Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»
(«Платон мне друг, но истина дороже»): Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяжённость, покой, движение и др. Согласно Аристотелю не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи. То есть существует конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определённые параметры, а не «идея дома» и т.д. Поскольку бытие не есть «чистые идеи», то возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через категории. Категории согласно Аристотелю – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Категории Аристотеля: § сущность (субстанция); § количество; § качество; § отношение; § место; § время; § положение; § состояние; § действие; § страдание.
Проблема материи занимает важное место в философии Аристотеля. Материя по Аристотелю – это потенция (возможность быть), ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью). Всё сущее на Земле обладает потенцией (материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Проблема души. Душа по Аристотелю является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма. Три уровня души, выделяемые Аристотелем: § растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размножения; § животная душа, отвечающая за те же функции и, кроме того, за функции ощущения и желания; § разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает ещё и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума. Человек, согласно Аристотелю имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающихся производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединённого языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Проблема государства. Шесть типов государства, выделяемые Аристотелем: § монархия; § тирания; § аристократия;
§ крайняя олигархия; § охлократия (власть толпы, крайняя демократия); § полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии) Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля: § внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; § дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; § дал определение бытия через категории; § определил сущность материи; § дал понятие государства идеального типа; § внёс существенный вклад в развитие логики; § вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства После классической эпохи в развитии античной философии наступает период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства – Эллады. Это период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками. Особенности эллинистической философии: § кризис античных моральных и философских ценностей; § отказ от создания всеобъемлющих философских концепций; § переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни; § снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами; § отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; § стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; § признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека. Наиболее известные философские школы и эллинистического периода: Школа киников. От слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где встречались представители этой школы. Основатель этой школы – Антисфен. Другие яркие представители – Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Характерные черты философии и образа жизни киников: § возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); § разрыв социальных связей, одиночество; § отсутствие постоянного места жительства, скитания; § паразитический образ жизни, попрошайничество; § предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение гигиеной; § крайний аскетизм; § непризнание авторитетов; § неготовность к спору, стремление подавить собеседника; § отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; § скандальность В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру. Киники считали, что боги дали людям все для счастливой жизни, а люди своими потребностями сами делают себя несчастными. В отличие от Сократа, они считали, что знания не делают людей лучше. Людей они презирали - Диоген ходил с фонарем днем, объясняя: «Ищу человека». Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей». Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.
Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты». Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он: «Лишенный крова, города, отчизны, Живущий со дня на день нищий странник» Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Наверное, наиболее известна его встреча с Александром Македонским, который посетил известного философа и пообещал выполнить любое его желание. И Диоген действительно высказал желание: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце!». На что Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном. Школа стоиков. Возникновение и развитие этой школы явилось реакцией на распространение идей киников. Название берёт от портика (галерея) в Афинах, где она была основана. Основателем считается Зенон Китионский. Другие представители: Клеанф, Хрисипп, Посидоний. Основная идея школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. В отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии).
Характерные черты стоической философии: § признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом; § признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; § неучастие в жизни государства, игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; § оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; § признание стремления к счастью высшей целью человека
Эпикурейство. Название получило по имени своего основателя Эпикура. Школа располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда второе название – «философы Сада».
Основные положения эпикурейской философии: § высшая цель жизни человека – достижение счастья; § счастье – это освобождение от страдания и беспокойства; § для достижения счастья человек не нуждается ни в чём, кроме самого себя; § для этого также излишни государство, богатство и даже боги. Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»: ü не должно бояться богов; ü не должно бояться смерти: «Смерть - самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть существует, тогда мы не существуем"; ü благо легко достижимо; ü зло легко переносимо. Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части: каноника (теория познания), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души. Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность. По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения. Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания. Все заблуждения возникают вследствие ошибочных суждений разума, в которых мы домысливаем к тому, что содержится в представлениях нечто такое, что не находит подтверждения или опровергается в чувственном восприятии. Физика Эпикура опирается на натурфилософию досократиков и, в особенности, на атомизм Демокрита. Она призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти. Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение. Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов. Допущение самопроизвольного отклонения атомов (принципиальное отличие учения Эпикура от атомистики Демокрита) служит двоякой цели: в физике оно объясняет столкновение атомов и, тем самым, образование тел, которое было бы невозможно, если бы атомы двигались только по прямой. Этика Эпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии). Эпикур писал : "Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся или не правильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Именно посредством освобождения от них и достигается цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа - атараксия. Страдания души гораздо хуже в сравнении со страданьями тела». Для достижения этого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолеть страдания, возникающие вследствие неудовлетворенных желаний. Согласно Эпикуру, желания бывают: 1) естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности); 2) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства); 3) вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия). Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей. Школа скептиков. Скептицизм (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Родоначальник античного скептицизма Пиррон (365-275 гг. до н.э.) Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура. Скептики сознательно проводят общий принцип эллинизма – принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий, и приходят к выводу о невозможности познания окружающего нас мира. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие. Завершающим этапом античной философии является римский период. Наиболее известные философы: Сенека, Марк Аврелий (римский император), Тит Лукреций Кар и др. Особенности философии римского периода: § взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии; § влияние традиций и идей покорённых народов (Востока, Северной Африки и др.); § повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства, смерти, загробной жизни; § преобладание идеализма над материализмом; § рост влияния на философию идей христианства; § постепенное слияние античной и христианской философии и их превращение в средневековую философию Основные понятия и термины: Апейрон – первоначало, нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределённое. Аристократия (от греч. aristos — лучший), форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п. Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего. Гилозоизм – философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи. Демократия (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Космогония - происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик). Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы. Логос (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром. Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Материя (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. Монархия - государство, главой которого является монарх. Олигархия (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.). Охлократия (от греч. ochlos — толпа, чернь), в древнегреческих учениях о государстве — господство «толпы». Первоначало – основа, мельчайшая единица мира. Потенция (от лат. potentia — сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях. Софизм (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором ложь выдаётся за правду. Стоический - мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных испытаниях. Тирания (греч. tyrannis), форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Цинизм (от греч. kynismos — учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков? 2. В чём проявляется космоцентризм античной философии? 3. В чём видели первооснову многие античные философы? 4. В чём главная особенность классической философии? 5. Каким представляет идеальное государство Платон? 6. Назовите основные философские школы периода эллинизма. 7. Какие идеи античной философии о воспитании и образовании актуальны, с Вашей точки зрения, и сегодня? II. Упражнения и задачи 1. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание? 2. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – всё относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила и нормы морали? 3. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|