Тема 9: Статистика финансов предприятий торговли и общественного питания
(задачи № 6 и № 7 варианта 1, задача № 7 вариантов 2 и 3, задачи № 7 и № 8 варианта 4, задачи № 7 и № 8 варианта 5, задача № 7 варианта 6, задача № 5 варианта 7). Одной из важнейших задач статистики финансов предприятий торговли и общественного питания является статистический анализ издержек обращения, валовых доходов, прибыли и рентабельности и изучение их динамики с помощью индексного метода. Прежде всего, студентам необходимо усвоить методику исчисления системы показателей издержек обращения (см. условие задачи № 5 варианта 7). К числу показателей статистики издержек обращения относятся следующие: 1. Средний уровень издержек обращения за «»-й период времени: (9.1), где: ü – сумма издержек обращения торгового предприятия за «»-й период времени; ü – объем розничного товарооборота за «»-й период времени. 2. Размер изменения среднего уровня издержек обращения в «»-ом периоде времени по сравнению с «»-м периодом времени: (9.2), где: ü – средний уровень издержек обращения торгового предприятия в целом соответственно в «»-oм и «»-м периодах времени; ü – номер соответствующего периода времени. 3. Темп изменения среднего уровня издержек обращения в «»-ом периоде времени по сравнению с «»-м периодом времени: (9.3). 4. Сумма относительной экономии (или перерасхода) издержек обращения в «»-ом по сравнению с «»-м периодом времени: (9.4). При решении задачи № 6 варианта 1 и задачи № 8 варианта 5 студенты должны разобраться с двумя методами определения относительного уровня издержек обращения: 1) отраслевым методом; 2) народнохозяйственным методом. При использовании отраслевого метода относительный уровень издержек обращения исчисляется по следующим формулам:
– по отраслям торговли: (9.5); где: ü – номер соответствующей отрасли торговли; – по всей торговле в целом: (9.6). Применение народнохозяйственного метода расчета относительного уровня издержек обращения предполагает применение следующих формул: – по отраслям торговли: (9.7), где: ü – по всей торговле в целом: (9.8). Анализу динамики среднего уровня издержек обращения с помощью индексного метода посвящены задача № 7 варианта 2 и задача № 7 варианта 5. В указанных задачах при изучении динамики относительных уровней издержек обращения по товарным группам исчисляются индивидуальные индексы по формуле: (9.9). Динамика среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом анализируется с помощью общего индекса, исчисляемого по формуле: (9.10). Общий индекс среднего уровня издержек обращения является индексом переменного состава, т.к. отражает влияние изменения двух факторов: 1) Изменение относительных уровней издержек обращения по товарным группам; 2) Изменение структуры товарооборота. Данный индекс (формула 9.10) может быть представлен как в фактических (действующих), так и в сопоставимых (неизменных) ценах. В рассматриваемых задачах общий индекс среднего уровня издержек обращения рассчитывается в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках: (9.11), где: ü – относительные уровни издержек обращения по товарным группам соответственно в отчетном и базисном периодах времени в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках; ü – объем товарооборота по товарным группам в сопоставимых (неизменных) ценах соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü , – сумма издержек обращения по торговому предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках. Общий индекс среднего уровня издержек обращения (индекс переменного состава) может быть представлен в виде произведения общих индексов постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов:
(9.12). Общий индекс издержек обращения в неизменной (отчетной) структуре товарооборота (общий индекс постоянного или фиксированного состава) исчисляется по формуле: (9.13), где: ü (9.14) – показатели структуры товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах за отчетный период времени. Общий индекс влияния структурных сдвигов в неизменных (сопоставимых) ценах, называемый чаще всего общим индексом издержкоемкости товарооборота, рассчитывается по формуле: (9.15), где: ü (9.16) – показатели структуры товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах за базисный период времени. Уравнение взаимосвязи общих индексов переменного, постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов называется также мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом. Студентам следует обратить внимание на методику исчисления абсолютного изменения суммы издержек обращения по торговому предприятию в целом и в том числе: а) за счет изменения относительных уровней издержек обращения по товарным группам; б) за счет изменения издержкоемкости товарооборота (т.е., за счет изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах). При этом применяются следующие формулы: (9.17); (9.18); (9.19) Общее абсолютное изменение суммы издержек обращения в сопоставимых (или неизменных) ценах и ставках может быть представлено в виде суммы абсолютных изменений суммы издержек обращения под влиянием отдельных факторов, т.е., в виде аддитивной двухфакторной модели абсолютной суммы издержек обращения: 9.20), где: ü – общее абсолютное изменение суммы издержек обращения в сопоставимых (или неизменных) ценах. В задачах № 7 варианта 1, № 8 варианта 2, № 7 варианта 3, №7 и № 8 варианта 4, № 7 варианта 6 студенты должны усвоить методику исчисления показателей валовых доходов, прибыли от реализации товаров, балансовой прибыли и относительных уровней рентабельности. В задачах № 7 вариантов 1 и 6, задаче № 8 варианта 4 следует обратить внимание, прежде всего, на алгоритмы расчета абсолютных сумм издержек обращения и валовых доходов (реализованных торговых надбавок). Для этого используются следующие формулы:
(9.21), где: ü – средний уровень издержек обращения по предприятию в целом за соответствующий период времени; ü – объем товарооборота по предприятию в целом в фактических (или сопоставимых) ценах за рассматриваемый период времени. (9.22), где: ü средний уровень валовых доходов по предприятию в целом за соответствующий период времени. Сумма прибыли от реализации товаров, и сумма балансовой прибыли определяются по формулам: (9.23); (9.24). Динамика абсолютной суммы прибыли от реализации товаров складывается под воздействием следующих трех факторов: а) за счет изменения среднего уровня валовых доходов; б) за счет изменения среднего уровня издержек обращения; в) за счет изменения объема товарооборота. Количественная оценка влияния каждого из этих факторов производится по формулам: (9.25), где: ü – абсолютное изменение среднего уровня валовых доходов по предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени. ü – объем товарооборота по предприятию в целом в отчетном периоде времени в сопоставимых ценах. (9.26), где: ü – абсолютное изменение среднего уровня издержек обращения по предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени. (9.27), где: ü (9.28) – средний (относительный) уровень рентабельности продажи товаров по предприятию в целом за базисный период времени (или средний уровень прибыльности работы предприятия за базисный период времени); ü – абсолютное изменение объема товарооборота в сопоставимых ценах в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени. Относительные уровни рентабельности могут быть исчислены тремя способами: - во-первых, по формуле 9.28 как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и объема товарооборота; - во-вторых, как процентное соотношение балансовой прибыли и суммы издержек обращения
(9.29); - в-третьих, как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств (см. задачу № 8 варианта 2) (9.30), где: ü среднегодовая стоимость соответственно: основных фондов и оборотных средств за рассматриваемый период времени. Анализ среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе торговых сетей, составляющий содержание задачи № 7 варианта 3, предполагает построение мультипликативной и аддитивной индексной двухфакторной модели. В качестве факторов, влияющих на средний уровень рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров, следует рассматривать динамику относительных уровней рентабельности по каждой из торговых сетей и влияние изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах по группе ритейлеров, т.е., перераспределение физического объема товарооборота между отдельными торговыми сетями. Расчет соответствующих индексов производится по следующим формулам: (9.31), где: ü – общий индекс среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров (общий индекс переменного состава); ü – средний уровень рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – номер соответствующей торговой сети; ü – общее число рассматриваемых ритейлеров; ü – сумма прибыли от реализации товаров по «»-му ритейлеру соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах по «»-ой торговой сети соответственно в отчетном и базисном периодах времени. (9.32), где: ü – общий индекс относительного уровня рентабельности продажи товаров в неизменной (отчетной) структуре товарооборота в сопоставимых ценах (общий индекс фиксированного или постоянного состава). (9.33) – показатели удельного веса «»-ой торговой сети в общем объеме товарооборота в сопоставимых ценах по группе ритейлеров в отчетном периоде времени. (9.34), где: ü – общий индекс влияния изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах (общий индекс влияния структурных сдвигов). (9.35) – показатели распределения товарооборота в сопоставимых ценах по торговым сетям в базисном периоде времени. Все три рассмотренных общих индекса взаимосвязаны следующим уравнением: (9.36). Данная модель называется мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня рентабельности продажи. Для построения аддитивной двухфакторной модели среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров рекомендуется воспользоваться следующими формулами:
(9.37), где: ü – общий размер изменения среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров в отчетном периоде по сравнению с базисным; ü – размер изменения среднего уровня рентабельности продажи в отчетном периоде времени по сравнению с базисным за счет динамики относительных уровней рентабельности по каждой из торговых сетей; ü – размер изменения среднего уровня рентабельности продажи товаров в отчетном периоде времени по сравнению с базисным периодом за счет влияния структурных сдвигов в товарообороте в сопоставимых ценах. (9.38), (9.39). Аддитивная двухфакторная модель общей суммы прибыли от реализации товаров по группе ритейлеров строится на основе метода цепных подстановок с включением в модель таких факторов, как динамика среднего уровня рентабельности продажи товаров и динамика общего объема товарооборота в сопоставимых ценах . Статистическому анализу показателей валовых доходов и изучению их динамики посвящена задача № 7 варианта 4. В указанной задаче студентам следует обратить внимание на методику расчета абсолютных сумм валовых доходов по товарным группам и по торговому предприятию в целом. В этом случае применяются следующие формулы: (9.40); (9.41), где: ü – относительные уровни валовых доходов по товарным группам за рассматриваемый период времени; ü – объем товарооборота по товарным группам за рассматриваемый период времени. Средний уровень валовых доходов за соответствующий период времени исчисляется согласно следующей формуле: (9.42). Изучение динамики среднего уровня валовых доходов в рассматриваемой задаче осуществляется с помощью индексного метода. При этом студентами должна быть построена следующая мультипликативная индексная двухфакторная модель: (9.43). Каждый из вышеперечисленных трех общих индексов рассчитывается с применением следующих формул: (9.44); (9.45); (9.46), где: ü – номер соответствующей товарной группы; ü – относительный уровень валовых доходов по «»-ой товарной группе соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü объем товарооборота по «»-ой товарной группе соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü – средний уровень валовых доходов по предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü (9.38) и (9.39) – показатели структуры товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах времени; ü сумма валовых доходов по предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени. Анализ динамики среднего уровня валовых доходов может быть проведен как в фактических, так и сопоставимых ценах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|