2 Наука и ее социокультурный статус
2 Наука и ее социокультурный статус 1 Понятие науки. Научное познание и его специфика. Структура научного познания. 2 Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания. 3 Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследований, философские принципы. Феномен научной революции. 4 Гуманитарные параметры современной науки. Список литературы 1 Берков, В. Ф. Общая методология науки: Учеб. Пособие / В. Ф. Берков. - Минск, 2001. 2 Бэкон, Ф. Мир философии: в 2 ч., - М., 1991. Ч. 1. - С. 485-488 3 Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер. // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. - С. 130-149. 4 Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М. 1990. 5 Минкевич, Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие – М. : ИНФА-М, 2005. 6 Степин, B. C. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. 7 Философия для аспирантов. / В. П. Кохановский и [др. ]. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. 8 Философия и методология науки. - М., 1996. 9 Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993. - С. 238-253. 10 Этос науки: Учебно-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации. - Минск, 2002. 11 Яскевич, Я. С. Современная наука: ценностные ориентиры: Учебно-методическое пособие для магистрантов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации / Я. С. Яскевич, Л. Ф. Кузнецова, А. В. Барковская. - Мн., 2003. 12 Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. – Минск: Новое знание. 2003.
Темы рефератов 1 Наука и миф о культуре XX века. 2 Специфика социального познания. 3 Вненаучное знание и многообразие его форм. 4 Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
5 Наука и псевдонаука. 6 Наука, философия, философия науки: проблема корреляции. 7 Новые перспективы философии науки. 8 Наука и идеология, наука и власть. 9 Современная наука: зло или благо?
2 Понятие науки. Научное познание и его специфика. Структура научного познания Вшироком смысле слова наука есть особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является построение и систематизация знаний о действительности, позволяющих описывать, объяснять и прогнозировать различные ее фрагменты. Для обозначения отдельных областей научного знания термин «наука» используется в узком смысле этого слова. Наука может быть охарактеризована с точки зрения трех важнейших измерений: наука — это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от обыденного, художественного и других видов деятельности; наука — это изложенная на специальном языке определенная система объективных, сущностных, особым образом организованных и обоснованных знаний; наука — это особый социальный институт, направленный на формирование специфических норм и идеалов организации научно-познавательной деятельности, обеспечение ее функционирования. Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Всякая деятельность включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, цель, средства, результат деятельности. Отталкиваясь от подходов, описанных в работах B. C. Степина, рассмотрим особенности научно-познавательной деятельности. Начнем рассмотрение с выяснения специфики результата (продукта) научного познания. Специфика научного познания заключается в том, что эта такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Основой научного познания является обыденное знание или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственного практического отношения к внешнему миру. Обыденное знание имеет дело преимущественно с явлениями, слабо отражая глубинные сущностные связи предметов.
Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особый профессионально-специальный язык суеверий, отвращение ко лжи и слепому подчинению. Науку поддерживает мораль, которая направляет поведение ученых, помогает дать правильные общественные оценки их деятельности. Нельзя требовать от научного знания, чтобы с его помощью описывались все составляющие человеческого бытия и жизненного мира людей. В контексте культуры наряду с научным знанием формируются различные альтернативные подходы и программы, выходящие за пределы научной рациональности, которые, с одной стороны, способствуют становлению научного знания, с другой стороны, являются порою весьма опасным социальным явлением. Такого рода знание называют по-разному: ненаучное, вненаучное, альтернативное, паранаучное, квазинаучное и т. д. Ненаучное знание — это такие формы познавательной деятельности, которые возникают: 1) как первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию; 2) как знание, не соответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания; 4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, характеризующееся крайней авторитарностью и пониженным критицизмом. Девиантная наука (от лат. deviacia — отклонение от дороги) — познавательная деятельность, которая выходит за рамки принятых в науке концепций и отклоняетсяот методологических и мировоззренческих эталонов и норм, критериев научности, разделяемых большинством членов научного сообщества. Занимаются девиантной наукой обычно люди, обладающие научно-профессиональной подготовкой, но по разным причинам выбравшие не соответствующие общепринятым подходам объекты и методы исследования. Основанием такого выбора могут быть разногласия и мировоззренческого, и концептуального, иполитического плана между носителями «отклоняющегося» знания и традиционно настроенным миром ученых. В качестве примеров девиантной науки могут выступать собственно научные теории, несовместимые с устоявшимися представлениями (теория пассионарности Л. Гумилева, гелиобиология А. Л. Чижевского); исследования феноменов человеческой психики при помощи нетрадиционных методик (парапсихология); попытки истолкования исторического процесса в русле эзотерической традиции (трактат Д. А. Андреева «Роза мира») и др.
Псевдонаучное знание— имитация научной деятельности, построение «теорий» путем использования вненаучных оснований иподходов. Псевдонаука спекулирует на реальной неполноте научного знания и ограниченности его возможностей и методов врешении тех или иных проблем и опирается на социально-идеологические и политические подходы, приводя к «бесовщине» в науке, разрушению научных школ и традиций, деморализации и обману научного сообщества, трагической ломке судеб ученых. Одним из примеров торжества псевдонаучного знания является ситуация в отечественной биологии 1930—50-е гг. В конце 1920-х гг. Лысенко, с его идеями яровизации и стадийного развития растений, продемонстрировал свою готовность к решительной атаке на генетику, идеи Н. И. Вавилова, а также готовность решать любые угодные властям задачи — от выведения сортов ветвистой пшеницы до научно-политических (внедрение планирования в науке, очищение ее от врагов). Представители лысенковщины использовали особый тип идеологической речи, вульгарно-социалистическую риторику, штампы и лозунги, цитаты, ярлыки, чуждые науке приемы. Это позволяло легко переводить обсуждаемый вопрос в русло борьбы с идеализмом, проведения линии партии в естествознании, нагнетая страх в условиях нарастающей волны разоблачений «вредительства» и «заговоров». Понадобились десятилетия, чтобы преодолеть возникшие аномалии, восстановить преемственность в отечественной науке, ее престиж и уничтоженные научные школы.
Для псевдонаучного знания в целом характерна крайняя авторитарность, низкий критицизм, игнорирование эмпирического материала, отказ от рациональных аргументов в пользу веры, а также стремление к жесткой концептуальной экспансии и распространению своих взглядов на прочие сферы знания. Научное познание, с одной стороны, безгранично, поскольку его объектами могут стать фрагменты как природной реальности, так исоциального и жизненно-субъективного мира человека, его культуры, психики, исследуя которые ученый обязан выявить их объективные закономерности, существенные связи и свойства. С другой стороны, научное познание имеет границы, оно не в состоянии охватить все уникальные, в том числе и субъективные феномены человеческого бытия. Научное знание выступает как развивающаяся система. В качестве механизмов возникновения и динамики нового знания могут быть выделены внутридисциплинарные и междисциплинарные. С одной стороны, развитие знаний может происходить внутри отдельной научной дисциплины за счет рассогласования эмпирических фактов и существующего теоретического знания. С другой стороны, развитие научных знаний осуществляется в результате междисциплинарного взаимодействия, когда категориальные средства, принципы и установки, разработанные в конкретной дисциплине, транслируются в соседние отрасли знания, меняют стратегию исследования и способствуют возникновению нового научного знания. В реальном процессе динамики научного знания эти механизмы не существуют в чистом виде. Междисциплинарные взаимодействия могут накладываться на внутридисциплинарные и даже управлять ими. Наука - это феномен культуры, который и предстает как явление социальное. Взаимодействие науки и общества предполагает ее институциональную интерпретацию. Институциализация науки (функционирование науки как социального института)связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск; она связана с организацией научных исследований и со способом воспроизводства субъекта научной деятельности. В развитии науки как социального института выделяется несколько этапов. Начало процесса ее институциализации относится к XVII в. В этот период появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности. За наукой закрепляется ее самоценный статус.
Второй этап институциализации науки относится к концу XIX - началу XX в., когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчетливо осознает экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство. Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине XX в. Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т. д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, все отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двусторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.
2. 2 Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д. ) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод (греч. methodos) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п. ); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Методы и приемы, которые используются и на уровне обыденного, и на уровне научного познания - общелогические методы. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Научные методы исследования подразделяются на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теоретического уровняисследования (формализация, аксиоматический метод, дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования). Анализ — процедура мысленного расчленения исследуемого объекта, свойств предмета или отношений между предметными частями. Синтез — обратная анализу процедура, соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Абстрагирование — прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа). Обобщение — прием мышления, устанавливающий общие свойства и признаки объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему (клен — дерево - растение — живой организм). Индукция — такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение. Аналогия — такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Как правило, преобладают аналогии, почерпнутые из опыта лидирующих наук. Например, физика XVII в. способствовала формированию аналогий в гуманитарном и биологическом знании. Моделирование— такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Существуют материальные модели, которые являются природными объектами, подчиняющимися естественным законам, и идеальные модели, зафиксированные в знаковой форме. Так, в математике моделирование используется для доказательства непротиворечивости формальных систем. Наблюдение — это целенаправленное и преднамеренное изучение объекта, обусловленное задачей исследования, в ходе которого формируется знание о его внешних свойствах и сторонах. Выделяют четыре разновидности наблюдения: • прямое (имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта); • косвенное (восприятие не самого объекта, а вызываемых им следствий); • непосредственное (осуществляется непосредственно органами чувств); • опосредованное, или приборное (с помощью технических средств). Описание заключается в фиксации сведений об объектах, данных в наблюдении, средствами естественного или искусственного языка. Выделяют количественное описание, осуществляющееся с помощью таблиц, графиков, и качественное, фиксирующее различные качественные характеристики наблюдаемого объекта. Измерение — такая познавательная операция, результат которой — численное значение измеряемых величин. Измерение — это процедура сравнения данной величины с другой величиной, принятой за эталон (единицу). Измерение может быть прямым — выступает как непосредственная эмпирическая процедура, фиксирующая соответствующую характеристику объекта; косвенным — выстраивается на основе математических зависимостей за счет использования закономерной связи величины, которая непосредственно недоступна, с другими величинами, функционально связанными с интересующей величиной (в астрономии, атомной физике и др. ). Необходимым методом эмпирического исследования является эксперимент, представляющий собой целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Исторически как форма исследования эксперимент формируется логикой научного познания Нового времени, определяя познавательную стратегию и специфику новоевропейской науки. Мысленный эксперимент, задачей которого является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности (в химии — образы структуры вещества, в биологии — структуры клетки, в математике — образы точек прямой линии, окружности и т. д. ). В связи с математизацией науки в ней все больше используются такие приемы теоретического познания, как идеализация и формализация. Идеализация представляет собой разновидность операции абстрагирования, сущность которой — в выделении одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму. Этим методом в физике, например, были образованы такие идеализированные объекты, как «идеальный газ», «несжимаемая жидкость», «абсолютно упругое тело», в математике — «точка», «прямая» и т. д. Метод формализации заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация успешно применяется в математике, логике, современной лингвистике, кибернетике. Построение обобщенной модели некоторой предметной области позволяет обнаружить структуру различных явлений при отвлечении от их качественных характеристик. Теоретическое исследование немыслимо без использования аксиоматического метода. Аксиомы представляют собой утверждения, истинность которых не требует доказательств. При логическом выводе истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории. Специфическим методом построения теоретических знаний в эмпирических науках является гипотетико-дедуктивный метод, сущность которого — в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание формируется здесь не «снизу» (за счет индуктивных обобщений научных фактов), а «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Гипотетическая система, построенная с помощью данного метода, затем дедуктивно разворачивается, образуя целую систему гипотез, после чего подвергается опытной проверке. В современной физике часто используется метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремится отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, о которых, как говорил Л. Н. Мандельштам, заранее вообще не ясно, что они означают, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию этих уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области. Только опыт устанавливает соответствие математической гипотезы объективной реальности. Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей, постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Познание при этом движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному. Так, изучая конкретное взаимодействие и свойства реальных газов, исследователи выводили все новые абстракции, в том числе и абстракцию идеального газа, которая пренебрегает силами притяжения молекул. Это позволило приблизиться к более конкретному и глубокому выражению сущности поведения реальных газов. Особую роль при изучении сложноразвивающихся систем имеют исторический и логический методы исследования. Исторический метод исследования основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе общей исторической закономерности. Основу логического методасоставляет изучение процесса на высших стадиях его развития, вне реальной истории. Исторический метод преобладает при изучении таких развивающихся объектов, где доступно непосредственное изучение прошлого; там, где такой возможности нет, используется логический метод. Дополняя и обогащая друг друга, эти методы позволяют проникать в сущность изучаемого процесса. К формам развития знаний относятся факт, проблема, гипотеза, теория. Факткак форма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т. е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов. Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с помощью уже существующего теоретического знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретического знания. В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза становления научной проблемы. Проблема как форма научного познания характеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта. Иными словами, это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению. Но если окажется, что имеющихся средств в наличии у исследователя или в целом у научного сообщества недостаточно для ликвидации разрыва, что разрыв носит принципиальный характер, тогда возникает необходимость в разработке нового знания, которое бы устранило возникший разрыв. Это новое знание предстает первоначально в форме научной гипотезы. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблему. Поэтому и возникает необходимость в генерации нового знания, призванного эту проблему решить. Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако это требование не является абсолютным. Следует отметить, что превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную развернутую систему знаний. Теория является высшей формой организации научного знания, так как в ней достигается глубокое, сущностное отображение изучаемого факта, явления реальности. Как система знаний теория имеет сложную структуру, Основными структурными компонентами теории являются теоретическая модель, т. е. система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории. Эта теоретическая модель сложным образом связана с математическим аппаратом теории и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|