Товар и его важнейшие характеристики. Проблема определения ценности товара. Теория потребительского выбора.
Товары. Потребительная ценность, или потребительная стоимость товара. Конкретный труд как источник потребительной стоимости. Меновая стоимость товара. Абстрактный труд как источник меновой стоимости. Полезность товара как основа обмена. Основы теории потребительского выбора. Стоимость, или ценность блага, определяемая субъективной оценкой покупателя, и количество, или степень редкости данного блага как факторы оценки блага как полезности. Парадокс Смита. Понятия «полезность (U)», «общая полезность (TU)», «предельная полезность (MU)», «предельная полезность, взвешенная по цене (MU/P)» блага как инструменты изучения, каким образом, делая выбор, потребитель оценивает тот или иной товар, как определить эффективность выбора потребителя. Первый закон Госсена. Второй закон Госсена. Методология графического изображения функций общей и предельной полезности. Кривые безразличия как инструмент анализа желаний покупателей как потребителей. Свойства кривых безразличия. Бюджетная линия как инструмент анализа возможностей потребителя как покупателя. Свойства бюджетной линии. Потребительская корзина как набор благ, дающий максимум полезности. Номинальный и реальный доход потребителя. Условия равновесия потребителя в кардиналисткой (предельная полезность как абсолют) и ординалисткой (предельная полезность есть величина относительная) концепциях предельной полезности. Практикум (тестирование, решение экономических задач) по теме занятия Понятие спроса. Модель спроса на конкурентном рынке. Эффект дохода и эффект замещения. Величина спроса и сам спрос. Спрос (D). Величина спроса. Модель спроса, или функция спроса (D(P)), как функция цены: D(P) = a ― b*P, где Р ― рыночная цена товара, a и b ― параметры, из которых b показывает чувствительность спроса к изменению цены. Методология построения модели спроса. Кривая спроса. Цена спроса в контексте проблемы дополнительных затрат в механизме спроса. Закон спроса.
Эффект дохода. Смыслы «эффекта дохода» для потребителя. Номинальный, или денежный, доход потребителя. Реальный доход потребителя. Эффект замещения. Место и роль товаров-субститутов и товаров-комплиментов в проявлении эффекта дохода и эффекта замещения. Построение и интерпретация рисунков «Абсолютная замещаемость, или абсолютные субституты»; «Абсолютная дополняемость, или совершенные комплементы». Эффект дохода и эффект замещения как инструменты анализа причин обратной зависимости спроса от цены товара. Неценовые факторы спроса. «Сам» спрос. Построение и интерпретация рисунка «Изменение спроса под влиянием неценовых факторов». Товары высшей категории, или нормальные товары. Закономерность взаимозависимости цены и спроса на сопряженные товары. Практикум: решение экономических задач по теме занятия Модель предложения на конкурентном рынке. Величина предложения. Неценовые факторы предложения. Предложение (S). Величина предложения. Модель предложения, или функция предложения фирмы на конкурентном рынке: S(P) = a + b*P. Кривая предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. «Само» предложение. Построение и интерпретация рисунка «Смещение кривой предложения под влиянием неценовых факторов». Практикум: решение экономических задач по теме занятия Взаимодействие спроса и предложения. Понятие рыночного равновесия. Равновесная цена Условие рыночного равновесия и установления равновесных цен. Построение и интерпретация рисунка «Равновесие на товарном (потребительском) рынке». Устойчивость рыночного равновесия.
Практикум: решение экономических задач по теме занятия Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения и фактор времени Эластичность: содержание и структура понятия. Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене (EDP). Товары с единичной эластичностью по цене. Товары с высокой эластичностью спроса по цене. Товары с низкой эластичностью по цене. Дуговая эластичность. Перекрестная эластичность (EPX,Y). Построение и интерпретация рисунка «варианты эластичности спроса по цене: а) спрос с единичной эластичностью; б) спрос с высокой эластичностью; в) спрос с низкой эластичностью по цене». Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу (EID). Интерпретация кривых Энгеля для нормальных товаров, предметов роскоши и низкокачественных товаров. Эластичность предложения по цене ( EPS ). Построение и интерпретация рисунка «Виды эластичности предложения по цене в зависимости от фактора времени: S1 ― предложение при мгновенной реакции; S2 ― в краткосрочном периоде; S3 ― в долгосрочном периоде». Практикум: решение экономических задач по теме занятия ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Конкурентное предложение и издержки фирмы: а) явные и неявные (альтернативные), экономические; б) постоянные, переменные и валовые; в) средние и предельные издержки. Явные, или бухгалтерские издержки фирмы. Принцип определения явных издержек. Неявные (альтернативные) издержки фирмы. Нормальная прибыль. Экономические издержки фирмы: содержание и структура понятия. Место и роль явных и неявных (альтернативных) издержек в экономике производителя. Постоянные издержки ( FC ): содержание и структура понятия. Причины трансформаций постоянных издержек в долгосрочном плане в переменные издержки. Переменные издержки ( VC ): содержание и структура понятия. Причины трансформации функции переменных издержек в контексте эффекта убывающей отдачи переменного ресурса. Общие издержки ( TC ). Построение и интерпретация рисунка «Функции издержек фирмы: а) функция постоянных издержек; б) функция переменных издержек; в) функция общих издержек».
Средние издержки ( AC ). Предельные издержки ( MC ). Построение и интерпретация рисунка «Изменение средних и предельных издержек фирмы: а) график функции средних издержек; б) соотношение средних и предельных издержек». Закономерности изменения средних и предельных издержек фирмы. Место и роль постоянных и переменных, средних и предельных издержек в экономике производителя. Общий (валовой) и предельный доход. Прибыль фирмы: бухгалтерская и экономическая Доход фирмы. Общий (или валовой) доход (TR). Формула для подсчета валового дохода фирмы. Предельный доход (MR). Формула предельного дохода фирмы. Построение и интерпретация рисунка «Функции спроса, предельного дохода (MR) и общего дохода (TR) фирмы при совершенной конкуренции». Прибыль фирмы. Бухгалтерская прибыль: содержание и структура понятия. Экономическая прибыль: содержание и структура понятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|