Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XII. Религия и искусство




Тема 44

ИСКУССТВО. ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ

1. Рассказываем домашние пьески по репродукциям разных времен. Как искусство менялось во времени?

Произведение создается в конкретном времени, и каждое время запечатлевается в нем своими ритмами и пластическими формами.

Как мы можем угадать, почувствовать, где древнее искусство, где средневековое, где современное? (Смотрим репродукции или слайды).

Десятки особенностей говорят о времени создания произведения. Хороший художник старается ничего сам не придумывать, а слушает время, свою интуицию и пишет так, как чувствует его сердце. Все это порождает живое многообразие стилей.

2. Что такое стиль?

Стилем можно назвать множество особенностей, приемов, черт и сам подход к предмету. Стиль отражает мировоззрение и творческие поиски автора, художественного течения или целой эпохи. Примеры стилей: греческий, романский, древнерусский, готика...

3. Стиль рождается и живет какое-то время, множа свои образцы: из одной страны он может распространиться по всему миру, из одного времени иногда переходит в другое.

Например, здание Большого театра выстроено в классическом стиле, который имеет корни в античности, затем он был возрожден в XVII веке во Франции и оттуда пришел в Россию.

Где еще у нас мы видим греческий стиль? Какие у него приметы?

Портал с колоннами, портик и т. д. (показ фотографий, в том числе храмов с элементами классицизма).

А есть другой стиль - барокко (показываем фотографии зданий и храмов в стиле барокко). У него свои особенности: избыточность и витиеватость формы, множество лепнины. Он зародился в Италии в XVI веке и в XVIII веке широко распространился в России.

4. Мы видим, что время и стиль зримо отражаются в архитектуре. А еще по чему мы можем узнать время?

Одежда тоже хранит приметы времени и стиля. Кроме этого одежда еще указывает на национальную принадлежность.

(Показываем рисунки воинского обмундирования разных эпох и народные костюмы).

Вот перед нами изображены люди разных времен и народов. Как узнать, где русский воин, где римский легионер, где немецкий рыцарь?

По одежде, по воинским доспехам.

Д. З:

1. По обмундированию определяем время и место жизни воинов на различных батальных и жанровых полотнах.

2. Рисуем воинов разных времен и народов.

XII. РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Тема 45

ВРЕМЕННОЕ И ВЕЧНОЕ В ИСКУССТВЕ

1. Рассматриваем домашние рисунки. Мы видим, что есть в искусстве то, что принадлежит времени, и то, что принадлежит вечности.

2. Почему же одни произведения исчезают со временем, а другие продолжают жить?

Конечно, есть произведения искусства, которые

просто разрушаются с годами.

Какие?

Храмы, здания, скульптура, живопись.

Но нередко произведения искусства, еще очень хорошо сохранившиеся, некогда прославленные, служившие злобе дня, становятся ненужными и забываются. А произведения, авторы которых свою художественную задачу понимали как поиск истины и стремление к ней, остаются живыми.

Лучшие творения человечества не стареют в отличие, например, от технических изобретений. С течением лет они приобретают как бы дополнительные измерения: новые поколения наполняют их своими переживаниями и новым смыслом.

3. А теперь обратимся к устному народному творчеству, к эпосу. Эти произведения, как мы знаем, не исчезли из памяти человечества. Что входит в понятие эпоса?

Сказки, легенды, былины, сказания.

Вы, наверное, замечали, что у каждого народа есть свои любимые герои. Кого любим мы? Кто наши герои?

Иванушка-дурачок, Василиса премудрая, Серый волк, Емеля и другие.

4. Замечали ли вы, что проблемы, которые отражаются в сказках разных народов, часто бывают схожими. Разные национальные герои оказываются порой в сходных ситуациях, испытывают близкие чувства, высказывают одни и те же мысли. Почему так? О чем рассказывают нам сказки и легенды?

О любви, преданности, верности, о труде, служении, но и об эгоизме, предательстве, - в общем, о борьбе добра и зла.

Почему же эти темы имеют всеобщее значение?

Потому что это было единое для всех откровение. Каждый народ облекает его в плоть своей культуры, но единая основа угадывается у многих.

Поэтому современный человек живет уже не только внутри своего народа, он чувствует себя причастным всей мировой культуре. Каждый из нас - духовная частица всего человечества. Мы друг другу необходимы.

Д. З:

Подумайте, как связаны произведения искусства разных народов между собой. Вспомните общие сюжеты и кратко запишите их.

Тема 46

БИБЛИЯ В ИСКУССТВЕ

(монтажный лист слайд-фильма)

1. Проверяем домашнее задание: как связаны произведения искусства разных народов между собой?

Несмотря на множество этнических особенностей, мы чувствуем, что в основе большинства произведений лежит некий единый нравственный кодекс, то есть внутренний закон, одинаковые представления о том, что есть добро, а что зло.

Нет ли у вас ощущения, что вся культура имеет одно общее духовное основание? Не знаем ли мы книгу, которая признана всеми народами духовной сокровищницей человечества?

Это Библия.

Для многих народов она является главным источником мудрости. Священное Писание повсеместно проникает в культуру, библейские события отражаются во многих произведениях искусства.

2. Посмотрим слайд одной знаменитой картины, в основе которой лежит событие Священной истории.

Вечное и временное здесь соединены совершенно необычным образом.

Слайды:

1. А. Дюрер «Поклонение волхвов».

Что мы видим?

Перед нами знаменитый евангельский сюжет, а герои изображены в европейских одеждах XVI века. Для чего художник сделал это?

Любой факт Священной истории - это не просто историческое событие, это духовный закон, который однажды был явлен миру, и с тех пор продолжает свое действие в веках. Он не может быть ограничен никаким пространством и никаким временем, так как являет собой одну из причин самого нашего мира. Священная история духовно переживается людьми не как прошлое человечества, а как его настоящее и будущее.

Но в мире, мы знаем, все постоянно меняется: здания, одежды, вкусы. Художник у времени в плену - по словам Бориса Пастернака. Подумаем, погрешил ли Дюрер против истины, изобразив поклонение волхвов в одеждах своего времени?

В картине произошла как бы замена времен. Дюрер приблизил изображаемое событие к своим современникам и показал, что перед нами - вечный сюжет, факт духовной истории человечества, который имеет значение для • всех времен и народов.

Нельзя искать в произведении искусства только внешней похожести. Живопись - это не документальное воспроизведение факта и не срисовывание. Живопись, как мы уже говорили, включает нас в живое переживание события.

А теперь рассмотрим несколько работ одного из великих нидерландских живописцев XVI в. - Питера Брейгеля Старшего.

2. П. Брейгель «Проповедь Иоанна Крестителя».

Как организована композиция этой картины?

Все главное действие происходит в глубине, а не на первом плане. Мы оказываемся в толпе современников Брейгеля и действительно начинаем прислушиваться: о чем говорит проповедник, куда зовет?

3. П. Брейгель «Обращение Савла»

И в этой работе чудесное событие опять скрыто за обыденной жизнью. Всадники остановились и переговариваются между собой, видно что-то впереди случилось и приостановило их движение. Чтобы понять, что произошло, нам нужно или спросить у кого-нибудь, или самим пробраться вперед, вглубь художественного пространства.

Почему же художник самое главное скрывает? Разве не мог он чудо обращения Савла показать крупно на первом плане?

4. П. Брейгель «Перепись в Вифлееме».

Обратимся к третьей работе. Может быть, именно на ней мы и поймем принцип Библейских композиций Брейгеля.

Перепись в Вифлееме. А на картине зима, снег, небольшой голландский городок, ничуть не похожий на Вифлеем. Все куда-то идут, едут.

Где же святое семейство, где Дева Мария?

Мы видим ее на ослике, которого ведет Иосиф. Ничто не выделяет их среди пришедшего в движение города. Рождение Христа готовилось свершиться втайне, мир забыл все пророчества и не ждал предстоящего чуда. Все были заняты своими делами, так же, как мы сейчас. И художник, ощущая это всем своим существом, создает особую композицию, которая помогает нам реально почувствовать, что Спаситель пришел ко всем людям мира, даже если они об этом ничего не знают.

Искусство исследует то, что Библия хранит как Откровение. Может быть, искусство и вся культура - один из способов усвоения и понимания народами Библии. Важно только, чтобы это были попытки художественного творчества, исследования, а не просто тематические иллюстрации.

Человек вокруг себя создает культурное пространство, и когда дух его стремится к Духу Святому, тогда рождается светлое христианское искусство.

Но всегда ли человек, и в частности художник, хочет этого?

Человек свободен; дары, которые он получил от Бога, он может употребить по своему усмотрению. Человек может и не стремиться к Духу Истины. Произведения такого художника не приблизят сердце к Божественному. Поэтому нам необходимо различать ложь и правду в искусстве.

Искусство как зеркало: оно способно показать нам, что с нами происходит. Его нельзя отвергать, оно помогает нам правильно настроить наши чувства. Только надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать.

Д. З:

Красками или тушью сделаем два эскиза с разными композициями какого-нибудь библейского эпизода. Подумаем, какие возможности выражения дает композиция?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...