Одноименная глава книги: Сурова Л.В. Воскресная школа сегодня. М. 1996
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Тема 47 ЛЕТНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ (монтажный лист слайд-фильма) 1. Мы с вами говорили о том, что есть очень много произведений искусства на библейские сюжеты. Они показывают, как воспринималось и усваивалось человечеством Божественное Откровение. Но рядом с этим жило искусство церковное - искусство литургическое, богослужебное. Это богослужебные тексты, иконы, храмы, фрески, облачения. Оно есть живая часть Церковного Предания. Вспомним, чем отличается икона от картины? Слайды: 1. «Сошествие Святого Духа на апостолов» Вот перед нами «Сошествие Святого Духа на апостолов». Почти во всех храмах есть такое изображение. Что это, икона или картина? Картина. Здесь художником была предпринята попытка изобразить, как в действительности это могло бы произойти. Напомним себе историю праздника. Мы читаем о нем в Деяниях апостолов (Деян. 2, 1-14). На пятидесятый день после Пасхи, на десятый после Вознесения Христа на небо, апостолы, которые находились все вместе в Сионской горнице, вдруг услышали шум и ощутили необыкновенную Божественную силу, излившуюся на них. Они увидели язычки пламени над головами друг друга и неожиданно для себя заговорили на разных языках, которых раньше не знали. Что произошло? То, что было предсказано Спасителем. Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14, 16). И вот все это свершилось. День Сошествия Святого Духа - один из самых значительных христианских праздников. Еще он называется Пятидесятницей, так как произошло это чудо, как мы уже говорили, на пятидесятый день после Пасхи. Другое название праздника - День Святой Троицы, так как в этот день была явлена людям вся полнота Божественной Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Как нам это себе представить? Человек был удален от Бога после грехопадения, то есть нарушения Божественной заповеди. Его бытие стало ограничено и во времени, и в пространстве. Теперь человек, как срезанный цветок, он может жить некоторое время, но неминуемо увядает и умирает. Христос как бы привил нас всех к Своему живому Телу. И Дух Святой по нашим молитвам стал питать нас живоносной влагой, более и более сращивая нас со Христом и обращая сердца наши к вышнему миру. 2. Икона Пятидесятницы. (Из собора св. Софии в Новгороде). Пятидесятница - это начало Церкви Христовой. Новое бытие, новое пространство стало для нас доступным. Вот перед нами икона праздника. Мы видим: апостолы сидят полукругом, образуя собой подобие свода, - новое небо воссияло над миром. Эта икона очень живописна. Своими красками она свидетельствует о том, что именно в Церкви - начало Жизни Вечной, радостной, цветущей, чистой. Но икона и символична. Она не стремится в точности передать, как было дело, не заостряет внимания на переживаниях апостолов и Богородицы, но лишь свидетельствует: это произошло. Духовный смысл события - вот что стремится явить икона. 3. Икона Преображение Господне. (Феофан Грек). А теперь обратимся еще к одному евангельскому событию, которое стало особо чтимым церковным праздником. Читаем отрывок из Евангелия о Преображении (Мф. 17, 1-9). Давайте сравним прочитанное с тем, что мы видим на иконе. На иконе изображены три момента времени: восшествие Христа с учениками на гору Фавор, сам момент Преображения и сошествие с горы. Что же мы узнаем нового, важного для нас из этого события? На Фаворе была явлена людям истинная духовная природа Христа. Мы видим, что Ослепительный свет исходит от фигуры Спасителя. Ученики повержены: их глаза и сердца не могут вынести этого света. Только Петр пробует взглянуть вверх и то загораживает глаза руками.
4. Икона Преображение Господне. (Византия, V I в. ) А вот другая византийская икона Преображения VI века. Здесь Спаситель изображен внутри красного овала, мандорлы: Он пребывает теперь в другом пространстве и оттуда являет Себя нам. Здесь мы видим совсем другие цвета. Много золота, киновари. Фаворский свет как бы перешел в цвет жизни. Преображение празднуется Православной Церковью 19 августа. Оно еще именуется в народе Яблочным Спасом. Почему? Повсеместно освящают плоды земли, в знак будущего освобождения всей природы, восстановления плодородных живоносных сил, которые возродят новую землю для нового человека, освободившегося от греха. Когда же это произойдет? После Второго пришествия Христа на землю. Именно тогда будет воскресение мертвых, и все, кто стремился ко Христу в своей земной жизни, обретут Вечную Жизнь и новую радость. Так что не Страшного Суда следует бояться, а удаления от Бога. 5. Икона Успение Пресвятой Богородицы. (Феофан Грек). Обратимся к иконе еще одного летнего праздника - Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемого Церковью ежегодно 28 августа. Икона являет нам сразу две реальности. У одра Богородицы собрались апостолы, оплакивая Пречистую Деву. А прямо за гробом мы видим Спасителя, фигура которого намного больше, чем фигуры апостолов, кроме того, она окружена темно-синей мандорлой, в которой проступают едва заметные лики ангельских сил. Апостолы не видят Спасителя. Все их взоры обращены к Богоматери. Но Кого держит в Своих руках Христос? Младенца в белых пеленах. Кто это? Это образное, символическое изображение Души Богородицы. Ее принял в свои руки Сам Сын Божий, и теперь для нее началась Вечная жизнь. То есть мы видим по иконе одновременно и духовное бытие, Вечную Жизнь со Христом, и реальную нашу действительность - момент смерти Богоматери. О чем нам говорит икона Успения? Смерть побеждена для всех людей. Теперь есть только успение тела, только переход из жизни временной в Жизнь Вечную - в руки Христа. Но не забудем, что: Страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10, 31). Почему? Страшно, потому что душа наша может оказаться неготовой к этой встрече. Недаром одна из древних поговорок гласила: Помни о смерти, по-латыни - Memento mori.
Зачем помнить? Не для того, чтобы бояться умереть, а чтобы не лениться очищать свою душу, приближать себя ко Христу, выполнять Его заповеди. 6. Икона «Успение Пресвятой Богородицы». («Облачное») XII в. На этой иконе мы видим, как на облаках летят апостолы, чтобы успеть проститься с телом Богородицы. Облако в Священном Писании часто является символом присутствия и действия Духа Святого. Летом мы будем видеть много облаков разной формы. Пусть все они напоминают нам о том, что смерть побеждена Христом, и если мы хотим Жизни Вечной, нам нужно стремиться жить по Завету Христа - завету любви друг к другу и любви к Богу.
Одноименная глава книги: Сурова Л. В. Воскресная школа сегодня. М. 1996
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|