Раздел I. Введение в экономическую теорию
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Специализированный учебно-научный центр В. П. Лимушин Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10―11 классов ― классовуглубленного обучения математико-экономическим дисциплинам
Вид программы: рабочая Форма обучения: очная Объем в часах: всего ― 140 часов; в том числе: лекции ― 81 час; практические занятия ― 59 часов Формы итоговой отчетности: дифференцированный зачет (экзамен) Екатеринбург Лимушин В. П. Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов ― классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам. ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012. 52 с. Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов ― классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам В. П. Лимушина, доцента СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФУ: ПРОТОКОЛ № ___ ОТ ____________ 2012 Г. Рецензент: М.Е. Шнырев, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института «Высшая школа экономики и менеджмента» УрФУ Пояснительная записка В современном обществе одной из актуальных является задача формирования экономики знаний, основные ресурсы которой ― инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание. Образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры ― непременное условие становления и развития инновационной экономики.
Экономическое образование обучающихся в широком смысле рассматривается как «процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения; включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ» (ГОС по образовательной области «Экономика»). В контексте сказанного особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у обучающихся СУН УрФУ системного мышления и навыков принятия и реализации решений. Конкретнее ― развития у них практико-ориентированного характера мышления в процессе получения образования, формирования социально-экономических компетентностей, основанных на квинтете «знания ― умения ― навыки ― опыт деятельности ― компетентность». Основная стратегическая цель Учебной программы (УП) «Экономика» ― обеспечение необходимых организационно-педагогических условий для формирования у обучающихся системной (целостной) научной картины мира, повышения уровня их функциональных экономических и социальных компетенций в органическом единстве обучения, воспитания, профориентации и неформального образования. Сказанное соотносится со следующим положением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»: «Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности». При этом под компетентностью нами понимается основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, то есть его актуализированные (мотивированные) способности.
К компетенциям, которые планируется сформировать в период процесса обучения по данной УП, мы относим: · предметная компетентность («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критичной оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, фирмы, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства; · методическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других; · коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая в процессе выработки умений и навыков раскрытия научных смыслов понятий, категорий, математических символов, анализа процессов и явлений экономической теории как условия ведения диалога без семантических противоречий; · социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах; · образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию. Основополагающим принципом разработки и реализации настоящей УП является интегративность, то есть установление прямых и обратных связей между гуманитарной и естественнонаучной составляющей целостной научной картины мира как условия достижения заявленной выше стратегической цели данной УП. В данной УП представлены следующие педагогические функции образования в образовательной области «Экономика»:
― познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте истории экономической мысли в становлении современных смыслов экономических концепций и понятий; ― познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося; ― функция систематизации экономического обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению; ― социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность; ― воспитательная функция, предусматривающая сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирования деловитости, ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики; ― познавательно-деятельностная, предполагающая мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях. Цель учебной программы (УП) раздела «Экономика» ―повышение эффективности социализации выпускников Центра в динамичных социально-экономических условиях, содействия их профессиональному самоопределению на рынке труда социума. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ: ― изучение основ современной экономической теории; ― развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора; ― овладение основами системного анализа социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества;
― сформировать у обучающихся умения/навыки решать экономические задачи с использованием аппарата математических наук; ― расширение возможностей обучающихся анализировать литературные, исторические, экономико-географические и публицистические тексты с позиций социально-экономического контекста эпохи. Решение планируемых цели и задач предполагает сочетание вербального (словесного), математического и графического методов обучения, так как: а) микро― и макроэкономические системы в силу их чрезвычайной сложности невозможно познать исключительно при помощи одного языка изложения; б) математические методы являются инструментом количественного и символического (но не качественного) нахождения алгоритмов функционирования экономических процессов и явлений; в) для целого ряда экономических процессов и явлений вообще не существует убедительных математических моделей. Для контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся УП планируются следующие формы: · понятийные диктанты (по темам первого раздела УП «Введение в экономическую теорию»; в начале аудиторных занятий в течение 10―15 минут; перечень понятий, включенных в понятийные диктанты, представлены обучающимся в электронном варианте после соответствующих текстов лекций Учебного пособия «Экономическая сфера общества: материалы к лекциям и практикам. В 2-х частях. Часть 1. ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012); · контрольные работы, содержащие тесты, задания с открытым ответом и экономические задачи (требования к написанию тестовых заданий контрольных работ данного вида представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009); · эссе ― мини-сочинения, в котором обучающиеся, оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную социально-экономическую тему (требования к написанию к эссе представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009); · плана написания эссе. Например, структурировать будущий текст эссе по следующим темам: 1) «Взаимосвязь экономической сферы общества с гуманитарными науками в контексте трех вопросов экономики»; 2) «Взаимосвязь экономической сферы общества с естественными науками в контексте трех вопросов экономики»; 3) «Взаимосвязь социальной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 4) «Взаимосвязь правовой и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 5) «Взаимосвязь политической и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 6) «Взаимосвязь духовной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 7) «Место и роль предпринимательства в социализации личности»;
· анализ текстов по социально-экономической проблематике из журналов «Эксперт» и «Эксперт―Урал»; еженедельников «Наша Версия» и «Огонёк»; газет «Коммерсантъ», «Новая газета», «Новая газета на Урале», «Известия», «Российская газета» и «Областная газета»; · в 10-м классе ― реферативный обзор статей 17―18, 23―28, 48―123 Гражданского Кодекса РФ, Часть первая, в которых речь идет об организационно-правовых формах предпринимательства, разрешенных на территории России (Тема 3); · в 11-м классе ― реферативный обзор статей 19―45, 45, п.1. Ст. 48, Ст. 52, Главы 13. Налогового кодекса РФ, часть первая, связанных с правами и обязанностями налогоплательщика (Тема 23); · написание исследовательских проектов (рефератов) с целью участия в муниципальных, региональных и федеральных (всероссийских) олимпиадах и фестивалях. Например, проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о SWOT-анализе и выработке миссии организации (например, СУНЦ УрФУ) в практические умения, или проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о бизнес-планировании в умения по его составлению на примере гипотетического индивидуального предпринимателя.
УП рассчитана на 140 часов(81― лекционные и 59 часов ― практические), исходя из 2 часов в неделю: 70 часов в 10-м классе распределяются между 13 темами разделов «I. Введение в экономическую теорию» и «II. Микроэкономика»; 70 часов в 11-м классе распределяются между 13 темами разделов «III. Макроэкономика» и «IV. Международные аспекты экономической теории». Согласно учебного плана по курсу «Экономика», итоговой формой аттестации обучающихся является дифференцированный зачет (экзамен) как в 10-м, так и в 11-м классах. Условием допуска к дифференцированному зачету (экзамену) является: а) наличие конспектов лекций по всем темам УП; б) выполнение домашнего задания (см. ниже) и в) положительные оценки за написание контрольных работ (выполнение тестовых заданий, решение экономических задач) и эссе на экономические темы по микроэкономике и макроэкономике, предусмотренных учебно-тематическим планом (УТП). В сооотвествии с Положением об итоговой аттестации обучающихся ОУ, результаты дифференцированного зачета определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Отметка «отлично» ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в целом. Обучающийся обнаруживает умение на уровне навыков решать экономические задачи и пошагово оформлять ход их решения, критично относится к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную научную социально-экономическую картину мира. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно использует в суждениях научную терминологию и такие научные методы как анализ и синтез, аргументирование и обобщение, нормативный и позитивный анализ, индукцию и дедукцию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы. Отметка «хорошо» ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в целом. Обучающийся на уровне умений решает экономические задачи и умеет пошагово оформлять ход их решения. Обучающийся, обнаруживая умение критично относиться к научной информации, недостаточно убедительно высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно используется в суждениях научная терминология. Обучающийся не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы, однако при аргументировании не демонстрирует достаточного уровня обобщения, установлении прямых и обратных связей между экономической сферой общества и другими сферами общества. Отметка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. Обучающийся имеет представление об основных проблемах экономической политики государства. Ответ обучающегося иллюстрирует его недостаточное владение такими методами экономической теории как предельный анализ, нормативный и позитивный анализ, «правило при прочих равных условиях», а при решении экономических задач ― неумение пошагово оформлять ход решения задачи. При помощи наводящих вопросов обучающийся высказывает собственные суждения относительно установления прямых и обратных связей между экономической сферой общества и его другими сферами. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами. При решении экономических задач и написания эссе нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной терминологии. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся слабо владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «экономика» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. В ответе отсутствует научная терминология, умение критично относится к научной информации, умение формулировать собственное суждение относительно дискуссионных вопросов. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Испытывает значительные затруднения в решении экономических задач и ответах на наводящие и дополнительные вопросы преподавателя. Сжатость аудиторных часов, отведенных учебным планом по курсу «Экономика» на изучение проблем современной экономики имеет следствием во время лекционных занятий озвучивание без раскрытия содержания и структуры ряда экономических понятий. Данная ситуация призвана сформировать у обучающихся информационную потребность ― осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Именно удовлетворение информационной потребности, то есть самостоятельная работа с современными экономическими энциклопедическими и словарями при чтении заданных на дом текстов и есть предмет домашней работы. К указанным выше учебно-методическим пособиям для обучающихся по курсу «Экономика» в библиотеке СУНЦ УрФУ имеется за авторством В.П. Лимушина «Словарь-справочник по курсу «Экономика». Часть 1. Микроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика» в 10-11 классах». ― Екатеринбург: ООО Изд-во «Раритет», 2007. 279 с. и «Словарь-справочник по курсу «Экономика». Часть 2. Макроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика» в 10-11 классах». ― Екатеринбург: ООО Изд-во «Раритет», 2008. 285 с. Именно в этих источниках обучающиеся имеют возможность ознакомиться: ― с извлечениями из Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», алгоритмом выполнения домашнего задания по составлению бизнес-плана, с извлечениями из Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Земельного кодекса Российской Федерации», методикой исполнения рисунков и их чтения, а также с методологией работы с экономическими текстами (в Части 1. «Микроэкономика»); ― с извлечениями из «Бюджетного кодекса Российской Федерации» и «Налогового кодекса Российской Федерации» (в Части 2. «Макроэкономика»).
2. Учебно-тематическое планирование СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|