Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9: Статистика финансов предприятий торговли и общественного питания




(задачи № 6 и № 7 варианта 1, задача № 7 вариантов 2 и 3, задачи № 7 и № 8 варианта 4, задачи № 7 и № 8 варианта 5, задача № 7 варианта 6, задача № 5 варианта 7).

Одной из важнейших задач статистики финансов предприятий тор­говли и общественного питания является статистический анализ издержек обращения, валовых доходов, прибыли и рентабельности и изучение их динамики с помощью индексного метода.

Прежде всего, студентам необходимо усвоить методику исчисления системы показателей издержек обращения (см. условие задачи № 5 варианта 7). К числу показателей статистики издержек обращения относятся следующие:

1. Средний уровень издержек обращения за «»-й период времени:

(9.1), где:

ü – сумма издержек обращения торгового предприятия за «»-й период времени;

ü – объем розничного товарооборота за «»-й период времени.

2. Размер изменения среднего уровня издержек обращения в «»-ом периоде времени по сравнению с «»-м периодом времени:

(9.2), где:

ü – средний уровень издержек обращения торгового предприятия в целом соответственно в «»-oм и «»-м периодах времени;

ü – номер соответствующего периода времени.

3. Темп изменения среднего уровня издержек обращения в «»-ом периоде времени по сравнению с «»-м периодом времени:

(9.3).

4. Сумма относительной экономии (или перерасхода) издержек обращения в «»-ом по сравнению с «»-м периодом времени:

(9.4).

При решении задачи № 6 варианта 1 и задачи № 8 варианта 5 студенты должны разобраться с двумя методами определения относительного уровня издержек обращения:

1) отраслевым методом;

2) народнохозяйственным методом.

При использовании отраслевого метода относительный уровень издержек обращения исчисляется по следующим формулам:

– по отраслям торговли: (9.5); где:

ü – номер соответствующей отрасли торговли;

– по всей торговле в целом: (9.6).

Применение народнохозяйственного метода расчета относительного уровня издержек обращения предполагает применение следующих формул:

– по отраслям торговли: (9.7), где:

ü

– по всей торговле в целом: (9.8).

Анализу динамики среднего уровня издержек обращения с помощью индексного метода посвящены задача № 7 варианта 2 и задача № 7 варианта 5. В указанных задачах при изучении динамики относительных уровней издержек обращения по товарным группам исчисляются индивидуальные индексы по формуле:

(9.9).

Динамика среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом анализируется с помощью общего индекса, исчисляемого по формуле:

(9.10).

Общий индекс среднего уровня издержек обращения является индексом переменного состава, т.к. отражает влияние изменения двух факторов:

1) Изменение относительных уровней издержек обращения по товарным группам;

2) Изменение структуры товарооборота.

Данный индекс (формула 9.10) может быть представлен как в фактических (действующих), так и в сопоставимых (неизменных) ценах. В рассматриваемых задачах общий индекс среднего уровня издержек обращения рассчитывается в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках:

(9.11), где:

ü – относительные уровни издержек обращения по товарным группам соответственно в отчетном и базисном периодах времени в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках;

ü – объем товарооборота по товарным группам в сопоставимых (неизменных) ценах соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü , – сумма издержек обращения по торговому предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени в сопоставимых (неизменных) ценах и ставках.

Общий индекс среднего уровня издержек обращения (индекс переменного состава) может быть представлен в виде произведения общих индексов постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов:

(9.12).

Общий индекс издержек обращения в неизменной (отчетной) структуре товарооборота (общий индекс постоянного или фиксированного состава) исчисляется по формуле:

(9.13), где:

ü (9.14) – показатели структуры товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах за отчетный период времени.

Общий индекс влияния структурных сдвигов в неизменных (сопоставимых) ценах, называемый чаще всего общим индексом издержкоемкости товарооборота, рассчитывается по формуле:

(9.15), где:

ü (9.16) – показатели структуры товарооборота в сопоставимых (неизменных) ценах за базисный период времени.

Уравнение взаимосвязи общих индексов переменного, постоянного (или фиксированного) состава и влияния структурных сдвигов называется также мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня издержек обращения по торговому предприятию в целом.

Студентам следует обратить внимание на методику исчисления абсолютного изменения суммы издержек обращения по торговому предприятию в целом и в том числе:

а) за счет изменения относительных уровней издержек обращения по товарным группам;

б) за счет изменения издержкоемкости товарооборота (т.е., за счет изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах).

При этом применяются следующие формулы:

(9.17);

(9.18);

(9.19)

Общее абсолютное изменение суммы издержек обращения в сопоставимых (или неизменных) ценах и ставках может быть представлено в виде суммы абсолютных изменений суммы издержек обращения под влиянием отдельных факторов, т.е., в виде аддитивной двухфакторной модели абсолютной суммы издержек обращения:

9.20), где:

ü – общее абсолютное изменение суммы издержек обращения в сопоставимых (или неизменных) ценах.

В задачах № 7 варианта 1, № 8 варианта 2, № 7 варианта 3, №7 и № 8 варианта 4, № 7 варианта 6 студенты должны усвоить методику исчисления показателей валовых доходов, прибыли от реализации товаров, балансовой прибыли и относительных уровней рентабельности.

В задачах № 7 вариантов 1 и 6, задаче № 8 варианта 4 следует обратить внимание, прежде всего, на алгоритмы расчета абсолютных сумм издержек обращения и валовых доходов (реализованных торговых надбавок). Для этого используются следующие формулы:

(9.21), где:

ü – средний уровень издержек обращения по предприятию в целом за соответствующий период времени;

ü – объем товарооборота по предприятию в целом в фактических (или сопоставимых) ценах за рассматриваемый период времени.

(9.22), где:

ü средний уровень валовых доходов по предприятию в целом за соответствующий период времени.

Сумма прибыли от реализации товаров, и сумма балансовой прибыли определяются по формулам:

(9.23);

(9.24).

Динамика абсолютной суммы прибыли от реализации товаров складывается под воздействием следующих трех факторов:

а) за счет изменения среднего уровня валовых доходов;

б) за счет изменения среднего уровня издержек обращения;

в) за счет изменения объема товарооборота.

Количественная оценка влияния каждого из этих факторов производится по формулам:

(9.25), где:

ü – абсолютное изменение среднего уровня валовых доходов по предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени.

ü – объем товарооборота по предприятию в целом в отчетном периоде времени в сопоставимых ценах.

(9.26), где:

ü – абсолютное изменение среднего уровня издержек обращения по предприятию в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом времени.

(9.27), где:

ü (9.28) – средний (от­носительный) уровень рентабельности продажи товаров по предприятию в целом за ба­зисный период времени (или средний уровень прибыльности работы предприятия за базисный период времени);

ü – абсолютное изменение объема товарообо­рота в сопоставимых ценах в отчетном периоде по сравнению с базис­ным периодом времени.

Относительные уровни рентабельности могут быть исчислены тремя способами:

- во-первых, по формуле 9.28 как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и объема товарооборота;

- во-вторых, как процентное соотношение балансовой прибыли и суммы издержек обращения

(9.29);

- в-третьих, как процентное соотношение прибыли от реализации товаров и среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств (см. задачу № 8 варианта 2)

(9.30), где:

ü среднегодовая стоимость соответственно: основных фондов и оборотных средств за рассматриваемый период времени.

Анализ среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе торговых сетей, составляющий содержание задачи № 7 варианта 3, предполагает построение мультипликативной и аддитивной индексной двухфакторной модели. В качестве факторов, влияющих на средний уровень рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров, следует рассматривать динамику относительных уровней рентабельности по каждой из торговых сетей и влияние изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах по группе ритейлеров, т.е., перераспределение физического объема товарооборота между отдельными торговыми сетями. Расчет соответствующих индексов производится по следующим формулам:

(9.31), где:

ü – общий индекс среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров (общий индекс переменного состава);

ü – средний уровень рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – номер соответствующей торговой сети;

ü – общее число рассматриваемых ритейлеров;

ü – сумма прибыли от реализации товаров по «»-му ритейлеру соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах по «»-ой торговой сети соответственно в отчетном и базисном периодах времени.

(9.32), где:

ü – общий индекс относительного уровня рентабельности продажи товаров в неизменной (отчетной) структуре товарооборота в сопоставимых ценах (общий индекс фиксированного или постоянного состава).

(9.33) – показатели удельного веса «»-ой торговой сети в общем объеме товарооборота в сопоставимых ценах по группе ритейлеров в отчетном периоде времени.

(9.34), где:

ü – общий индекс влияния изменения структуры товарооборота в сопоставимых ценах (общий индекс влияния структурных сдвигов).

(9.35) – показатели распределения товарооборота в сопоставимых ценах по торговым сетям в базисном периоде времени.

Все три рассмотренных общих индекса взаимосвязаны следующим уравнением:

(9.36).

Данная модель называется мультипликативной индексной двухфакторной моделью среднего уровня рентабельности продажи.

Для построения аддитивной двухфакторной модели среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров рекомендуется воспользоваться следующими формулами:

(9.37), где:

ü – общий размер изменения среднего уровня рентабельности продажи товаров по группе ритейлеров в отчетном периоде по сравнению с базисным;

ü – размер изменения среднего уровня рентабельности продажи в отчетном периоде времени по сравнению с базисным за счет динамики относительных уровней рентабельности по каждой из торговых сетей;

ü – размер изменения среднего уровня рентабельности продажи товаров в отчетном периоде времени по сравнению с базисным периодом за счет влияния структурных сдвигов в товарообороте в сопоставимых ценах.

(9.38),

(9.39).

Аддитивная двухфакторная модель общей суммы прибыли от реализации товаров по группе ритейлеров строится на основе метода цепных подстановок с включением в модель таких факторов, как динамика среднего уровня рентабельности продажи товаров и динамика общего объема товарооборота в сопоставимых ценах .

Статистическому анализу показателей валовых доходов и изучению их динамики посвящена задача № 7 варианта 4. В указанной задаче студентам следует обратить внимание на методику расчета абсолютных сумм валовых доходов по товарным группам и по торговому предприятию в целом. В этом случае применяются следующие формулы:

(9.40);

(9.41), где:

ü – относительные уровни валовых доходов по товарным группам за рассматриваемый период времени;

ü – объем товарооборота по товарным группам за рассматриваемый период времени.

Средний уровень валовых доходов за соответствующий период времени исчисляется согласно следующей формуле:

(9.42).

Изучение динамики среднего уровня валовых доходов в рассматри­ваемой задаче осуществляется с помощью индексного метода. При этом студентами должна быть построена следующая мультипликативная ин­дексная двухфакторная модель:

(9.43).

Каждый из вышеперечисленных трех общих индексов рассчитыва­ется с применением следующих формул:

(9.44);

(9.45);

(9.46), где:

ü – номер соответствующей товарной группы;

ü – относительный уровень валовых доходов по «»-ой товарной группе соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü объем товарооборота по «»-ой товарной группе соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü – средний уровень валовых доходов по предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü (9.38) и (9.39) – показатели структуры товарооборота соответственно в отчетном и базисном периодах времени;

ü сумма валовых доходов по предприятию в целом соответственно в отчетном и базисном периодах времени.

Анализ динамики среднего уровня валовых доходов может быть проведен как в фактических, так и сопоставимых ценах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...