Тесты и контрольные задания для самопроверки
Тесты и контрольные задания для самопроверки 1. Уточните, что относится к формам духовно-практической познавательной деятельности: а) мифологическое познание; в) обыденное познание; б) философское познание; г) самопознание. 2. Определите, что такое теория анамнесиса; а) познание как самопознание; б) познание как припоминание; в) познание как получение знаний, соответствующих действительности. 3. Укажите, кто из перечисленных философов разделял позицию гносеологического оптимизма: а) Аристотель; г) Д. Бруно; б) Платон; д) Д. Юм; в) Пиррон; е) Г. Гегель.
4. Укажите, что такое эпистемология: а) теория познания; б) философская наука о природе знания; в) философия науки.
5. Уточните, с чьими именами связано формирование идеи о социально-исторической природе субъекта и объекта познания: а) Р. Декарта; г) О. Конта; б) И. Канта; д) К. Маркса. в) Г. Гегеля.
6. Определите, что является основными формами чувственного познания: а) ощущение; г) впечатление; б) восприятие; д) представление. в) воображение.
7. Укажите, что относится к формам внерационального (немо) познания: а) вера; г) понятие; б) воля; д) понимание. в) интуиция.
8. Определите, какие из перечисленных концепций истины относятся к неклассическим: а) когерентная; в) конвенционалистская; 9. Укажите, что является основными формами научного знания: а) научный факт; в) научная литература;
б) научная полемика; г) научная теория. 10. Выделите критерии научности: а) системность; б) логическая обоснованность и непротиворечивость; в) убедительность и полезность знания; г) воспроизводимость и проверяемость. 11. Наука — это... (выберите правильные определения): а) форма общественного сознания, отражающая мир в объективно-истинных представлениях, понятиях, теориях; б) отрасль духовного производства, деятельности; в) социальный институт со своими функциями и структурой. 12. Какие положения характеризуют особенности современной науки? а) наука является приоритетным направлением в деятельности развитых стран в условиях современной НТР; б) сокращаются государственные расходы на развитие науки; в) развивается научная информация, наука перемещается из сферы духовной жизни в сферу производства. 13. Что предполагает гуманизация образования? а) повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в учебном процессе; б) усиление внимания к личности учащегося (по его интересам, индивидуальным особенностям) в процессе обучения со стороны педагогов.
Вопросы и упражнения к теме 1
1 Сопоставьте понятия «объект познания» и «объективная реальность». 2 Почему, оперируя объектами, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ и др. ), можно достичь более глубокого познания действительности? 3 Какой смысл заключен в следующем высказывании: «Чувства в своей практике стали теоретиками» (Паскаль)? 4 Какой смысл заключен в афоризме: «Знание – сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание – сила»? 5 Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нежна, что чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?
6 Какой из аргументов Ф. Бэкона [2, - С. 485-488] представляется Вам наиболее точным? А наиболее спорным? И почему Ф. Бэкон, анализируя процесс познания, отдает предпочтение пчелам, а не муравьям или паукам [2, с. 488]? 7 Английский философ XVII в. Т. Гоббс считал, что «не знание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание, применив его к современным процессам общественной жизни. 8 Составьте аннотацию отрывков /по выбору/ из работы И. Канта «Критика чистого разума» или Г. Гегеля об абстрактном и конкретном мышлении [2, - С. 508-521, 521-527]. 9 Сравните процессы познания и творчества по работе П. Лаврова «Что такое философия в творчестве? » [2, - С. 531-543]. 10 Согласны ли Вы с высказыванием Ларошфуко: «Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания»? Как можете Вы использовать его в своей жизни? 11 «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире», писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете? Дайте ответ, опираясь на отрывок из его работы " О назначении человека" [2, - С. 543-549]. 12 А. С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» утверждал: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Согласны ли Вы с этим? Используйте при ответе тот же отрывок из работы Н. Бердяева. 13 Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют " четыре вида идолов, которые осаждают умы людей". Что это за идолы и как они проявляются в познании современного человека? 14 В работе «О мудрости» Г. Лейбниц рассматривает основные максимы трех видов искусств: искусства хорошо рассуждать, искусства делать открытия, искусства применять то, что мы знаем [2, - С. 615-620]. Какие из них Вы считаете наиболее необходимыми для достижения мудрости? 15 " Идея истины и добра признавалась всеми народами, во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век" (В. Г. Белинский). На какое свойство истины обращает внимание автор? Прокомментируйте его мысль примерами из реальной действительности. 16 Знаменитый афоризм Сократа гласит: " Я знаю только то, что ничего не знаю". Был ли Сократ агностиком?
17 " Мышление является страданием", - говорил Аристотель. Почему? 18 " Нет радостей выше тех, которые доставляют нам... изучение истин" (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости? 19 Что такое агностицизм? Выберите правильный ответ: а) направление в искусстве XIX в.; б) один из видов политического движения; в) учение, отрицающее познаваемость мира; г) форма оптимистического познавательного отношения к миру. 20 Выберите правильное определение: " Истина это... ": а) форма психического состояния личности; б) знание, которое полезно для человеческих действий; в) соответствие наших знаний объективной действительности; г) знание, построенное на основе соглашения между людьми; д) объективное знание, подтвержденное практикой. 21 Выберите формы рационального познания: а) понятие; б) ощущение: в) суждение; г) умозаключение; д) восприятие; е) представление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|