Тема 9: Статистика финансов предприятий торговли и общественного питания
(задачи № 6 и № 7 варианта 1, задача № 7 вариантов 2 и 3, задачи № 7 и № 8 варианта 4, задачи № 7 и № 8 варианта 5, задача № 7 варианта 6, задача № 5 варианта 7). Одной из важнейших задач статистики финансов предприятий торговли и общественного питания является статистический анализ издержек обращения, валовых доходов, прибыли и рентабельности и изучение их динамики с помощью индексного метода. Прежде всего, студентам необходимо усвоить методику исчисления системы показателей издержек обращения (см. условие задачи № 5 варианта 7). К числу показателей статистики издержек обращения относятся следующие: 1. Средний уровень издержек обращения за «
ü ü 2. Размер изменения среднего уровня издержек обращения в «
ü ü 3. Темп изменения среднего уровня издержек обращения в «
4. Сумма относительной экономии (или перерасхода) издержек обращения в «
При решении задачи № 6 варианта 1 и задачи № 8 варианта 5 студенты должны разобраться с двумя методами определения относительного уровня издержек обращения: 1) отраслевым методом; 2) народнохозяйственным методом. При использовании отраслевого метода относительный уровень издержек обращения исчисляется по следующим формулам:
– по отраслям торговли: ü – по всей торговле в целом: Применение народнохозяйственного метода расчета относительного уровня издержек обращения предполагает применение следующих формул: – по отраслям торговли: ü – по всей торговле в целом: Анализу динамики среднего уровня издержек обращения с помощью индексного метода посвящены задача № 7 варианта 2 и задача № 7 варианта 5. В указанных задачах при изучении динамики относительных уровней издержек обращения по товарным группам исчисляются индивидуальные индексы по формуле:
Динамика среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом анализируется с помощью общего индекса, исчисляемого по формуле:
Общий индекс среднего уровня издержек обращения является индексом переменного состава, т.к. отражает влияние изменения двух факторов: 1) Изменение относительных уровней издержек обращения по товарным группам; 2) Изменение структуры товарооборота. Данный индекс (формула 9.10) может быть представлен как в фактических (действующих), так и в сопоставимых (неизменных) ценах. В рассматриваемых задачах общий индекс среднего уровня издержек обращения рассчитывается в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках:
ü ü ü Общий индекс среднего уровня издержек обращения (индекс переменного состава) может быть представлен в виде произведения общих индексов постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов:
Общий индекс издержек обращения в неизменной (отчетной) структуре товарооборота (общий индекс постоянного или фиксированного состава) исчисляется по формуле:
ü Общий индекс влияния структурных сдвигов в неизменных (сопоставимых) ценах, называемый чаще всего общим индексом издержкоемкости товарооборота, рассчитывается по формуле:
ü Уравнение взаимосвязи общих индексов переменного, постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов называется также мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом. Студентам следует обратить внимание на методику исчисления абсолютного изменения суммы издержек обращения по торговому предприятию в целом и в том числе: а) за счет изменения относительных уровней издержек обращения по товарным группам; б) за счет изменения издержкоемкости товарооборота (т.е., за счет изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах). При этом применяются следующие формулы:
Общее абсолютное изменение суммы издержек обращения в сопоставимых (или неизменных) ценах и ставках может быть представлено в виде суммы абсолютных изменений суммы издержек обращения под влиянием отдельных факторов, т.е., в виде аддитивной двухфакторной модели абсолютной суммы издержек обращения:
ü В задачах № 7 варианта 1, № 8 варианта 2, № 7 варианта 3, №7 и № 8 варианта 4, № 7 варианта 6 студенты должны усвоить методику исчисления показателей валовых доходов, прибыли от реализации товаров, балансовой прибыли и относительных уровней рентабельности. В задачах № 7 вариантов 1 и 6, задаче № 8 варианта 4 следует обратить внимание, прежде всего, на алгоритмы расчета абсолютных сумм издержек обращения и валовых доходов (реализованных торговых надбавок). Для этого используются следующие формулы:
ü ü
ü Сумма прибыли от реализации товаров, и сумма балансовой прибыли определяются по формулам:
Динамика абсолютной суммы прибыли от реализации товаров складывается под воздействием следующих трех факторов: а) за счет изменения среднего уровня валовых доходов; б) за счет изменения среднего уровня издержек обращения; в) за счет изменения объема товарооборота. Количественная оценка влияния каждого из этих факторов производится по формулам:
ü ü
ü
ü ü Относительные уровни рентабельности могут быть исчислены тремя способами: - во-первых, по формуле 9.28 как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и объема товарооборота; - во-вторых, как процентное соотношение балансовой прибыли и суммы издержек обращения
- в-третьих, как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств (см. задачу № 8 варианта 2)
ü Анализ среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе торговых сетей, составляющий содержание задачи № 7 варианта 3, предполагает построение мультипликативной и аддитивной индексной двухфакторной модели. В качестве факторов, влияющих на средний уровень рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров, следует рассматривать динамику относительных уровней рентабельности по каждой из торговых сетей и влияние изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах по группе ритейлеров, т.е., перераспределение физического объема товарооборота между отдельными торговыми сетями. Расчет соответствующих индексов производится по следующим формулам:
ü ü ü ü ü ü
ü
ü
Все три рассмотренных общих индекса взаимосвязаны следующим уравнением:
Данная модель называется мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня рентабельности продажи. Для построения аддитивной двухфакторной модели среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров рекомендуется воспользоваться следующими формулами:
ü ü ü
Аддитивная двухфакторная модель общей суммы прибыли от реализации товаров по группе ритейлеров строится на основе метода цепных подстановок с включением в модель таких факторов, как динамика среднего уровня рентабельности продажи товаров Статистическому анализу показателей валовых доходов и изучению их динамики посвящена задача № 7 варианта 4. В указанной задаче студентам следует обратить внимание на методику расчета абсолютных сумм валовых доходов по товарным группам и по торговому предприятию в целом. В этом случае применяются следующие формулы:
ü ü Средний уровень валовых доходов
Изучение динамики среднего уровня валовых доходов в рассматриваемой задаче осуществляется с помощью индексного метода. При этом студентами должна быть построена следующая мультипликативная индексная двухфакторная модель:
Каждый из вышеперечисленных трех общих индексов рассчитывается с применением следующих формул:
ü ü ü ü ü ü Анализ динамики среднего уровня валовых доходов может быть проведен как в фактических, так и сопоставимых ценах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|