Тема 8: Статистика материально-технической базы предприятий торговли и общественного питания
(задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 6 вариантов 4 и 7, задача № 7 варианта 7) Здесь студентам предлагается решить два типа задач. Первый тип задач предусматривает проведение анализа основных фондов торгового предприятия (задача № 6 варианта 4 и задача № 6 варианта 7). Второй тип задач посвящен анализу коммерческого использования торгово-складской сети предприятий торговли и плотности сети торговых предприятий (задача № 5 вариантов 1, 3 и 5, задача № 7 варианта 7). При выполнении задач первого типа наибольшую сложность у студентов вызывает выполнение факторного анализа абсолютной динамики объема товарооборота и абсолютной динамики суммы амортизационных отчислений. Для оценки степени влияния отдельных факторов на абсолютную динамику объема товарооборота в статистике основных фондов рассматриваются такие факторы, как: 1) абсолютное изменение среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия 2) абсолютное изменение коэффициента фондоотдачи Первый из указанных факторов выступает в качестве экстенсивного, а второй – в качестве интенсивного. При этом используется следующая аддитивная двухфакторная модель объема товарооборота:
ü ü ü
ü ü
ü ü С методикой исчисления среднегодовой полной первоначальной стоимости основных фондов торгового предприятия за соответствующий период времени, а также коэффициента фондоотдачи и его экономической сущностью студентам предлагается разобраться самостоятельно [см. (2), стр.225 – 231]. В задаче № 6 варианта 7 необходимо обратить внимание на методику построения аддитивной двухфакторной модели суммы амортизационных отчислений торгового предприятия, отражающей влияние изменения средней стоимости основных фондов и влияние изменения среднего процента амортизационных отчислений:
ü ü ü
ü ü ü
Не следует забывать, что средняя стоимость основных фондов в рассматриваемой задаче исчисляется по формуле средней хронологической невзвешенной величины:
ü ü ü
ü ü В задачах № 5 вариантов 1, 3 и 5, задаче № 7 варианта 7 студентам предлагается использовать методы индексного анализа для изучения влияния интенсивного и экстенсивного факторов на процесс концентрации в сфере торговли. В розничной торговле под экстенсивным фактором подразумевается изменение числа торговых предприятий, под интенсивным фактором – изменение средней торговой площади, приходящейся на одно торговое предприятие. Для оценки влияния каждого из этих факторов на изменение торговых площадей применяется метод цепной подстановки разложения общего абсолютного изменения по факторам: - общее абсолютное изменение торговой площади определяется по следующей формуле:
- вследствие изменения среднего числа торговых предприятий (экстенсивного фактора):
- за счет изменения среднего размера одного торгового предприятия (интенсивного фактора):
ü ü ü В задаче № 5 варианта 5 и задаче № 7 варианта 7 студенты должны исчислить показатели плотности сети предприятий торговли и проанализировать их динамику. Статистическая оценка обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг осуществляется с помощью ряда относительных показателей. Обеспеченность населения розничной торговой сетью определяется по следующей формуле:
ü ü ü Большое значение имеет также показатель торговой площади магазинов в расчете на 10 тыс. человек. Он определяется для розничной торговли по следующей формуле:
ü ü Показатели обеспеченности населения предприятиями торговли и сферы услуг могут исчисляться как в среднем за год, так и на конец года; показатели обеспеченности торговой площадью определяются также и в расчете на одну тысячу жителей. Статистический анализ обеспеченности населения предприятиями торговли или торговой площадью, может быть проведен как по всей совокупности предприятий, так и с учетом их специализации и по типам. Кроме того, изучаются динамика и территориальный аспект всех вышеперечисленных показателей. Для характеристики относительного изменения степени обеспеченности населения торговой площадью исчисляется следующая система индексов:
ü ü ü Изменение торговой площади обусловливается влиянием двух факторов: изменением среднего числа магазинов (экстенсивного фактора) и среднего размера одного магазина (интенсивный фактор), выраженного средней площадью торгового зала, что можно отразить с помощью следующей формулы:
ü
ü Тогда индекс обеспеченности населения торговой площадью может быть представлен в виде соотношения трех индексов: числа магазинов, среднего размера магазинов и средней численности населения, что выражается следующей формулой:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|