Положение конкурентной фирмы в отрасли. Оптимизация объема производства и максимизация прибыли. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Условия трех вариантов положения конкурентной фирмы в отрасли: а) фирма терпит убытки; б) фирма получает нормальную прибыль; в) фирма получает сверхприбыль. Правило оптимизации производства. Методологическое значение правила оптимизации производства для оптимизации объема производства и максимизации прибыли. Построение и интерпретация рисунка «Положение конкурентной фирмы в отрасли: а) определение оптимального объема выпуска; б) определение прибыли (убытков) фирмы ― совершенного конкурента». Алгоритм определения размера прибыли (или убытков) по показателям: 1) предельных и средних издержек; 2) по показателям объема продаж и средних издержек. Специфика положения конкурентной фирмы в отрасли в долгосрочном периоде. Построение и интерпретация рисунков: «Фирма ― совершенный конкурент в условиях равновесия»; «Средние издержки фирмы в долгосрочном периоде ( LRAC )», «Положение фирмы в условиях долгосрочного равновесия». Формула равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Рента (выигрыш) потребителя, рента (выигрыш) производителя и взаимовыгодность обмена в условиях совершенной конкуренции Рента (или выигрыш) потребителя. Рента (или выигрыш) производителя. Последствия нарушения равновесия на рынке благ. Построение и интерпретация рисунка «Рента (выигрыш) потребителя и рента производителя: а) при равновесной цене; б) при отклонении от цены равновесия». Конкуренция как необходимое и достаточное условие обеспечения взаимовыгодности обмена в условиях совершенной конкуренции. Практикум: решение экономических задач по теме занятия ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Основные типы структур в условиях несовершенной конкуренции. Барьеры вступления в отрасль
Монополист. Классификация типов несовершенной конкуренции по степени убывания власти над ценой: чистая монополия, дуополия, монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция. Естественная монополия. Барьеры вступления в отрасль. Чистая монополия. Монополия с эластичным спросом по цене. Равновесие монополии с эластичным спросом по цене Характерные черты чистой монополии. Монополия с эластичным спросом по цене: содержание понятия. Специфика поведения спроса D(P) и предельного дохода MR от продажи товара у монополистов любого типа (за исключением чистой монополии) как основополагающее условие отличия поведения монополиста от фирмы ― конкурентного производителя. Построение и интерпретация рисунка «Функция спроса D(P) и предельного дохода MR монополиста». Специфика проявления закона спроса в условиях монополии с эластичным спросом: роль и ограничения масштабов производства в рамках отрасли в контексте рационального экономического поведения производителя. Построение и интерпретация рисунков: «Равновесие монополии с эластичным спросом по цене», «Мертвый убыток, или чистые потери общества в условиях монополии». Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени Условия, институты и формы проявления ценовой дискриминации первой степени. Условия, институты и формы проявления ценовой дискриминации второй степени. Условия, институты и формы проявления ценовой дискриминации третьей степени. Регулирование монополистического ценообразования. Индекс Лернера Социально-экономические причины введения антимонопольного (антитрестовского) законодательства в странах с рыночной экономикой. Антимонопольное законодательство США (законы Клейтона, Робинсона―Пэтмана, Селера―Кефовера).
Три вида недобросовестной конкуренции, порожденные монополизмом, зафиксированные в Уставе Европейского Союза. Основные направления государственного антимонопольного регулирования в законе РФ от 22 марта 1991 года (с поправками от 1992 и 1995 гг.) «О конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках». Методологическое и практическое значение индекс Лернера в контексте анализа власти монополиста над ценой. Олигополистическая структура отрасли. Индекс Герфиндаля. Модели олигополистического ценообразования Характерные черты олигополии и дуополии. Концентрация рынка как основополагающее понятие характеристики олигополии. Индекс Герфиндаля как инструмент измерения концентрации монополистической власти над производством товаров и прогноза поведения фирм-монополистов в отрасли. Индекс Герфиндаля―Хиршмана. Роль технологии производства, связанной с эффектом масштаба, в возникновении олигополии и естественных барьеров вступления в отрасль. Нетехнологические барьеры вступления в отрасль. Модели ценового поведения олигополистов. Модель олигополии с ломаной кривой спроса. Модель олигополии, основанной на тайном сговоре. Модель лидерства в ценах. Модель олигополии с ценообразованием «издержки плюс». Естественная, или регулируемая, монополия Естественная монополия как разновидность монополии с эластичным спросом по цене. Характерные черты естественной, или регулируемой, монополии. Эффект масштаба как основополагающая причина монополизма в отрасли естественного монополиста. Построение и интерпретация рисунка «Естественная (регулируемая) монополия». Справедливый объем выпуска и справедливая цена как характеристики компромисса между естественным монополистом и обществом. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Дифференцированный продукт. Монополистическая конкуренция: содержание и структура понятия. Причины высокой эластичности спроса по цене у монополистического конкурента. Источники (условия получения) нормальной прибыли в условиях долгосрочного равновесия монополистического конкурента. Построение и интерпретация рисунка «Монополистическая конкуренция с дифференциаций продукта».
Неценовая конкуренция и ее формы проявления. Специфика места и роли неценовой конкуренции у фирм, производящих дифференцированный продукт. Неценовая конкуренция как источник дополнительной прибыли монополистического конкурента. Эффект неценовой конкуренции. Практикум: решение экономических задач по теме занятия ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА Концепция фирмы Фирма. Причины, обусловившие рождение фирм. Фирма как организация. Внешняя (ближайшая и дальняя) среда окружения фирмы. Признаки фирмы как юридического лица. Семинар: Организационные формы бизнеса в России в контексте формального и действительного права. §7.2. Основы теории менеджмента Менеджмент. Менеджер. Различие менеджеров и предпринимателей. Принципы микросоциального управления. Основные направления менеджмента. Социальная система. Признаки системного восприятия организации. Управление: с позиции системного подхода, в психологии управления, в теории информации. Управление как деятельность. Инструменты управления как воздействия. Управленческий ресурс. Аналитический ресурс. Координационный ресурс. Организационный ресурс. Инновационное управление. Основные функции менеджмента. Объекты менеджмента. Условия эффективной работы организации. Виды менеджмента. Проектирование. Цель проектирования. Проектирование социальное. Управление проектами. Структура проекта. Жизненный цикл проекта. Функции управления проектом. Подсистемы управления проектом. Современные подходы к управлению: 1) системный подход (основные понятия концепции ― система; целостность; элемент/компонент; связь; отношение; структура; целенаправленные системы; самоорганизующиеся системы); 2) комплексный подход; 3) интеграционный подход; 4) маркетинговый подход; 5) функциональный подход; 6) динамический подход; 7) воспроизводственный подход; 8) процессный подход; 9) нормативный подход; 10) количественный (математический) подход; 11) административный подход; 12) поведенческий подход; 13) ситуационный подход; 14) информационный подход (основные понятия концепции ― информация, информационные ресурсы организации; информационная система организации; управление информационными ресурсами организации).
SWOT-анализ и особенности его проведения. Цель SWOT-анализа. PEST-анализ и особенности его проведения. Цель PEST-анализа. Цель. Требования к целям. Требования к формулированию целей. Органическая система. Целенаправленные системы. Функции цели в управленческой деятельности. Ценностные основания анализа маркетингового подхода к управлению в контексте современной теории власти. Основы теории маркетинга Маркетинг. Сфера разработки товара, политика ценообразования, сбыт, продвижение товара как элементы системы маркетинга. Управление маркетингом. «Дерево целей» маркетинга. Структурные элементы маркетинговой деятельности: а) исследование и выбор целевого рынка (позиционирование как сегментирование рынка); б) разработка товара (услуги); в) сбыт товара, услуги (определение их жизненного цикла); г) реклама (рекламная компания и паблик рилейшнз); д) персональные продажи; е) стимулирование рынка (неценовые факторы сбыта); ж) разработка стратегии фирмы. Отличие маркетинговой деятельности от обычной производственно-сбытовой деятельности. Роль маркетинга в системе развитых рыночных взаимоотношений между производителем и потребителем. Операционный маркетинг. Основные подходы (концепции), на которых основываются коммерческие организации при реализации операционного маркетинга. Стратегический маркетинг. Алгоритм общего маркетингового исследования. Алгоритм стратегического планирования маркетинга. Три слагаемые успешного маркетинга. Различия рекламы и паблик-рилейшнз (public relations), или PR-деятельности. Виды маркетинга. Сегментирование рынка. Позиционирование товара на рынке. Особенности становления маркетинга в России. Специфические средства маркетинга: миссия, фандрейзинг, бренд и технологии их разработки. Домашнее задание: провести и представить в форме проекта результаты SWOT-анализа конкурентоспособности СУНЦ УрФУ на рынке образовательных услуг города Екатеринбурга или Свердловской области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|