ФИЛОСОФИЯ. Могилев 2006. 1 Познание как предмет философского анализа. Список литературы. Темы рефератов. 1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания
Стр 1 из 7Следующая ⇒ государственное Учреждение высшего профессионального образования «БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Гуманитарные дисциплины»
ФИЛОСОФИЯ
Планы семинарских занятий и методические указания для самостоятельной подготовки российских студентов по специальностям 23 01 02, 19 02 05, 08 03 01, 20 01 02, 08 05 02
Часть 1
Могилев 2006 УДК 1 ББК 87 Ф 54
Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «12» сентября 2006 г., протокол № 2
Составитель канд. филос. наук, доц. Н. А. Силин
Рецензент канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
В методических указаниях излагается основное содержание гносеологических проблем философии; имеются планы семинаров, литература, тесты ил контрольные задания для самопроверки. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями российских образовательных программ.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Ответственный за выпуск Ю. Н. Лопацкий
Технический редактор Л. А. Наумович
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура. Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. . Уч. -изд. л. . Тираж 115 экз. Заказ №
Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г., 212005, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2006 1 Познание как предмет философского анализа
1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. 2 Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм). 3 Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные характеристики познавательного процесса. 4 Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной гносеологии.
Список литературы
1 Мир философии. Хрестоматия: В 2-х ч. - Минск, 1991. Ч. 1. - С 485-493, 499- 2 Алексеев, П. В., Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 1999. 3 Библер, B. C. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М., 1975. 4 Голдстейн, М., Как мы познаем? / М. Голдстейн, И. Голдстейн. - М., 1984. 5 Загадка человеческого понимания. - М., 1991. 6 Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. - М., 1994. 7 Лекторский, В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. N° 8. 1999. 8 Никифоров, А. В. Познание мира / А. В. Никифоров. - М., 1989. 9 Полани, М. Личностное знание / М. Полани. - М., 1985. 10 Проблемы истины в современной западной философии науки. - М., 1987. 11 Пугач, Г. В. Теория познания. Эпистемология / Г. В. Пугач. - М., 1994. 12 Руткевич, М. П., Лойфман, П. Я. Диалектика и теория познания / М. П. Руткевич, П. Я. Лойфман. - М., 1994. 13 Спемнев, М. А. Лабиринты познания / М. А. Спемнев. - М., 1988. 14 Социальная сила знания. - Минск, 1991. 15 Теория познания: в 4 т. - М., 1991-1995. 16 Философия: Учеб. -метод. комплекс. / А. И. Зеленков [и др. ] и др. - Минск. : БГУ. 2003. 17 Философия. Учеб. пособие студентам высших учебных заведений. – Минск: РИВШ. 2006. 18 Мартынов, М. И. Философия: вопросы и ответы / М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко, С. А. Киселева. – Минск, 2002.
19 Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М., 1990. 20 Фолмер, Г. Эволюционная теория познания / Г. Фолмер. - М., 1998.
Темы рефератов
1 Познание и самопознание. 2 Творчество и интуиция в познавательном процессе. 3 Роль фантазии в научном и художественном творчестве. 4 Реферат работы Н. Бердяева «Философия свободы. Смысл творчества». 5 Теория познания и проблема понимания. 6 «Человек познающий»: статус и деятельность. 7 От заблуждения к истине, от истины к правде.
1 Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познавательная деятельность — это присущая только человеку высшая форма духовного отношения к действительности, ориентированная на получение достоверных знаний. На основе этих знаний и осуществляется успешная адаптация и самопознание человека, а также целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Теория познания, гносеология (от греч. gnosis — знание, logos — учение), эпистемология (epistemeologia — теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Обычно термин «эпистемология» употребляется как синоним термина «теория познания». Некоторые философы (К. Поппер) относят к эпистемологии только изучение научного познания. Познание - это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, философское, научное познание.
Существует еще обыденное (стихийно-эмпирическое) и художественное познание. Главной функцией обыденного познания является отражение окружающего мира, предметов и процессов в ходе повседневной жизни. Здесь не используются методы научного познания. Обыденное познание чаще всего остается на эмпирическом уровне, не поднимается к теоретическим обоснованиям и выводам. Стихийно-эмпирическое познание ограничивается теми средствами, которые человек использует в своей повседневной жизни и работе. Чем совершеннее эти средства, тем больше возможностей для обыденного познания. Объекты обыденного познания формируются в повседневной практике. Приемы, с помощью которых изучается объект, как правило, научно не осмысливаются субъектом, носят упрощенный характер. Результаты ежедневного познания закрепляются в приобретенном жизненном и производственном опыте, правилах поведения и деятельности, которые могут передаваться от поколения к поколению. Результаты ежедневного познания составляют основу мировоззрения человека. Понятно, что в структуре такого мировоззрения будет много белых пятен, элементов традиций, поверий мифологического и религиозного видения мира. Цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы мировоззрение его граждан определялось научными знаниями. Художественное познание. Отношения человека к действительности не ограничиваются обыденным и научным познанием. Важным элементом тут является совокупность его переживаний, чувств, что находит отражение в художественном (эстетическом) познании. Художественное познание можно определить как отражение в конкретно-чувственных образах объективного мира, самого человека, его поступков. Искусство и науку объединяют единый объективный мир ичеловек (субъект), его деятельность. Однако имеются и отличия: искусство оперирует образами, а наука - понятиями. Искусство является специфической формой существования и развития знаний, которые человек получает в процессе познания. Оно представляет собой неразрывное единство художественно-образного познания действительности и конкретно-чувственного отражения. Принципы, правила и закономерности художественного познания зафиксированы в такой философской науке, как эстетика. Эстетика (от гр. - чувствующий, чувственный) изучает две сферы явлений: эстетическое проявление отношений человека к миру и художественную деятельность людей. Эстетика - наука о сущности и законах эстетического (художественного) познания и художественной деятельности человека, наука об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира.
Эстетика вырабатывает свои категории, которые в общей форме выражают основные закономерности и типы эстетических отношений человека к действительности. Главными являются категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. По своей сути эти категории историчны, развиваются вместе с художественным познанием человеком мира. Искусство отражает весь мир, но главным предметом искусства является человек, который рассматривается во всей совокупности его связей и отношений к действительности. Художественное познание и представляет собой отражение мира человека в разных видах искусства (девять муз) - архитектуре, прикладном искусстве, скульптуре, живописи (вместе с графикой и фотографией), музыке, танце, литературе, театре и кино (вместе с телевидением). Все виды искусства связаны между собой, влияют друг на друга. Большую методологическую ценность имеет художественный образ - всеобщая категория искусства, средство и форма художественного освоения мира. Процесс создания художественного образа идет от " живого созерцания", ощущений, чувственно-конкретных представлений к обобщению, абстракции. Отличие художественно-образного мышления (художественное познание) от логического (научное познание) заключается в том, что здесь мысль выражается через чувства, идеи проявляются в эмоционально насыщенных образах, обращенных к чувствам человека. В художественном образе велика роль субъективного, внутреннего мира человека-творца, уровня его культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|