Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФИЛОСОФИЯ. Могилев 2006. 1 Познание как предмет философского анализа. Список литературы. Темы рефератов. 1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания




государственное Учреждение

высшего профессионального образования

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Планы семинарских занятий и методические указания

для самостоятельной подготовки российских студентов

по специальностям 23 01 02, 19 02 05, 08 03 01, 20 01 02, 08 05 02

 

Часть 1

 

 

Могилев 2006


УДК 1 

ББК 87

    Ф 54

 

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «12» сентября 2006 г., протокол № 2 

 

                       Составитель канд. филос. наук, доц.      Н. А. Силин

 

Рецензент канд. филос. наук, доц.  Г. А. Макаревич

 

   В методических указаниях излагается основное содержание гносеологических проблем философии; имеются планы семинаров, литература, тесты ил контрольные задания для самопроверки. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями российских образовательных программ.  

 

 

Учебное издание

 

 ФИЛОСОФИЯ

 

Ответственный за выпуск         Ю. Н. Лопацкий

 

Технический редактор                 Л. А. Наумович

 

Компьютерная верстка          Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать                     . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура. Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л.        . Уч. -изд. л.         . Тираж 115 экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.,  

212005, г. Могилев, пр. Мира, 43

 

                                           © ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                                        университет», 2006

1 Познание как предмет философского анализа

 

1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания.

2 Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).

3 Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

4 Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной гносеологии.

 

Список литературы

 

1 Мир философии. Хрестоматия: В 2-х ч. - Минск, 1991. Ч. 1. - С 485-493, 499-
507, 554-562, 639-658.

2 Алексеев, П. В., Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев,         А. В. Панин. - М., 1999.

3 Библер, B. C. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М., 1975.

4 Голдстейн, М., Как мы познаем? / М. Голдстейн,  И. Голдстейн. - М., 1984.

5 Загадка человеческого понимания. - М., 1991.

6 Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. - М., 1994.

7 Лекторский, В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии.  N° 8. 1999.

8 Никифоров, А. В. Познание мира / А. В. Никифоров. - М., 1989.

9 Полани, М. Личностное знание / М. Полани. - М., 1985.

10 Проблемы истины в современной западной философии науки. - М., 1987.

11 Пугач, Г. В. Теория познания. Эпистемология / Г. В. Пугач. - М., 1994.

12 Руткевич, М. П., Лойфман, П. Я. Диалектика и теория познания              / М. П. Руткевич, П. Я. Лойфман. - М., 1994.

13 Спемнев, М. А. Лабиринты познания / М. А. Спемнев. - М., 1988.

14 Социальная сила знания. - Минск, 1991.

15 Теория познания: в 4 т. - М., 1991-1995.

16 Философия: Учеб. -метод. комплекс. / А. И. Зеленков [и др. ] и др. - Минск. : БГУ. 2003.

17 Философия. Учеб. пособие студентам высших учебных заведений. – Минск: РИВШ. 2006.

18 Мартынов, М. И. Философия: вопросы и ответы / М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко, С. А. Киселева. – Минск, 2002.

19 Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский.                     - М., 1990.

20 Фолмер, Г. Эволюционная теория познания / Г. Фолмер. - М., 1998.

 

Темы рефератов

 

1 Познание и самопознание.

2 Творчество и интуиция в познавательном процессе.

3 Роль фантазии в научном и художественном творчестве.

4  Реферат работы Н. Бердяева «Философия свободы. Смысл творчества».

5 Теория познания и проблема понимания.

6 «Человек познающий»: статус и деятельность.

7 От заблуждения к истине, от истины к правде.

 

1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания

       Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успеш­но интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

       Познавательная деятельностьэто присущая только человеку высшая форма духовного отношения к действительности, ориентированная на получение достоверных знаний. На основе этих  знаний и осуществляется успешная адаптация и самопознание че­ловека, а также целесообразное изменение и преобразование при­родного и социального мира.

           Теория познания, гносеология (от греч. gnosis — знание, logos — уче­ние), эпистемология (epistemeologia — теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпо­сылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Обычно термин «эпистемология» употребляется как синоним термина «теория познания». Некоторые философы (К. Поппер) относят к эпистемологии только изучение научного познания.

      Познание - это социально-организованная форма духов­но-творческой деятельности человека, направленная на получе­ние и развитие достоверных знаний о действительности.

      Специфика познавательного отношения человека к миру сос­тоит в том, что в результате этого отношения объекты действи­тельности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

       Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:

        а) знание как информация об объективном мире природы и общества;

б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека,
в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;

в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

     Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.

      Такой подход позволяет обосновать правомерность двух клас­сификаций форм познания. В рамках первой из них следует раз­личать:

        а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле;

         б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры.

        Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религи­озное, философское, научное познание.

        Существует еще обыденное (стихийно-эмпирическое) и художе­ственное познание.

         Главной функцией обыденного познания является отражение ок­ружающего мира, предметов и процессов в ходе повседневной жизни. Здесь не используются методы научного познания. Обыденное познание чаще  всего остается на эмпирическом уровне, не поднимается к теоре­тическим обоснованиям и выводам.

Стихийно-эмпирическое познание ограничивается теми средст­вами, которые человек использует в своей повседневной жизни и рабо­те. Чем совершеннее эти средства, тем больше возможностей для обы­денного познания.

Объекты обыденного познания формируются в повседневной практике. Приемы, с помощью которых изучается объект, как правило, научно не осмысливаются субъектом, носят упрощенный характер.

Результаты ежедневного познания закрепляются в приобретен­ном жизненном и производственном опыте, правилах поведения и дея­тельности, которые могут передаваться от поколения к поколению.

Результаты ежедневного познания составляют основу мировоз­зрения человека. Понятно, что в структуре такого мировоззрения будет много белых пятен, элементов традиций, поверий мифологического и религиозного видения мира. Цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы мировоззрение его граждан определялось научными знаниями.

Художественное познание. Отношения человека к действитель­ности не ограничиваются обыденным и научным познанием. Важным элементом тут является совокупность его переживаний, чувств, что на­ходит отражение в художественном (эстетическом) познании.

Художественное познание можно определить как отражение в конкретно-чувственных образах объективного мира, самого человека, его поступков. Искусство и науку объединяют единый объективный мир ичеловек (субъект), его деятельность. Однако имеются и отличия: искусство оперирует образами, а наука - понятиями.

Искусство является специфической формой существования и раз­вития знаний, которые человек получает в процессе познания. Оно представляет собой неразрывное единство художественно-образного познания действительности и конкретно-чувственного отражения. Принципы, правила и закономерности художественного познания за­фиксированы в такой философской науке, как эстетика.

Эстетика (от гр. - чувствующий, чувственный) изучает две сфе­ры явлений: эстетическое проявление отношений человека к миру и художественную деятельность людей. Эстетика - наука о сущности и законах эстетического (художественного) познания и художественной деятельности человека, наука об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира.

Эстетика вырабатывает свои категории, которые в общей форме выражают основные закономерности и типы эстетических отношений человека к действительности. Главными являются категории прекрасно­го и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комиче­ского. По своей сути эти категории историчны, развиваются вместе с художественным познанием человеком мира.

Искусство отражает весь мир, но главным предметом искусства является человек, который рассматривается во всей совокупности его связей и отношений к действительности. Художественное познание и представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства (девять муз) - архитектуре, прикладном искусстве, скульптуре, живопи­си (вместе с графикой и фотографией), музыке, танце, литературе, теат­ре и кино (вместе с телевидением). Все виды искусства связаны между собой, влияют друг на друга.

Большую методологическую ценность имеет художественный образ - всеобщая категория искусства, средство и форма художествен­ного освоения мира.

Процесс создания художественного образа идет от " живого созерцания", ощущений, чувственно-конкретных представлений к обобщению, абстракции.

Отличие художественно-образного мышления (художественное познание) от логического (научное познание) заключается в том, что здесь мысль выражается через чувства, идеи проявляются в эмоцио­нально насыщенных образах, обращенных к чувствам человека.

В художественном образе велика роль субъективного, внутренне­го мира человека-творца, уровня его культуры.    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...