Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И органов местного самоуправления в системе источников налогового права




Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные (администрации, прави­тельства и т. д.) органы власти правом в пределах свой компе­тенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы налогового права. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам налогооб­ложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотрен­ных НК РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением.

Глава 5. Источники налогового права

1 ВКС РФ. 2002. № 3.

В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов мест­ного самоуправления о налогах и сборах принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно регио­нальных или муниципальных налогов. Однако субъекты РФ и органы местного самоуправления могут вводить только те нало­ги и сборы, перечень которых предусмотрен НК РФ как феде­ральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Кон­ституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако­ном, а налог всегда является ограничением права частной соб­ственности. Развивая положения Конституции РФ, НК РФ (ст. 12) и БК РФ (п. 1 ст. 64) прямо запрещают субъектам РФ и органам местного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно уста­новления региональных и местных налогов и сборов регио­нальное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных НК РФ к региональным или ме­стным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образова­ний в налоговой сфере носит характер предварительно санкцио­нированного со стороны государства. Однако это не говорит о малозначимости региональных и муниципальных источников налогового права, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная налоговая компетенция, относи­тельно регулирования которой акты региональных и местных органов обладают высшей юридической силой. Поэтому финан­сово-правовые нормы, создаваемые субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компе­тенции, обладают свойством общеобязательности и гарантиро­ванное™ со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. Правовые акты, содержащие такие нормы и регулирую­щие вопросы налогообложения, в полной мере относятся к нор­мативно-правовым и включаются в общероссийскую правовую систему.

Региональное и муниципальное правотворчество по вопросам налогообложения осуществляется различными методами. Ана­лиз Конституции РФ, НК РФ и Федерального закона «Об общих

Раздел I. Теоретические основы налогового права

Глава 5. Источники налогового права

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что в налоговой сфере го­сударство санкционировало региональное и муниципальное пра­вотворчество только относительно регулятивных норм. Охрани­тельные нормы, содержащие меры государственного принужде­ния к нарушителям налогового законодательства, субъекты РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие решений по вопросам налогообложения осуществля­ется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов налоговых нормативно-правовых актов представи­тельным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы региональной (ме­стной) администрации. Так, согласно Уставу города Саратова решения городской думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сбо­ров, пошлин и иных платежей либо изменения структуры фи­нансовой компетенции исполнительных органов местного са­моуправления вступают в силу при наличии согласия мэра горо­да (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа мест­ного самоуправления исполнительному. Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финан­совой компетенцией и выборным (представительным) характе­ром принимающего их органа.

Таким образом, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налого­вого права имеют следующие характерные признаки: обязатель­ное соответствие НК РФ; пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствую­щего субъекта РФ или муниципального образования); обяза­тельность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования; необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ); возможность со стороны субъектов налогового права обжалования в судебном порядке или опротестования в лорядке прокурорского надзора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...