Система национальных счетов
Система национальных счетов (СНС) как методология анализа (характеристики) воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и др.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и массивов, увязанных с движением финансовых потоков. Основные принципы разработки СНС. Задачи, решаемые СНС в контексте трех вопросов экономики. Фазы производственного цикла, отражаемые в СНС. Концепция кругооборота доходов субъектов рынка как основа СНС. Основное тождество СНС: Y = C + I + G + NX. Характеристика важнейших показателей СНС, характеризующих движение ВВП на различных его стадиях: чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), располагаемый доход (РД), личный располагаемый доход (ЛРД) и др. Построение и интерпретация схемы взаимосвязи и взаимозависимости показателей СНС. Содержание и структура понятий: «налог на импорт», «накопление, валовое», «продукт, чистый национальный номинальный», «доход, национальный произведенный», «доход, национальный использованный», «доход, национальный чистый (ЧНД)» в контексте концепции СНС. ВВП и чистое экономическое благосостояние Интерпретация понятия «ненаблюдаемая (в показателе ВВП) экономика» как совокупность теневого производства, незаконного производства, производства неформального сектора, производства домашних хозяйств для собственного конечного использования. Показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) В. Нордхауса и Дж. Тобина как средство устранения недостатков, связанных с расчетом ВВП, который не полностью отражает масштабы деловой активности и уровень благосостояния нации. Методика расчета ЧЭБ и проблемы определения денежной оценки факторов, влияющих на него.
§15.4. ВВП и экономический рост Содержание и структура понятия «экономический рост (ЭР)». Общие и частные показатели ЭР. «Правило величины 70» как средство определения годового прироста ВВП, чтобы его уровень удвоился за 10 лет. ВНП на душу населения как качественный показатель благосостояния нации. Факторы, от которых зависит ЭР: а) труд как количество занятых в экономике страны; б) физический капитал; в) человеческий капитал ― знания и трудовые навыки, приобретенные работниками в процессе образования и трудовой деятельности; г) природные ресурсы ― земля, особенно пригодная для сельскохозяйственного производства, водные ресурсы, полезные ископаемы и др.; д) технологические знания, или технический прогресс как совокупность новых способов организации производственного процесса и организации управления, новых информационных технологий, открытий в различных сферах науки, использованные в производственном процессе и др.; е) производительность труда, то есть выпуск продукции в расчете на одного занятого (Y/L, где Y ― объем выпуска, а L ― количество занятых в экономике страны или количество отработанных человеко-часов). Построение и интерпретация рисунков: «Кривая производственных возможностей и экономический рост», «Влияние технического прогресса на устойчивый уровень капиталовооруженности и выпуск на душу населения». Типы ЭР: экстенсивный, в процессе которого производительность труда не изменяется, так как экономический рост осуществляется за счет количественного роста его факторов, и интенсивный, при котором темп роста ВВП опережает темп роста числа занятых в его производстве, то есть ЭР осуществляется за счет проста производительности труда. Истинные внутренние сбережения как показатель стоимости изменения широко спектра активов, которые важны для развития страны: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и методология его расчета.
Методологические смыслы единого (интегрального) экономического показателя эффективности общественного производства (Ээф) в его ресурсном варианте. Практикум: тестирование, решение экономических задач по теме ТЕМА 16. РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Фиаско, или провалы, рынка и необходимость государственного регулирования Государство как совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Основная причина экономической деятельности государства. Основные ограничения рыночного механизма, или провалы рынка, ведущие к его фиаско: а) внешние издержки (экстерналии); б) ассиметричность информации; в) неполнота рынков; г) невозможность предоставления рынком общественных благ, не решение им социальных проблем и экологических проблем производства; д) монопольная власть на рынках; е) макроэкономическая нестабильность; ж) неравенство в распределении доходов; з) рынок не в состоянии обеспечить стратегический прорыв в области науки и техники, глубокие структурные преобразования производства. Основы теории общественного выбора. Исследование взаимозависимости политических и экономических явления как основной предмет теории общественного выбора. Построение и интерпретация рисунка П. Хейне «Рациональное экономическое поведение государственного деятеля». Содержание и структура понятий: «бюрократическое управление», «прямая демократия», «представительная демократия», «политическая рента», «разумный коллективный выбор» (по Эрроу). Построение и интерпретация рисунка «Определение оптимального объема производства с точки зрения общества». Основные причины фиаско государства (институциональных ловушек), или фиаско государственного регулирования экономики в контексте теории общественного выбора: 1) нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами; 2) неравенство в получении информации; 3) недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии); 4) несовместимость во времени принятия тех или иных решений (внутренний лаг (который делится на лаг признания (распознавания, осознания) и лаг решения) и внешний лаг, или лаг воздействия); 5) проявления закона непредвиденных последствий
Основные функции (задачи) государственной политики, связанные с корректировкой рыночного механизма и обеспечением экономической и социальной стабильности, а также адаптации экономики к изменяющимся условиям: 1) защита общества (минимизация) от «внешних эффектов»; 2) производство и предоставление государством общественных благ; 3) пресечение ассиметричной информации и компенсация неполноты рынков; 4) законодательное ограничение власти монополий на рынке, поддержка конкуренции, регулирование «естественных монополий»; 5) поддержание макроэкономической стабильности (экономического цикла).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|