5.1. Зубчатая передача
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ________________________________
Т. В. Вельгодская, Н. В. Ковалева, Д. Б. Гриц
ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН СИНТЕЗ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Часть 2
Омск 2023 УДК 621. 01 (075. 8) ББК 34. 412я73 В28
Теория механизмов и машин. Синтез зубчатых передач. Часть 2: Учебное пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория механизмов и машин» / Т. В. Вельгодская, Н. В. Ковалева, Д. Б. Гриц; Омск: Русь, 2023. 30 с.
В учебном пособии рассмотрен синтез цилиндрической прямозубой передачи по заданным передаточному отношению, числу зубьев ведущего колеса и модулю зацепления. Дана методика расчета и построения профилей зубьев колес нулевого и неравносмещенного зацеплений. Учебное пособие предназначено для студентов 3-го курса, обучающихся по специальностям «Локомотивы», «Вагоны», «Электрический транспорт железных дорог», «Технология машиностроения», «Высокоскоростной наземный транспорт» и направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечения машиностроительных производств», «Наземные транспортно-технологические комплексы» очной, заочной и дистанционной форм обучения.
Рецензенты: доктор техн. наук, профессор А. А. Рауба; доктор техн. наук, профессор С. А. Макеев.
Ó Русь, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Создание новых машин, приборов, автоматических устройств, отвечающих современным требованиям, основано на достижениях фундаментальных и прикладных наук. Теория механизмов и машин – наука об общих методах структурного и динамического анализа и синтеза различных механизмов. Излагаемые методы пригодны для проектирования любого механизма. Наряду с изучением курса «Теория механизмов и машин» предусматривается обязательное выполнение курсового проекта по этой дисциплине. Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, а также применению этих знаний к решению задач по исследованию и расчету машин и механизмов. В настоящее время в инженерных расчетах широко применяются ЭВМ, использование которых позволяет проектировать механизмы более рациональными, многократно повысить точность, подобрать на стадии проектирования необходимые параметры.
Курсовой проект содержит задачи по исследованию и проектированию механизмов двигателя внутреннего сгорания, топливного насоса дизеля, поперечно-строгального станка, механизма подачи станка-автомата, выталкивающего механизма пресса СП-2, привода качающегося конвейера, камнедробилки и др. Решение поставленных задач осуществляется вручную с последующей проверкой на ЭВМ. Выполненный курсовой проект должен быть дифференцированно защищен на кафедре. После этого студент допускается к сдаче экзамена по курсу. Настоящие методические указания предлагаются студентам Института наземных транспортных систем и Института электрического транспорта и систем энергообеспечения для выполнения курсовой работы. 5. СИНТЕЗ ЗУЬЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Синтез зубчатых передач состоит в выборе и определении: – схемы механизма; – вида зацепления; – профиля зуба; – числа ступеней; – передаточного отношения и разбивка его по ступеням; – качественных показателей зацепления; – метода изготовления зубчатых колес. Преимущества зубчатых механизмов: – компактность; – высокий КПД; – надежность и долговечность; – жесткая кинематическая цепь; – обеспечение постоянного передаточного отношения; – работа в большом диапазоне скоростей; – простота изготовления и обслуживания [4].
5. 1. Зубчатая передача
Зубчатые механизмы предназначены для передачи вращения от одного вала к другому. Они применяются в лебедках, кранах, автомобилях в виде коробки скоростей и в других устройствах. Это передачи с высшими кинематическими парами, преимущество которых состоит в теоретически точном преобразовании движения. В промышленности применяются механизмы с колесами нулевого эвольвентного профиля, но практика показала, что иногда целесообразно применять исправленный профиль (неравносмещенный) с целью улучшения качества работы передачи. В курсовой работе (проекте) выполняется расчет и построение профилей зубьев для нулевого и неравносмещенного зацеплений. Два колеса в зацеплении образуют зубчатую передачу, основным параметром которой является передаточное отношение. Передаточное отношение одной пары колес определяется:
1) как отношение частоты вращения ведущего вала (n1) к частоте вращения ведомого вала (n2) (5. 1) 2) как отношение величины угловой скорости ведущего вала ( ) к величине угловой скорости ведомого вала ( ) (5. 2) 3) как отношение чисел зубьев ведомого колеса (z2) к числу зубьев ведущего колеса (z1) (5. 3) 4) как отношение величины радиуса начальной окружности ведомого колеса ( ) к величине радиуса начальной окружности ведущего колеса ( ) (5. 4) Знак « + » обозначает, что оба колеса вращаются в одну сторону (внутреннее зацепление), см. рис. 5. 1, б. Знак « – » обозначает, что колеса вращаются в разные сторон (внешнее зацепление) см. рис. 5. 1, а.
Различают одноступенчатые передачи, в которых только два звена с неподвижными осями вращения и стойка (опора) рис. 5. 1, и многоступенчатые, в которых звеньев с неподвижными осями больше двух (рис. 5. 2). Рис. 5. 2
Одной парой колес практически невозможно осуществить большое передаточное отношение. В таких случаях прибегают к устройству многоступенчатой передачи: располагают между ведущим и ведомым валами один или несколько промежуточных валов, которые называются паразитными (рис. 5. 2), и вращательное движение передается последовательно от одного вала к другому. В такой передаче на каждом валу (валы В и С) располагаются два колеса, из которых одно является ведомым (z2 и z4), воспринимающим движение от предыдущего вала, а другое ведущим (z3 и z5), передающим движение следующему валу (четные индексы у ведомых колес, нечетные – у ведущих). При такой передаче можно получить большое передаточное отношение. Обозначив угловые скорости вращения валов ꞷ с соответствующими индексами и считая вал А ведущим, а вал D ведомым, можно выразить в этой зубчатой передаче передаточное отношение (число) отношением чисел зубьев и получим:
(5. 5) Перемножив эти равенства, после сокращения имеем общее передаточное отношение: (5. 6) т. е. отношение произведений чисел зубьев ведомых колес к произведению чисел зубьев ведущих. Это заключение верное при любом количестве промежуточных валов. При небольших передаточных числах, осуществимых одной парой колес, используется сложная передача с промежуточным валом, если требуется, чтобы направления вращения ведомого и ведущего колес совпадали. В этом случае между ними устанавливается промежуточное (паразитное) колесо z2 (см. рис. 5. 3, а). В случае, когда расстояние между осями ведущего и ведомого валов должно быть большим, а по конструктивным соображениям большие колеса установить нельзя, тоже между ними располагают паразитные колеса z2 и z3 подходящих диаметров (рис. 5. 3, б).
Рассмотрим на числовых примерах. 1. См. рис. 5. 1. Дано: z1=20; z2=40; n1=600 об/мин. Определить передаточное отношение U12 и частоту вращения ведомого вала 2 (О2).
Решение: 1) определяем передаточное отношение по формуле (5. 3): т. е. второй вал будет вращаться в 2 раза медленнее.
2) определяем частоту вращения второго вала по формуле (5. 1):
2. См. рис. 5. 2. Дано: z1=20; z2=30; z3=40; z4=50; z5=60; z6=70; n1=600 об/мин. Определить передаточное отношение iAD и частоту вращения вала D (вал ꞷ 4).
Решение: 1) определяем передаточное отношение по формуле (5. 6) 2) определяем частоту вращения вала D (ꞷ 4) по формуле (5. 6) .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|