V. ЦЕРКОВЬ
Тема 15 О ПРИЗВАНИИ 1. Читаем домашние столбцы однокоренных слов с корнями свет, благо... Слова эти более всего говорят о наших ощущениях, переживаниях. Значит, жизнь вовсе не исчерпывается внешней деятельностью человека? Достаточно ли для человека только знать и уметь делать то, чего требует его профессия? А что еще необходимо? Домашние дела, дела милосердия, духовная жизнь. 2. Есть понятие поприща, это путь служения, который мы выбрали. У мира есть нужда в служении. Разные служения требуют разных талантов. Господь не делает так, чтобы все захотели одного и того же. Ап. Павел призывает: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). 3. Призвание. Что такое призвание? Часто считается, что это обнаружение собственного дара. От какого слова образовано слово призвание? От слов звать, зов. Кто зовет? И куда зовет? От нас требуется, чтобы мы услышали зов Бога. Апостол Павел обращается к христианам: Святые! Почему он так говорит? Всякая деятельность приносит плоды. Приведем примеры. Плоды деятельности строителя, художника, врача... Мы эти плоды в Вечную Жизнь не возьмем. Только святое вечно. Христианину нужно делать святой свою душу. Бог призывает нас к этому. Это общее призвание для всех. 4. Кто такой святой? Чем отличается святой от другого человека? Святой - это не профессия, святость свидетельствует о неком особом устроении души человека. Какой бы профессии ни был человек, задача устроить свою душу стоит перед всеми. Д. З: 1. Какие таланты бывают у людей? 2. Встречали ли вы в жизни человека, доброта которого вас поразила? Расскажите о нем. Тема 16 О ВОСПИТАНИИ ДУШИ 1. Читаем рассказы о добрых людях. Что значит быть добрым человеком? Легко ли быть добрым? В чем можно усмотреть отличие святости от доброты, святого от просто доброго человека?
Типы святости бывают самые разные. Есть пустынники, которые выбрали аскетическую молитвенную жизнь, сугубую преданность воле Божией. Есть чудотворцы, которые за верность сподобились особых даров целительства и предвидения. А есть праведники, служители, которые всю жизнь творят добро и тем тоже устраивают, созидают свою душу. 2. Что значит устроить душу? Это значит научить ее добру, воспитать. Для чего это нужно? Зададим себе серьезный вопрос: Что такое жизнь? Призыв быть святыми, который обращен ко всем людям - это призыв к Вечной Жизни. Святой устраивает свою душу для Будущего века. И мы должны учиться этому. Как? У нас есть Учитель. Это Христос - Бог наш. И есть Его слово, Его Завет - это Евангелие. Те, кто стараются выполнять Божий Завет, уже идут за Христом, уже имеют в себе начало Жизни Вечной. 3. Много ли вообще святых в жизни? Почему не все становятся святыми? Преп. Серафим Саровский указывает нам причину: У многих нет решимости жить по заповедям Божиим. Для этого нужно усилие воли, личное участие человека, себя надо готовить к этому, воспитывать свою волю. 4. Каким же путем можно воспитать свою волю? Бороться со своими пристрастиями, с эгоизмом; учиться помогать ближним, учиться любить людей, терпеть неудобства жизни. Обобщение урока: Каждый должен найти свое поприще. На этом поприще у нас есть духовная задача устроить свою душу. Как устроить? Этому нас учит Христос в Евангелии. Д. З: 1. Найти в Евангелии эпизод из жизни Христа, который более всего вам нравится, объяснить, почему. 2 Читать на выбор отрывки из Евангелия от Луки (Лк. 9, 51-56, где Христос отменяет кару). Подумать, почему Он так делает? Евангелие от Луки (Лк. 12, 16-20 - о богаче, приготовившем житницы), Евангелие от Матфея (Мф. 13, 45 - о жемчужине).
Тема 17 О БОРЬБЕ СО СВОИМИ ГРЕХАМИ 1. Рассказываем, что нам запомнилось в Евангельских притчах. Почему Христос поступил так, а не иначе? К чему Он призывает нас Своим примером? Господь пришел не карать. Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). Накопленное богатство не послужит душе в Жизни Вечной. Мы не должны привязываться к земному. Вспомним Евангельский наказ: Наипаче (прежде всего) ищите Царствия Божия, и это все (то есть все зем- 5 ные блага) приложатся вам (Лк. 12, 31). Царство Божие является наивысшей ценностью. Все сокровища мира не стоят Царства Божия. 2. Всегда ли люди делают то, что сами считают хорошим? Всегда ли следуют тому, чему учит Церковь? К сожалению, не всегда. Ап. Павел: Доброго, которого хочу, не делаю... а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Что же мешает человеку делать добро? О чем говорит апостол? Нам мешают наши страсти. Какому слову родственно слово страсть? Страх, страшный. Что такое страсть? Это - измененное, изуродованное человеческое чувство. Наши чувства должны служить нам, а грехопадение человека сделало их непослушными. Кроме того, родились жадность, себялюбие, ложь, лень, - все это не родные человеку чувства, он их в себя пустил и в себе вырастил, как сорняки. Их надо выпалывать. 3. Но можем ли мы преодолеть, победить наши страсти? Как мы с ними боремся? Надо убеждать себя не делать дурного, удерживать, не позволять себе, и в молитве просить Христа о помощи: Господи, убереги меня от этого зла. 4. Задание в классе: найти в молитвах утреннего правила просьбы о помощи в борьбе со своими страстями. Переводим не очень понятные обороты речи на русский язык. Какие грехи, связанные с жадностью, перечисляются в молитвах? Все ли мы понимаем эти слова? Лихоимство - приобретение богатства недозволенными способами: взяточничество, вымогательство, незаконные поборы; корыстолюбие, от корысть - жадность, желание наживы, выгоды; мшелоимство и мздоимство - это тоже корыстолюбие, взимание дани, требование наград. Мзда - дань, плата. 5. Как же можно бороться против жадности? Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который нам нравится, потом с незнакомым человеком. Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.
Но никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся. Учимся молчать о сделанном добре. Обобщение урока: Итак, преодоление зла начинается с его обнаружения. Увидев зло, мы удерживаем себя от него и просим помощи Божией. Д. З: 1. Выписать русские пословицы и поговорки о жадности. 2. Из Беседы преп. Серафима Саровского с Мотовиловым прочитать отрывок о стяжании Духа Святого. Тема 18 ЧЕЛОВЕК - ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ 1. Слушаем выписанные дома пословицы и говорим о смысле христианской жизни как о стяжании Духа Святого. Разбираем слово стяжание - накопление, собирание. Что копим? И что происходит в нашей душе, в нашей внутренней жизни? 2. Человек меняется на протяжении всей своей жизни. Он не завершен, ему предстоит здесь строить себя, очищать от дурных желаний и мыслей. Человек - это возможность. Здесь, на земле мы готовим себя для другой жизни. Наша сегодняшняя жизнь - только часть большой жизни, которая может нам открыться. Наша земная жизнь может стать началом Жизни Вечной. Какова же связь между ними? Здесь мы должны бороться с грехом, пытаться стать лучше, чтобы в Вечной Жизни быть ближе ко Христу. 3. Но человек свободен. Свою жизнь он может строить, ставя во главу угла материальное благополучие. А оно для Вечной Жизни не имеет значения. Накопленное здесь, здесь и останется. Что же вечно? Настоящая истинная возможность человека заключается в том, что уже в земной жизни, он может стать духовным человеком. 4. Что это значит? Вспоминаем, в чем заключался грех? Плоть взяла верх над духом. Мы стали зависеть от земного. Духовный человек - это человек, у которого дух все больше и больше освобождается от власти плоти. Примеры из житий: чудеса преодоления духом физических законов жизни (монахи пустынножители, отшельники, Мария Египетская и др. ) Обобщение урока: Человек - это возможность. Жизнь дана для воспитания своей души и борьбы с грехом. В процессе жизни мы можем открывать, приобретать и накапливать духовные сокровища, воспитывать свою волю, подчинять ее воле Божией. Наша жизнь уже здесь на земле может стать началом Жизни Вечной.
Д. З: Вспомнить подвиг (не обязательно из жизни святых), * где человек горит духом. Тема 19 ЗИМНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ (монтажный лист слайд-фильма) 1. Какие зимние церковные праздники мы знаем? Рождество - 7 января, Крещение - 19 января, Сретение - 15 февраля. 2. Давайте попробуем прочитать икону Рождества. Слайды: 1. Икона Рождество Христово. Что мы видим на этой иконе? Одно событие изображено или несколько? Несколько, причем произошли эти события не в одно время. Что было раньше? Искушение Иосифа. Он смутился перед непостижимой тайной девственного зачатия Марии. Рядом с ним иногда изображают старичка в лохматой шкуре, иногда пастушка, - кто это такой? Где мы о нем читали? На иконах часто можно видеть изображение помыслов. Иногда показано, как кто-то обхватил шею и шепчет в ухо человеку - так изображен злой помысел, пришедший ему на ум. И здесь мы видим Иосифа в сомнении, старичок как бы говорит с ним, искушая своими вопросами. Кто в центре? Младенец Христос, Сын Божий. Почему в колыбельку к Нему заглядывают ослик и вол? Так иконописец изобразил их надежду на спасение, ведь животные тоже несут гнет первородного греха. По другому толкованию вол и осел символизируют собой народы, которые будут спасены Христом, вол - образ еврейского народа, осел - языческих народов. Кто же внизу? Группа женщин с Младенцем, это омывают родившегося Христа. Иконописец показывает, что тело Его было совершенно таким же, как и у других младенцев. Кто же конкретно омывает Божественного Младенца? Женщины из рода Иосифа. Обычно называют его старших дочерей. Но в Евангелии мы об эпизоде омывания ничего не читали. Это факт Церковного Предания. Кто же слева и справа от пещеры, что за всадники? Кто говорит с ангелами? Волхвы и пастухи. Ученые и неученые люди получают известие о Рождестве Царя Иудейского, Спасителя мира и направляются к Младенцу Христу. А кто пришел раньше? Конечно, пастухи. Они же были рядом, на пастбище. Волхвы, то есть ученые, звездочеты, астрономы - по преданию шли из далеких персидских стран и путь их был очень длинным, около двух лет. Почему же все эти события изображены одновременно? Перед нами не отображение обычной действительной жизни, а событие Священной Истории: оно причастно вечности. В вечности же нет времени и последовательности событий. Вечность - это некое другое бытие, совсем не такое, как наше здесь на земле. Все святые уже пребывают в вечности, где пребывает Сам Бог.
Часто задают вопрос, почему на иконе Богородица не смотрит на Младенца, кажется, Она просто отвернулась от Него. Как мы видим, Младенец Иисус изображен на иконе дважды: в центре в белых пеленах на фоне пещеры и в эпизоде омовения. В первом случае подчеркнута Его Божественная природа - пришел Сын Божий Спаситель мира. Во втором указывается на полноту его человеческой природы: Христос - Сын Человеческий. Богородица послужила Спасителю мира Своим естеством, и сейчас взор Ее обращен к миру, к Сыну Человеческому, которого омывают женщины, к Иосифу, борющемуся с искушением. Богородица стала первой богоизбранной Дочерью Человечества и отныне будет помогать всем страждущим и искушаемым, проходящим свой земной путь с верой и надеждой на Бога. А что мы видим вверху иконы? Вверху над всем звезда и луч, который как бы соединяет небо и землю. Вот, пожалуй, главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог сошел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди уже не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо. Тайна воплощения Христова недоступна человеческому уму, мы принимаем эту тайну с благоговением, как неоспоримый факт духовной истории человечества. 2. Икона Сретение Господне. А вот другой праздник. Сретение Господне - 15 февраля. Мы видим Младенца Христа на руках у старца Симеона. Он один из первых пророчествовал о судьбе Богомладенца: Лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий (Лк. 2, 34). Что имел в виду Симеон? Разговор о Христе, о Боге и Спасителе мира - не может оставлять равнодушным никого, так как это разговор об Истине. И мы должны будем или принять Его или отвергнуть - третьего не дано. А какие еще знаменитые слова произнес старец Симеон? Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29-32 церковное лав. ). А когда в храмах читают эту молитву? В конце вечерни, на всенощной. (Объяснить, почему, и рассказать историю жизни праведного Симеона. ) 3. Икона «Крещение Господне» И третий двунадесятый зимний праздник Крещение Господне. Мы видим, что Христос крестился, будучи уже взрослым. Почему? Обряд Крещения был установлен Иоанном Крестителем. Людей, которые раскаивались в своей неправедной жизни и хотели подготовить себя к встрече с Богом, он погружал в реку Иордан в знак очищения. И вот Сам Спаситель пришел к Иоанну. Зачем? Разве Ему нужно было очищение? Нет. В момент крещения Христа небеса разверзлись, и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и глас был с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Принятие Христом Иоаннова Крещения является для нас примером. Следуйте за Мной, - призывает Он нас, - вы заново родитесь в воде крещения для Жизни Вечной. Крещение стало началом общественного служения Спасителя. А как человек ощущает действие таинства крещения? Не все мы можем почувствовать своими земными чувствами. Крещение - это не магия или колдовство, а союз с Богом. Союз любви и свободы, а не отношения хозяина и раба - Бог не связывает нас таинством. Если мы хотим жить по Его заповедям, в нас постепенно начинает расти чувство истины, увеличивается наш духовный опыт. 4. Икона «Иоанн Креститель». Христос говорил, что Иоанн Креститель - величайший пророк на земле. Его называют еще Предтечей. Что означает это слово? Предшествующий, указующий путь. Крещение Иоанново было крещением в покаяние. Что такое покаяние? Горячее желание побороть свои недостатки, стать лучше. Для нас покаяние - непременное условие христианского пути жизни. Д. З: Прочитать Евангельские отрывки о Рождестве (Лк. 2, 1-7), Сретении (Лк. 2, 22-38) и Крещении (Мф. 3, 13-17). Тема 20 ДВА ПУТИ ЖИЗНИ 1. Что же такое путь христианской жизни? Говорит ли это о нашей профессии или социальном положении? Христианская жизнь - это путь спасения души, это большая внутренняя задача, которая решается медленно и трудно. Законы природы подчиняются высшим, духовным законам, поэтому внимая Духу Божиему, мы можем строить себя, борясь со своими слабостями. 2. А теперь давайте подумаем, здесь, в нашем мире, можем ли мы обрести Царствие Небесное? Царствие Божие внутрь (то есть внутри) вас есть (Лк. 17. 21) Что это значит? Можно обрести такое устроение души, которое есть начало Божественного света в нас. Но это дело нашего выбора. Жизнь может вести нас к Богу, а может и уводить от Него. Всякая ли деятельность будет полезной для спасения нашей души? В одном из древних христианских памятников Дидахэ говорится о двух путях жизни, открытых для человека: пути жизни и пути смерти. Чтение 1-го псалма - о двух путях жизни. Что значит совет нечестивых? Союз неправедных, живущих не по совести. 3. У человека есть свобода откликнуться или не откликнуться на зов Бога (Прем. Сол. 2, 23-24). Мы не можем забывать, что зло уже есть в мире. Злые духи хотят уловить нас. Они внушают нам ложные мысли и призывают к плохим делам. Но человек не должен их слушать. Мы все время находимся в состоянии выбора и должны научиться принимать правильные решения, то есть решения, согласные с волей Божией. Обобщение урока: Человек может стать на путь, ведущий в Жизнь Вечную, а может отказаться от него. Он свободен. Но если мы избираем путь Жизни, то надо стараться, чтобы наши дела не противоречили этому. Д. З: Нарисовать длинный путь и идущего путника. Представить, какие ему могут встретиться препятствия? V. ЦЕРКОВЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|