5.8. Неравносмещенное зубчатое зацепление
5. 8. Неравносмещенное зубчатое зацепление
Неравносмещенное зубчатое зацепление отличается от нулевого
Рис. 5. 7
5. 9. Выбор коэффициентов смещения режущего инструмента
Положение исходного производящего контура относительно делительной окружности проектируемого зубчатого колеса оказывает влияние на форму профиля зуба в торцовом сечении, а следовательно, и на эксплуатационные свойства проектируемого зацепления. Расстояние по нормали между делительной прямой исходного производящего контура и делительной окружностью колеса называют смещением, а отношение смещения к расчетному модулю – коэффициентом смещения и обозначают буквой x. Коэффициент смещения – величина безразмерная, но имеет знак: х > 0, если делительная прямая располагается вне делительной окружности нарезаемого колеса. Это соответствует положительному неравносмещенному зацеплению.
Коэффициенты смещения существенно влияют на размеры колес, геометрические показатели качества и нагрузочную способность передачи. От них зависят толщина зуба у основания и на окружности вершин; наличие или отсутствие подрезания; скорости скольжения и удельные скольжения, характеризующие абразивный износ и склонность к заеданию; коэффициент перекрытия. Коэффициенты смещения для каждой передачи назначают индивидуально с учетом условий ее работы. Выбор оптимальных коэффициентов смещения х1 и х2 производят с помощью специально построенных блокирующих контуров или таблиц, предложенных В. Н. Кудрявцевым. Блокирующие контуры для различных сочетаний зубчатых колес приведены в справочнике по геометрическому расчету эвольвентных передач. Порядок выбора коэффициентов смещения с использованием блокирующих контуров следующий: 1) чтобы спроектировать зубчатую передачу с максимальной контактной прочностью, необходимо к линии ε = 1, 2 блокирующего контура провести касательную rr под углом 45о к осям координат в зоне положительных значений x1 и x2 (рис. 5. 9). Спроецировав полученную точку R касания на координатные оси, находим коэффициенты смещения x1 и x2; 2) чтобы спроектировать передачу с максимальной изгибной прочностью, необходимо при ведущем меньшем колесе двигаться по кривой а блокирующего контура, а при ведущем большем колесе – по кривой δ вверх до пересечения с кривой ε = 1, 2. Спроецировав точку К пересечения на координатные оси, получим коэффициенты смещения x1 и x2; 3) чтобы спроектировать передачу с максимальной абразивной износостойкостью и стойкостью против заедания, следует двигаться по кривой вверх до пересечения с кривой ε = 1, 2 на контуре (в курсовой работе точность найденных коэффициентов смещения достаточно ограничить двумя знаками после запятой).
Рис. 5. 9
П р и м е р. Выбрать коэффициенты смещения для пары эвольвентных колес внешнего зацепления, имеющих числа зубьев z1 = 15; z2 = 25. Решение. По блокирующему контуру (см. рис. 5. 9) находятся следующие величины: максимальная контактная прочность при x1 = 0, 25; x2 = 1, 0;
максимальная изгибная прочность при ведущем меньшем колесе при максимальная абразивная износостойкость и стойкость против заедания при x1 = 0, 58; x2 = 0, 58. Выбор коэффициентов смещения производят по таблицам Таблицы содержат значения коэффициентов x1 и x2, сумма которых хΣ является максимально возможной при выполнении основных требований к передачам. Данными таблиц нужно пользоваться следующим образом: если 2 ≥ u12 ≥ 1, то сначала в табл. 5. 2 по заданному z1 находят коэффициент ψ, затем в табл. 5. 3 по заданным z1 и z2 - коэффициенты x1 и x2; угол α определяют по номограмме (см. рис. 5. 8), затем подсчитывают по формулам, приведенным в табл. 5. 1, все размеры зацепления; если 5 ≥ u12 ≥ 2, то сначала в табл. 5. 4 по заданному z1 находят коэффициенты ψ и x1, затем в табл. 5. 5 по z1 и z2 – коэффициент x2; далее определяют угол α и подсчитывают все параметры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|