дело, мы совершаем выбор из множества возможностей. Вспомним, из каких еще множеств нам приходится выбирать? Что бы вы выбрали из множества цветов, фруктов?

3. Итак, у человека есть много возможностей. Всегда ли хорош его выбор?

Нет. Приводим примеры.

Откуда мы узнаем, что выбор плох?

Мы очень часто чувствуем и знаем внутри себя, как не надо поступать, совесть подсказывает нам.

А как ты думаешь, правильный путь и выбор один единственный?

Нет, правильных путей может быть очень много.

Приведем примеры.

Д. З:

1. Пишем ряды множеств: имен, цветов, профессий, городов, стран.

2. Рисуем множество цветов, делим их на полевые и садовые.

Тема 13

ВЫБОР – ПОСТУПОК

1. Читаем домашние примеры множеств.

Разберем примеры того, как люди делают выбор. Чем они руководствуются?

Немецкий богослов Альберт Швейцер в 37 лет, решает стать врачом, учится врачебному делу и едет в Центральную Африку лечить туземцев. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) очень любил рисовать и серьезно занимался медициной, но выбрал в конце жизни священническое служение. Как вы думаете, чем он мог руководствоваться?

2. Из множества книг мы выбираем то, что нам нужно. А если мы окажемся среди собрания плохих книг, значит ли это, что мы должны все же что-то выбрать и читать?

Хорошо ли, когда человек потребляет все без разбора (книги, фильмы)? Подумаем, что с нами будет, если мы не станем разбираться в пище?

3. Мы живем среди людей. Много людей - это не просто множество: в каждом человеке - образ Божий. Об этом нельзя забывать. Как мы должны жить в человеческом обществе? Каким может быть наше общение с другими людьми? К чему оно нас зовет?

К миру, к любви. Нельзя распоряжаться человеком и использовать людей в своих целях.

Но все ли люди к этому стремятся? Всегда ли в человеческих отношениях мы имеем возможность быть свободными?

Нет, не всегда. Но есть обстоятельства, когда мы добровольно соглашаемся ограничить свою свободу в пользу другого. Например: мать ограничивает себя во многом, чтобы отдать свое время и внимание детям. Работа часто требует от человека жертв. Да и семья тоже предлагает нам некоторые ограничения, которые мы сами на себя берем. Но есть другое ограничение свободы, когда человека просто к чему-нибудь принуждают. Например, таким бывает состояние людей в плену, в тюрьмах.

Но несвобода может начать расти и внутри различных кружков, сект и обществ. Мы должны быть бдительными и помнить, что свобода - главное достояние человека, его божественный дар, и все недобровольные ограничения ее плохи.

4. Задание в классе: В группах по 4 человека сочиняем общий устный рассказ-наблюдение (вид из окна, описание класса и т. д. ). Каждый следующий дополняет рассказ предыдущего.

Д. З:

Описываем случай из жизни, когда человек совершил важный выбор, что-то значительное сделал или сказал.

Тема 14

ВЫБОР - СЛОВО. СЛОВЕСНОЕ МНОЖЕСТВО

1. Читаем начало Евангелия от Иоанна: В начале было Слово. О Ком мы читаем?

О Предвечном Слове, Второй ипостаси Пресвятой Троицы - Сыне Божием. Он был при творении, иным открыто, что Бог создал мир Своим Словом. Слово Божие было неотделимо от действия. Бог сказал: Да будет свет (Быт. 1, 3), и явился свет.

2. А человеческое слово, что оно такое? Насколько человеческое слово может быть долговечным и действенным? (Сир. 20, 18; 4, 27; Притч. 12, 18). (Показываем миниатюру Слова Григория Богослова ).

Что мы видим на ней?

В руках у св. Григория книга, из которой вытекает поток, и люди из этого потока пьют. Поток - это образ силы его духоносных слов.

Сам ли он придумал эти слова?

Они - Откровение Духа Святого, действующего через него. Когда воля человека свободно соединяется с волей Божией, то слова становятся богодухновенными.

За плечами святого мы видим ангела, как бы диктующего ему. Но в любом деле от человека требуются и его личные труды, личное усилие.

Приведем примеры других откровений.

3. Слово - таинственный дар, данный лишь человеку. (Еккл. 5, 1). Как мы пользуемся этим даром?

Мы всегда выбираем слова, то есть думаем, что хотим сказать.

Но мы свободны: мы можем слушать слова Божий, а можем и то, что нашептывает злой дух (Сир. 13, 15). Перед нами всегда выбор - кого слушать, за кем идти?

4. А теперь давай подумаем, как слово может служить добру? (Сир. 8, 9-10; 14, 1). Что можно сделать словом?

Слово может угасить гнев, рассеять печаль. Словом благодарят, славят. Слово может быть молитвой, добрым советом, словом правды, откровения...

А бывают ли слова безрассудные, злые, творящие зло?

Бывают. Это - ругательства, проклятья, грубость, ложь, клевета, сквернословие, разглашение чужой тайны. От таких слов предостерегают нас и Евангелие, и святые отцы Церкви. Такие слова нельзя повторять, нужно их забывать. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса (Кол. 3, 17).

5. Человек произносит множество слов и делает множество дел. Как же связаны наши слова и дела?

Слово и дело должны быть едины.

А бывает ли, что слово расходится с делом: говорится одно, а делается совсем другое? Что происходит тогда с душой человека?

Грех празднословия вредит человеку, душа его становится нечувствительной к истине, глухой.

Д. З:

Пишем однокоренные слова к словам благо, добро, «свет».

IV. ДВА ПУТИ ЖИЗНИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...