1. Роль опытного дела в развитии с.-х. производства
1. Роль опытного дела в развитии с. -х. производства 1. „Студент не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который надо зажечь! ” 2. В эпоху НТР каждый должен участвовать в совершенствовании технологии, т. е. до некоторой степени быть научным работником. 3. НИР вырабатывает у человека: - пытливость; - наблюдательность (исследователь видит то, чего не видят другие (яблоко Ньютона, Закон Архимеда); поразительные семейства животных, растений. Эйнштейн: …Все люди видят вещи какими они есть – стена белая, а находятся чудаки, которые начинают в этом сомневаться и иногда делают великие научные открытия); - трудолюбие, граничащее с самопожертвованием (не избегать любой научно-исследовательской работы). Гений – сгусток труда, терпения, энергии (Мичурин – в плодоводстве; Циолковский – в технике; Толстой – в литературе; Бах, Моцарт, Бетховен (был глухим а какие симфонии создал)– в музыке... ); Мария Склодовская-Кюри – в ядерной физике (дважды лауреат Нобелевской премии). Л. Н. Толстой свой 4-х томный роман «Война и мир» переписывал 20 раз. - добросовестность, исключающая обман; - коллективизм, только коллективно делают глобальные открытия (ядерная физика и др. ); - тщательность и аккуратность в работе (работа выполняется тщательно и строго фиксируется; записи позволяют обозреть и проанализировать отдельные факты и выявить зависимости); - критическое мышление (неприятие догм, все подвергать сомнению); - объективность (главнейший критерий для исследования- только полученный в ходе эксперимента факт); - способность анализировать и обобщать факты, делать логические сравнительные выводы (Менделеев – периодическая система элем.; Френсис Крик и Джон Уотсон - структура строения ДНК и РНК);
- личную ответственность и контроль (руководство опытом нельзя передавать другим, часто неквалифицированным и непосвященным в программу и методику проведения конкретных исследований лицам). 4. Опытная работа в агрономии позволяет привить любовь к этой самой сложной, трудной и важной отрасли агропромышленного комплекса. 5. Это является конкретной формой оказания помощи с-х производству. 6. Многие открытия сделаны в детском возрасте, так как у детей еще нет консерватизма и догматизма при изучении явлений, объектов, фактов. Основные звенья и направленность НИР в агрономии 1. Самая тесная увязка работ исследователя с запросами с. -х. производства – важнейшая основа с. -х. опытного дела. 2. Тщательное знакомство исследователя с почвенно-климатическими и ботаническими зонами страны, их подзонами и микрозонами, т. к. без учета конкретных естественно-исторических условий не может быть правильной методики, агротехники, селекции и т. д. 3. Правильный подбор растений (культур, сортов и гибридов) для исследований (наиболее урожайных и типичных для данной зоны выращивания, имеющих одинаковый репродукционный состав семян, выращенных на высоком агрофоне в данных условиях). 4. Изучение гидротермического и воздушного режимов среды, без которых невозможна правильная оценка опытных данных. 5. Экономическая оценка как отдельных комплексных вариантов (севооборотов и т. д. ), так и отдельных агроприёмов возделывания. 6. Комплексная постановка опытов, т. е. проведение их в тесном сотрудничестве специалистов разных направлений: почвоведов, агрохимиков, агротехников, селекционеров, мелиораторов, физиологов, энтомологов, фитопатологов и др. 7. В орошаемом земледелии изучение норм, способов, сроков полива в соответствии с типом почвы, характером года, видами культур.
Значение опытного дела 1. Опытное дело дает обоснование эффективности новых приемов агротехники, удобрений, сортов, гибридов, пестицидов и т. д., открывая тем самым пути повышения продуктивности земледелия. 2. На основе его результатов в широкую практику внедряются все новые и новые агроприемы повышения урожайности с. -х. культур. 3. Любой агроприём, при внедрении в широкую практику, должен быть тщательно изучен и проверен в условиях полевого опыта. 4. Недостаточное изучение отдельных агроприемов в конкретных почвенно-климатических условиях различных природных зон страны и преждевременное внедрение в практику может нанести огромный ущерб сельскому хозяйству. Задача специалистов - быстрейшее внедрение в с. -х. производство достижений науки и передового опыта, как основного пути интенсификации агропромышленного комплекса страны и роста продуктивности земледелия. Роль специалиста возрастает, если пропаганду достижений науки и передового опыта будет строить показом. Для этого в каждом хозяйстве специалисты должны проводить экспериментальную работу, организовывать демонстрационно-показательные полигоны возделываемых культур, сортов... Проведение опытов- важнейший раздел работы специалистов хозяйства. В настоящее время имеется большой разрыв в НИР и внедрении ее результатов в производство. Накопилось много завершенных научных работ, позволяющих повысить уровень с-х производства, но они не внедрены. Уметь вести сельское хозяйство в настоящее время - это прежде всего изучать и настойчиво внедрять в производство достижения аграрной науки и передового опыта, вести научную работу непосредственно на производстве. Сейчас, как никогда производству нужны агрономы-экспериментаторы, хорошо владеющие достижениями науки и методики полевого эксперимента. Согласно отраслевого стандарта высшего образования Украины (Киев, 2005) по „Освітньо-професійній програмі підготовки бакалавра за напрямом підготовки 1301 „Агрономія”, Вы после окончания IV курса обучения получаете квалификацию 3212 «Технолог агрономии» за специальністю 6. 090101 «Агрономия» , а после окончания VI курса согласно «Освітньо-професійній програмі підготовки магістра» за специальністю 8. 09010101 «Агрономия» напряму підготовки 1301 «Агрономія» получаете квалификацию 2213. 1 «Агроном-исследователь».
Однако, раньше широкого внедрения не было, каждый разработанный агротехнический приём должен был пройти проверку в производстве, т. е. в производственных опытах, а затем рекомендоваться для всего региона. Выполняя дипломную работу, студент в той или иной мере ведет НИР, проводит запланированные опыты, получает результаты, делает выводы … Поэтому, ему необходимо хорошо знать не только методику опытного дела, но и основы математического обоснования достоверности результатов. Без метода нет исследований, нет опытов, не может быть надежных, обоснованных и применимых выводов и рекомендаций. Ч. Дарвин говорил, что в науке наиболее опасен неправильно полученный факт, из которого возникает неправильная теория, а из нее - неверные выводы, приёмы, элементы технологии и рекомендации для земледелия и т. д. Правильная методика позволяет провести эффективно исследования, избежать влияния ошибок, получить достоверные данные. В последние годы резко возросло значение научно-исследовательской работы и произошло резкое ускорение НТП. Человек покорил энергию атома, проник в космос, освоил генную инженерию; произошла всеобщая компьютеризация человечества. К примеру взять компьютерную империю американского миллиардера Била Гейтса (род. в 1955 г. ), которая образовалась (1975 г. ) из 6 человек и развивалась в течение последних 30 - 34 лет, превратившись в крупнейшую (более 32 тыс. человек) корпорацию «Майкрософт», а личное состояние Б. Гейтса превысило 85 млрд. $.
Необходимо постоянное расширение научных знаний, нахождение способов направленного изменения растений, выведение новых форм, сортов и гибридов с. -х. культур, адаптированных к конкретным условиям среды, изменение условий жизни растений в соответствии с их потребностями. Это достигается кропотливой НИР, изучением биологии растений и приемов возделывания, поиском новых путей повышения продуктивности земледелия.
Научная агрономия развивалась под влиянием развития человеческого общества, и ростом запросов материального производства. Для полного удовлетворения потребностей все возрастающего населения планеты в пищевых ресурсах (сейчас 6, 6 млрд. человек) нужно совершенствовать возделывание с. -х. культур, т. е. переходить от экстенсивного с. -х. производства (расширение площади выращивания) к интенсивному (повышать урожайность культур). Возникла необходимость более детального изучения растений и их отношения к условиям природной среды, нужны были научный метод изучения вопросов, интересующих земледельца, и люди, владеющие этим методом. Т. е. создались объективные условия зарождения научной агрономии и формирование ее в самостоятельную науку. Сначала агрономические эксперименты закладывались на небольших полевых участках - опытных полях, потом возникли опытные станции, НИИ и др. научные с. -х. учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|