Индивидуальные налогово-правовые акты
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные правовые акты не являются нормативными, ибо не представляют собой общеобязательные гщавила поведения, а содержат индивидуальные предписания, т. е. такие, которые затрагивают персонально определенных лиц. Их характерные признаки следующие: а) они имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно; б) являются властными и обязательными Для исполнения; за неисполнение таких актов могут последовать санкции; в) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права; г) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя предписания; д) исчерпываются однократным применением и на иные си--туации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие; е) обеспечиваются государственным принуждением. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения, являясь актами правоприменения, порождены деятельностью органов исполнительной власти: налоговых, финансовых, таможенных органов, а также в ряде случаев Министерством внутренних дел и других уполномоченных государством органов. К ним, например, относятся: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ), решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ), требование об уплате налога или сбора (ст. 10 НК РФ) и др.
Раздел I. Теоретические основы налогового права Число индивидуальных финансово-правовых актов, которые сегодня могут быть приняты компетентными органами в сфере налогообложения, достаточно велико. Это обусловлено тем, что в НК РФ достаточно детально определен порядок реализации норм налогового права. И, соответственно, определены все те индивидуальные правовые акты, которые выступают в качестве юридических фактов, порождающих цепочку материальных и процессуальных правоотношений. Учитывая тот факт, что индивидуальные правовые акты налогообложения порождены деятельностью органов исполнительной власти, они могут быть отнесены к категории правовых актов управления1, т. е. особому виду подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия2. В науке отмечается, что к числу специфических черт индивидуальных правовых актов управления относятся следующие: а) являющиеся особой юридической формой управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности; б) являющиеся официальным решением, принятым органом публичного управления по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности; в) представляющие собой предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица3. Однако, подчеркивая,.что индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения есть правовые акты управления, надо иметь в виду их принципиальное отличие от всех иных правовых актов управления. Эти акты регулируют
1 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л: Л. Попова. С. 269; Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2000. С. 273; Васильев Р. Ф. Акты управления. М., 1997. С. 139-140. 2 См.: Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 275. 3 См.: Старилов Ю. Н. Правовые акты управления: понятие, признаки // Вестник Воронежского государственного университета. Гуманитарные науки. 2000. № 1. С. 132—133. Глава 5. Источники налогового права (устанавливают, изменяют, прекращают) лишь имущественные (а точнее, денежные) права и обязанности конкретных субъектов. Например, индивидуальным налогово-правовым актом является налоговое уведомление, присылаемое налоговым органом налогоплательщику1. Оно устанавливает обязанность конкретного налогоплательщика уплатить конкретный налог в определенной сумме в конкретный срок. Равным образом необходимо рассматривать как правовой акт управления, порождающий конкретное имущественное правоотношение (конкретную имущественную обязанность у конкретного субъекта), требование об уплате налога, направляемое налогоплательщику налоговым органом и т. д. В конечном счете вышеназванная особенность правовых актов управления в сфере налогообложения (индивидуальных на-логово-правовых актов) обусловлена тем, что они являются актами применения норм налогового права. А последние, как известно, регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения. Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения весьма многочисленны, в связи с чем могут быть классифицированы. Во-первых, по субъектам, их принимающим (издающим). В этой связи данные акты подразделяются на: акты, принимаемые налоговыми органами; таковыми являются большинство актов, предусмотренных НК РФ; акты, принимаемые финансовыми органами; к их числу относятся решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, предусмотренные ст. 64—66 НК РФ; акты, принимаемые таможенными органами; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу РФ, а также другие акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством (например, в соответствии со ст. 77 НК РФ таможенный орган принимает решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации);
1 См., к примеру, п. 3 ст. 363 НК РФ. Раздел I. Теоретические основы налогового права акты, принимаемые органами государственных внебюджетных фондов; в число этих актов включаются решения об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды, а также иные акты, принимаемые в соответствии с налоговым законодательством; акты, принимаемые органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины; к их числу относятся решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, органами внутренних дел и т. д. Во-вторых, все индивидуальные налогово-правовые акты могут быть классифицированы на правообеспечительные, пра-воисполнительные и правоохранительные. Правообеспечительными актами являются такие, которые обеспечивают, гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их обязанностей и прав. Среди правообеспе-чительных актов могут быть названы: решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ); постановление налогового или таможенного органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ). Правообеспечительный характер этих актов непосредственно вытекает из п. 1 ст. 76 и п. 3 ст. 77 НК РФ, где указано, что «приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора», а «арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - орган изации». В число правоисполнителъных актов включаются такие, которые обеспечивают принудительное исполнение неисполненных или ненадлежаще исполненных налогоплательщиком обязанностей по уплате налога или сбора. Среди этих актов: решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ); постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 Н К РФ).
К числу охранительных индивидуальных финансово-правовых актов в сфере налогообложения относятся: решения руководителя (замруководителя), налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ). Глава 5. Источники налогового права В-третьих, вышеназванные индивидуальные правовые акты могут быть подразделены по характеру правового воздействия на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм налогового права, властно подтверждают или определяют права и обязанности субъектов^налогового правоотношения, а охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности1. К числу регулятивных индивидуальных финансово-правовых актов относятся, к примеру: требование налогового органа об уплате налога, налоговое уведомление налогового органа, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ) и др. К числу охранительных актов, как уже отмечалось, относятся решение руководителя (замруководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ). Помимо всего отмеченного, индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения можно классифицировать на договорные и недоговорные. Такая классификация стала возможной благодаря введению в налогово-правовое регулирование такого механизма, как договор. Он предусмотрен в ст. 65 и 67 НК РФ, т. е. имеет место в случаях получения налогового кредита и инвестиционного на-логоврго кредита. Договор в налоговом праве представляет собой механизм, отличный от гражданско-правового договора. Он построен не на основе равенства сторон, а на основе властных предписаний одной стороны другой. Все условия договора определяются в одностороннем порядке финансовым органом, исходя из требований налогового законодательства и объективных положений. Конкретно сроки в таком договоре, а также ставка по договору оговариваются в законодательстве (ст. 65, 66 НК РФ). ' См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Карельского, В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2000. С. 403. Раздел Т. Теоретические основы налогового права Сумма налоговой задолженности определяется не соглашением сторон, а финансовым органом, исходя из реально сложившейся ситуации. Более того, данный договор всегда «привязан» к решению финансового органа о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите.
Договор в налоговом праве не является и разновидностью административного договора. Во-первых, как индивидуальный правовой акт, он изменяет обязанность налогоплательщика по уплате налога, которая с отраслевой точки зрения всегда являлась финансово-правовой, а не административно-правовой. Во-вторых, данный договор является актом индивидуального регулирования имущественных отношений, т. е. отношений по перемещению имущества (финансовых ресурсов) от налогоплательщика к государству. Более того, он является актом регулирования налогового правоотношения как правоотношения обязательственного1. Последнее обстоятельство принципиально отличает налоговый договор как разновидность договора финансово-правового от административного. Исходя из всего изложенного к числу договорных актов финансово-правового регулирования в налоговой сфере следует отнести договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, а к числу недоговорных актов — все остальные индивидуальные правовые акты. 1 См.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 271—283; Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляе-ва. М., 2000. С. 139; Пороков Е. В. Теория налоговых обязательств. Ал-маты, 2001. Раздел II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|