Избиение невинных младенцев и бегство в Египет
См. Мф. 2:13-23. Попытка Ирода убить младенца Иисуса — это прообраз свершившегося позже убийства взрослого Христа. Ирод славился своей жестокостью. Бегство в Египет и возвращение оттуда ассоциируются с Ос. 11:1, который изначально был ссылкой на Исход израильтян из Египта, где Бог относился к Израилю как к Своему сыну, оберегая его от бедствий, подобно тому как теперь Бог оберегает в Египте Иисуса, Своего Сына. Истребление мальчиков в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях, традиционно именуемое «избиением младенцев», ассоциируется с Иер. 31:15, в котором изначально речь шла о плаче еврейских матерей, лишившихся своих уведенных в вавилонский плен детей. Назарет Назорей С поселением святого семейства в Назарете исполнились разнообразные пророчества, в которых Мессию называют ветвью или отраслью, причем одним из употребляемых в них еврейских слов является netzer, созвучное слову «Назарет» (Ис. 11:1; также Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8). Вавилонский плен извел древо династии Давида под самый корень; но из этого корня династии произрастает ветвь или отрасль, возрождающая династию в лице происходящего от Давида Мессии. Само название Назарет подразумевает эту отрасль. Проповедь Иоанна Крестителя См.Мф. 3:1-17. Выражение «в те дни» (Мф. 3:1) относится к дням пребывания Иисуса в Назарете (Мф. 2:23). Матфей заостряет внимание на проповеди Иоанна Крестителя о покаянии и грядущем суде. В выражении «Царство Небесное», которое часто встречается у Матфея, но отсутствует в других книгах Нового Завета86, (Синод, перевод, также во 2 Тим. 4:18. — Прим. перев) употребляется прилагательное «Небесное», а не «Божие», чтобы подчеркнуть величие и всеобъемлемость Царства (ср. Дан. 3:31 — 4:34). Слово «пшеница» подразумевает пшеничные зерна и относится к покаявшимся людям; слово «солома» подразумевает также мякину, полову и относится к тем, кто не покаялся. После того как топчущиеся на гумне волы отделят зерно от мякины и измельчат солому, земледелец лопатой подбирает эту смесь и подбрасывает в воздух, чтобы ветер отвеял мякину и соломенную сечку в сторону. Уборка пшеницы в житницу означает спасение через крещение Духом Святым. Сжигание соломы огнем неугасимым означает суд через крещение огнем.
Крещение Иисуса Ввиду превосходства Иисуса, крестящего Духом Святым и огнем, Иоанн сначала удерживается от того, чтобы крестить Его, однако настояние Иисуса подает ученикам пример того, как надо креститься — без промедления («теперь», Мф. 3:15; ср. Мф. 28:19); ведь это крещение будет совершенно правильным действием (смысл выражения «исполнить всякую правду»). Слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» подтверждают для Иоанна, что он поступил правильно: Бог благоволит к Иисусу после Его крещения. Искушение Матфей подробно описывает три искушения Иисуса диаволом. Первые два соблазна состояли в том, чтобы Иисус воспользовался Своими преимуществами возлюбленного Сына Божиего, Которым Он был провозглашен в предыдущем повествовании. Но Иисус преодолел эти два искушения, как потом и третье, цитируя слова Писания. Тем самым Он стал примером послушания Закону после совершения крещения (ср. Мф. 28:19). См. Мф. 4:1-11. На греческом языке «диа-вол» означает то же, что «сатана» на еврейском. Это «обвинитель» в смысле выдвигаемых перед лицом Бога обвинений против Его народа. Диавол искушает, надеясь найти повод для обвинения. Искушать — означает проверять, иногда сурово, а иногда с помощью обольщения, а то и прибегая к обоим средствам одновременно. Первое искушение основано на внешнем сходстве камней с хлебами. Второе искушение, происходящее в Иерусалиме, рассчитано на публичные эффекты, так как и в пустыне имелось множество обрывов, с которых мог бы прыгнуть Иисус, но не хватало зрителей. Выражение «на вершине храма»87 (Синод, перевод «накрыле», Мф. 4:5. — Прим. перев) может относиться к юго-восточному углу храмового двора, обрывающемуся прямо в долину потока Кедрон, к притолоке храмовых ворот либо к крыше самого храма. Диавол, цитируя Пс. 90:11-12, опускает фразу «охранять тебя на всех путях твоих», потому что она подразумевает случайное преткновение о камень на дороге, а не намеренный прыжок с высоты, который диавол искушает Иисуса совершить. С учетом сущности Иисуса, выраженной именем «с нами Бог» (Мф. 1:23), диавол вынужден оставить Его после третьего искушения, когда Иисус велит ему отойти.
Иисус, узнав о заключении Иоанна Крестителя в темницу, удаляется в Галилею и начинает проповедовать, учить, исцелять и призывать учеников в этой земле, известной проживанием там наряду с иудейским населением большого числа язычников из других народов. Своими действиями Иисус подает пример бегства от гонений, бегства с тем, чтобы проповедовать и учить в иных местах, как то предстоит сделать Его ученикам, когда они пойдут учить все народы (см. Мф. 10:23 вместе с Мф. 28:18-20). См. Мф. 4:12-25. Нагорная проповедь Далее Иисус поднимается на гору и, приняв традиционную сидячую позу учителя, учит Своих учеников. Поскольку Его сущность — «с нами Бог», а человек жив «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4), то, что исходит от Иисуса, отверзшего уста Свои, есть истинные слова Божий, подобные Божиему закону, данному через Моисея на горе Синай, однако совершенствующие этот закон. См. Мф. 5:1-16 «Блаженства» Ряд изречений, начинающихся со слова «блаженны», известен под названием «блаженства». Слово «блаженны» не означает «счастливы», как иногда ошибочно утверждают; ведь плачущие не счастливы, иначе они бы не плакали. Слово «блаженны» подразумевает «поздравления, благоволение» и выражает Божие отношение, а не человеческие чувства. «Блаженства» обещают вознаграждение на последнем суде для учеников, внутренне отчаявшихся, плачущих, безответных, жаждущих оправдания от Бога, милосердных, чистых, миролюбивых, отстаивающих праведность перед лицом гонителей.
Соль В выражении «соль земли» подразумевается соль, используемая в тщательно отмеренных количествах для удобрения почвы и символизирующая свидетельство, данное миру добрыми делами учеников Иисуса, в то время как лжеучеников, не творящих таких добрых дел, ждет неотвратимый суд, подобно тому, как выбрасывается соль, утратившая свою силу из-за примесей или высолаживания. Свет Выражение «свет мира» подразумевает солнце, здесь это дополнительный символ, наряду со свечой, относящийся к свидетельству, данному миру добрыми делами учеников Иисуса. Антитезисы Подтвердив полную действительность закона и пророков, двух частей Ветхого Завета, читаемых в синагогах каждую субботу, Иисус противопоставляет Свое учение ветхозаветному, но не отрицая его, как то заставляет предположить традиционное название «антитезисы», а возвышая его до уровня, к которому оно уже было устремлено. Запрет убивать возвышается до запрета гневаться и браниться и до заповеди о примирении; запрет прелюбодейства — до запрета похоти; заповедь давать бывшей жене разводное письмо (защищающее ее на случай ложных обвинений в бегстве от мужа) дополняется предостережениями о том, что разводящийся подталкивает бывшую жену прелюбодействовать, коль скоро она из-за материальной необеспеченности выйдет замуж за другого, и о том, что женитьба на разведенной тоже есть прелюбодейство; заповедь не давать ложных клятв и исполнять обещанное сменяется заповедью не клясться вовсе; заповедь о том, что наказание должно соответствовать преступлению, а не превышать его (так называемый lex tallonls, или закон возмездия — «око за око...», противопоставляемый древним кодексам законов, предусматривающим суровые наказания за незначительные преступления), сменяется требованием кротости и готовности помочь; а заповедь любить ближнего и ненавидеть врага (последнее см. в Пс. 138:21-22) сменяется заповедью любить своих врагов и молиться за обижающих и гонящих. См. Мф. 5:17-48. Предусматриваемое в Мф. 5:32 исключение для случая прелюбодеяния позволяет разводиться с женой, если у нее была связь с другим мужчиной, поскольку развод в таком случае порожден прелюбодейством, а не подталкивает к нему88. (Встречается мнение, что под любодеянием здесь понимается кровосмешение, которое Моисеев закон запрещает (Лев. 18:6-18), но язычники иногда практиковали) Принуждение пройти одно поприще из Мф. 5:41 отсылает читателя к обычаю римлян, особенно римских воинов, реквизировать рабочую силу в качестве носильщиков.
Далее параллели с Ветхим Заветом сходят на нет, и Иисус начинает поучения мудрости. Он предостерегает против показной религиозности, особенно в том, что касается милостыни, молитвы и поста. См. Мф. 6:1-18. Награда в виде прославления людьми — это единственная награда, которую получат взыскующие такого прославления. Милостыня Требование того, чтобы в делах милосердия левая рука не знала, что делает правая, означает, что подаяние нужно незаметно вручить просящему одной только правой рукой, а не предлагать его обеими руками, протянутыми так, чтобы привлечь внимание зрителей. «Отче наш» Молитва «Отче наш», или Pater Noster (первые ее слова, «Отче наш», на латыни) приведена здесь в качестве примера молитвы без излишних слов в противоположность нагромождению пустых фраз в молитвах язычников. «Долги наши» — это наши нравственные долги перед Богом, то есть наши грехи. Под прощением наших должников может подразумеваться списание финансовых долгов в юбилейный год (Лев. 25:8-55). Фраза «не введи нас в искушение» — это не прошение избежать искушений, она означает «не дай нам поддаться искушению». Последнюю просьбу «но избавь нас от лукавого» следует понимать в смысле — от сатаны. Общеизвестное славословие «ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки» отсутствует в древнейших и лучших рукописях. Лицемеры посыпали свои головы пеплом, чтобы, затенив лицо, оттенить для окружающих, что они постятся (такова игра слов в греческом Евангелии от Матфея). Древние евреи умывали лица и смазывали волосы маслом не в качестве ежедневной гигиенической и косметической процедуры, а лишь изредка, в торжественных случаях. Таким образом, Иисус говорит, что скрывать от окружающих нужно сам факт поста, а не свое лицо, и выглядеть радостным, а не мрачным. В следующем разделе сказано, что не нужно собирать себе сокровища на земле, а следует собирать сокровища на небе, потому что сердце человека стремится туда, где находится его сокровище. Это не означает, что собирание земных сокровищ неправильно из-за того, что человек неправильно к ним относится; наоборот, оно неправильно из-за того, что неизбежно вызывает неправильное отношение к таким сокровищам. Собирание же небесных сокровищ привлекает сердце человека к небесам. См. Мф. 6:19-34. Чистое око, ясное, как пламя светильника, символизирует щедрость; худое око, тусклое от болезни, символизирует скаредность.
Маммона Слово «маммона» (Мф. 6:24) в арамейском языке означает «богатство». Поскольку правда Бога отличается от праведности учеников (Мф. 5:20; 6:1), правда Бога, которую должны искать подвергающиеся гонениям ученики Иисуса, состоит не в их собственных добрых делах, а в том, что Бог поступает по отношению к ним справедливо, то есть заботится о них сейчас и вознаградит их в конце (ср. Мф. 5:6). В Мф. 7:1-12 Иисус заканчивает Свое определение праведности, которая превосходит праведность книжников и фарисеев (отметим, что «закон и пророки» вМф. 7:12 созвучны «закону или пророкам» вМф. 5:17, в начале этого определения). Его заповедь не судить подразумевает уважение по отношению к тому, как исповедуют ученичество другие люди (Мф. 7:1-5), Его запрет давать святыню (мясо жертвы) псам и бросать бисер перед свиньями связан с опасностью проникновения в сообщество учеников таких людей, которые даже не исповедуют ученичество (Мф. 7:6); «Золотое правило» а в так называемом «Золотом правиле» («во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними») говорится о взаимопомощи внутри сообщества учеников (Мф. 7:7-12). См. Мф. 7:1-12. Под судом подразумевается самоуправное объявление своего собрата-ученика заблуждающимся. Только Бог может выносить такой суд, и Он вынесет его тем лицемерам, которые взялись судить сами, не замечая, что их собственные изъяны хуже изъянов тех, кого они порицают. С другой стороны, благодаря самокритичности человек становится способен вместо одних только обвинительных заключений на дружескую помощь. В новозаветные времена большинство собак входило в злобные бродячие стаи. Поэтому, точно так же, как подобная свора кинется на вас, если вы раздразните алчность псов неосмотрительно отданным им мясом жертвенного животного, и так же, как свиньи просто попрут ногами неосторожно рассыпанный перед ними жемчуг, неученики, опрометчиво допущенные в вашу среду, представляют для вас опасность начала гонений внутри самого сообщества. Поэтому не позволяйте настрою «не судить», необходимому для всякого хорошего сообщества, дойти до такой крайности, чтобы разрушить христианство из-за стирания границ между ним и миром не учеников. А то, что Бог творит для вас добро, отвечая на ваши молитвы, требует, чтобы и вы творили добро друг для друга Узкое и широкое Нагорная проповедь заканчивается тем предостережением, что нужно не следовать за лжепророками, но соблюдать учение Иисуса. См. Мф. 7:13-29. Узкая горная тропа ведет к городу Спасения на недосягаемо высокой вершине. В него можно войти только через тесные врата, которые легко сделать недоступными благодаря их узости. Узкая дорога и тесные врата символизируют ограничения совершенной праведности, такой, какую Иисус и требовал от Своих учеников. Широкая дорога ведет к городу Погибели, расположенному на открытой равнине. Его широкие врата пропускают многих, именно этим и привлекая. Торная дорога и широкие врата символизируют собою то беспринципное поведение, которому учат лжепророки и которое практикуют лжеученики. Муж благоразумный выступает символом истинных учеников. Человек безрассудный — символом лжеучеников. Камень и песок Строительство на камне соответствует соблюдению наставлений Иисуса. Строительство на песке — непослушанию. Под бурей понимается последний суд, который Иисус свершит над учениками. Итак, хотя беспринципное поведение может уберечь вас от гонений сегодня, оно в грядущем обречет вас на погибель; а совершенная праведность, хотя и может навлечь на вас гонения сегодня, в грядущем убережет вас от погибели. Чудеса Далее Матфей переходит от учения Иисуса к трем Его чудесам, которые убедительность Его слов дополняют убедительностью Его дел. См. Мф. 8:1-15. При очищении прокаженного Иисус заботится о соблюдении закона. При исцелении слуги сотника Он провозглашает, что верующие неевреи, подобные сотнику89, (В римской армии сотник, или центурион, командовал центурией, сотней воинов.) будут допущены в конце времени на праздник спасения (мессианский пир), но неверующие иудеи («сыны царства» — те, кто должен унаследовать Царство Небесное благодаря своей принадлежности к избранному народу) будут выброшены из пиршественного зала во внешнюю тьму осуждения. Тещу Петра Иисус исцеляет по Своему почину, простым прикосновением руки, после чего она служит Ему. Ученичество В этом месте повествования следует промежуточный раздел, состоящий из краткого отчета об исцелениях, ветхозаветной цитаты и двух бесед об ученичестве. См. Мф. 8:16-22. В исцелениях Иисуса исполняется пророчество Ис. 53:4. Фраза «другой же из учеников» (Мф. 8:21) предполагает, что предыдущий «книжник» тоже был учеником (о книжнике в качестве ученика см. Мф. 13:52). Первый ученик доказывает свою истинность, выражая готовность следовать за Иисусом, куда бы Он ни пошел — в Его скитальческом служении, как уточняет Иисус. Второй ученик доказывает свою ложность, отпрашиваясь сначала пойти и похоронить своего отца. В ответе Иисуса: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» — отвергнута даже самая священная из сыновних обязанностей (похороны отца) ради немедленного присоединения к Иисусу. Высказывание о мертвых, хоронящих своих мертвецов, предназначено не для буквального понимания (как могут мертвые похоронить мертвеца?), а для полного отрешения от вопроса о похоронах Новые чудеса Описывается еще одна группа из трех чудес. Первое чудо демонстрирует власть Иисуса над силами природы, второе — над бесами, а третье — Его власть прощать грехи, власть, которою Он делится со Своими учениками. См. Мф. 8:23 — 9:8. Матфей называет то место, где происходит изгнание бесов, по имени города, расположенного примерно в восьми километрах на юго-восток от береговой черты. Второй одержимый не упомянут в параллельных рассказах Мк. 5:1-20 и Лк. 8:26-39. Умалчивают ли эти евангелисты о менее значительном персонаже, или же второго бесноватого Матфей включает сюда из сюжета Мк. 1:21-28 и Лк. 4:31-37, больше нигде им не описанного? Те «человеки», о которых в Мф. 9:8 говорится, что Бог дал им власть прощать грехи, — это «люди», то есть ученики, бывшие в лодке с Иисусом, когда Он усмирил бурю (Мф. 8:27). Итак, они, в точности как Иисус, провозглашают прощение грехов и исцеляют людей в обоснование истинности этого прощения. Иисус служит для них образцом в прощении и исцелении (ср. Мф. 16:17; 18:18; Ин. 20:23). Призвание В еще одном промежуточном разделе рассказывается, Матфея как Матфей стал учеником, и приводится наставление Иисуса о посте. См. Мф. 9:9-17. Одни исследователи считают, что Матфей изменяет «Левий» (Мк. 2:14; Лк. 5:27,29) на «Матфей», чтобы получить апостольское имя (ср. Мф. 10:3); другие полагают, что один человек носил оба эти имени, как иногда бывало. В любом случае, указание Иисуса на стих Ос. 6:6 «Я [ Бог] милости хочу, а не жертвы» свидетельствует, что призвание Матфея было актом милосердия по отношению к социально отверженным, таким как мытари и отъявленные грешники. Сбережение вина и мехов рифмуется с соблюдением поста в ту пору, когда Иисус, жених, будет отнят у учеников (ср. Мф. 6:16-18). И еще один ряд чудес Далее в повествовании описывается третья группа из трех чудес. В первом рассказе говорится о двойном чуде, демонстрирующем власть Иисуса над разрушительными силами болезни и смерти. Второе чудо демонстрирует Его способность исцелить двух слепых одновременно. А третье демонстрирует его власть исцелять и изгонять бесов в случае человека с двумя недугами — немого и бесноватого. См. Мф. 9:18-34. Сравнение с Мф. 20:29-34; Мк. 10:46-52; Лк. 18:35-43 заставляет некоторых исследователей предположить, что Матфей включает в этот эпизод второго слепого из Мк. 8:22-26, который у него больше нигде не упомянут (ср. сходную возможность включения второго бесноватого в рассказ Мф. 8:28-34). Беседа о миссии Далее короткий повествовательный текст предваряет долгую беседу. В повествовании говорится о сострадании Иисуса. Движимый этим состраданием, Он обращается к ученикам со словами о том, что жатвы много, а делателей мало, и призывает их молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей. Жатва символизирует благовествование. Сборщики жатвы — это двенадцать апостолов, которые должны призывать новых учеников, проповедуя Евангелие. И Господин жатвы — это Иисус, посылающий двенадцать апостолов. В конце, однако, не сказано, что они отправились проповедовать, и не дано описания их миссии (в отличие от Мк. 6:12-13), так что долгое наставление Иисуса, которое в своей середине переходит от миссии среди иудеев в Галилее к миссии среди язычников в других частях мира, становится обращением к благовествующей христианской Церкви более поздних времен. Итак, подобно Нагорной проповеди, наставляющей учеников, как им поступать, как вести себя, эта беседа о миссии наставляет учеников, как им свидетельствовать. См. Мф. 9:35 — 10:42. В Мф. 10:2-4 делатели жатвы отождествляются с двенадцатью поименованными апостолами. В Мф. 10:5-15 они наставляются, как благовествовать среди живущих в Галилее иудеев. А в Мф. 10:16-42 они предостерегаются о гонениях, ждущих их при продолжении миссии, которая распространится и на язычников тоже. Таким образом, нынешняя ограниченность миссии галилейскими иудеями (Мф. 10:5-6) в будущем сменится распространением ее на язычников в других землях (Мф. 10:18), но не за счет прекращения миссии среди Израиля (Мф. 10:23). В предупреждение самообогащения апостолов Иисус запрещает им наживать своим служением имущество (Мф. 10:9-10); запрещает Он и перебирать дома в городе или селении в поисках наиболее комфортного места для проживания (Мф. 10:11-15). Что касается гонений, Иисус наставляет апостолов остерегаться доносчиков, не заботиться о подготовке своих речей в суде и бежать из одного города в другой, а не оставаться самоубийственно на прежнем месте, коль скоро возникнет угроза (Мф. 10:16-23). Иисус также разъясняет, почему не следует бояться гонений: 1) они распространяются и на Него тоже (Мф. 10:24-25); 2) скрыть истину невозможно (Мф. 10:26-27); 3) физические мучения не важны в сравнении с вечным наказанием души и тела (Мф. 10:28); 4) Бог ценит учеников Иисуса и заботится о них (Мф. 10:29-31); 5) тот, кого Иисус исповедает пред Богом Отцом, должен исповедовать Иисуса пред людьми (Мф. 10:32-33); 6) всякий, кто отступится, страшась за свое благополучие, не достоин Иисуса (Мф. 10:34-39); 7) благодаря самоотверженному свидетельству к вечной жизни приходят и другие люди (Мф. 10:40-42). Гонения Изложив предостережения Иисуса о гонениях, Матфей приводит примеры гонений на Иоанна Крестителя, Иисуса и учеников (Мф. 11:1 — 12:50). Более конкретно, жизнь Иоан на Крестителя иллюстрирует, с какой жестокостью люди относились к проповедникам Царства Небесного (Мф. 11:1-24). Доброта Иисуса по отношению к Его ученикам контрастирует с этой силой и оттеняет ее (Мф. 11:25-30). Фарисеи составляют заговор против Иисуса (Мф. 12:1-21) и клевещут на Него (Мф. 12:22-37), однако Он обличает их греховность, провозглашает суд над ними (Мф. 12:38-45) и называет учеников (тех, кто исполняет волю Его Небесного Отца и поэтому подвергается гонениям за правду; см. также Мф. 5:10-11) Своей истинной семьей (Мф. 12:46-50). См. Мф. 11:1 — 12:50. Упоминание о пребывании Иоанна Крестителя в темнице предполагает, что Иоанн, хотя «дела Христовы» возбудили в нем надежды, что Иисус — предреченный им «Тот, Который должен прийти», все же испытывал некоторые сомнения, так как Иисус не освободил его из темницы. Ответ Иисуса на его вопрос, по-видимому, означает, что дела Христовы сами по себе служат достаточным свидетельством (сравни Ис. 35:5-6; 61:1). Отдавая должное Иоанну, Иисус также указывает, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна (Мф. 11:11). Поскольку обращенное на Царство Небесное насилие началось с гонений на Иоанна, он принадлежит Царству; поэтому Иисус говорит не о том, что меньший в Царстве превосходит величайших из тех, кто вне Царства. Величие в Царстве будет объяснено через смирение в Мф. 18:4. Следовательно, Иисус говорит о том, что смиреннейший из учеников сможет превзойти даже Иоанна, до сих пор величайшего из рожденных женами. Иудеи, не откликнувшиеся на проповедь ни Иоанна, ни Иисуса, подобны упрямым детям, отвечающим отказом на всякое предложение, во что бы им поиграть: в свадьбу или в похороны (Мф. 11:16-19). Параллель между «делами мудрости»90 (Синод, перевод «оправдана премудрость чадами ее». — Прим. перев) (Мф. 11:19) и «делами Христовыми» (Мф. 11:2) подразумевает, что Иисус Христос — олицетворение Мудрости (ср. Мф. 23:34 и Лк. 11:49). «Младенцы» (Мф. 11:25) символизируют способных учеников в противопоставлении их книжникам и фарисеям. «Иоаннова молния» Уникальность богосыновства Иисуса находит красноречивое выражение в стихах Мф. 11:25-27 (параллельные — в Лк. 10:21-22), которые иногда называют «Иоанновой молнией», потому что они звучат очень сходно с высказываниями Иоаннова Евангелия об отношениях Иисуса с Богом Отцом. Каким образом Иисус дает покой и облегчает бремя? Дело не в том, что Он требует от учеников меньшего, нежели книжники и фарисеи, ибо Он требует большего (Мф. 5:20). Скорее в том, что Он смиренно и кротко встает под то же «иго», образно обозначающее закон, и несет его вместе с учениками (ср. Мф. 1:23; 28:20). Несоблюдение субботы Священники могли нарушать субботу, работая в храме, потому что храм больше субботы (Чис. 28:9-10). Храм больше субботы, потому что храм был создан для Бога, а суббота — для людей. Иисус больше храма, потому что храм есть местообитание Бога, а Иисус есть Сам Бог с нами (еще раз см. Мф. 1:23). Повторное упоминание стиха Ос. 6:6 («милости хочу, а не жертвы»; ср. Мф. 12:7 с Мф. 9:13) подчеркивает, что осуждение фарисеями безвинных учеников — это проявление их безжалостного преследования. Человек с сухой рукой сравнивается с овцой, упавшей в яму; милосердие требует, чтобы он был исцелен несмотря на субботу, даже категоричней, чем оно требует в субботу вытащить овцу из ямы (Мф. 12:11-12). Удаление Иисуса из-за фарисейского заговора показывает, что Он выполняет Свою заповедь бежать от гонений (Мф. 10:23), и в Нем исполняется пророчество Ис. 42:1-4: Он не ищет справедливости для Себя; Он провозглашает ее для народов и утверждает ее для Своих гонимых учеников (которых символизирует «трость надломленная» и «лен курящийся» Мф. 12:17-21). Те, кто против Иисуса, и расточители — это гонители (Мф. 12:30). Слова человека раскрывают его сущность. Хула фарисеев на Святого Духа раскрывает их испорченность и становится залогом их осуждения (Мф. 12:22-37). Знамение Ионы Знамение Ионы пророка — это пребывание Иисуса в течение трех дней и трех ночей в гробу, подобно тому как Иона три дня и три ночи провел во чреве кита (Мф. 12:39-40). Ограничение тремя днями подразумевает воскресение. То, что Христос умер в Великую пятницу и воскрес в пасхальное воскресенье, может показаться противоречием со сроком в «три дня и три ночи», однако евреи нередко считали часть двадцатичетырехчасового периода за полный такой период (см. Быт. 42:17-18; 1 Цар. 30:1,12-13; 2 Пар. 10:5,12; Есф. 4:16 — 5:1). Таким образом, часть пятницы, вся суббота и часть воскресенья могли считаться за три дня и три ночи. Последнее и самое тяжелое состояние человека из притчи Иисуса, когда нечистый дух возвращается к нему с семью другими духами, еще злейшими, чем он сам, указывает на разгул зла в действиях фарисеев, сговорившихся погубить Иисуса (Мф. 21:45-46; 22:15,34,41; 27:62). Отец Небесный дополняет семью гонимых учеников Иисуса, тех, кто Ему «брат, и сестра, и матерь». Беседа в притчах Большая часть Мф. 13 содержит третью продолжительную речь Иисуса в Евангелии от Матфея, имеющую притчевый характер. Если в Нагорной проповеди обсуждается христианское поведение, а в беседе о миссии — христианское свидетельство, то эта беседа в притчах связана с христианским пониманием. «Множество народа», слушающего Иисуса, по-видимому, служит прообразом смешанной Церкви времен Матфея. Ученики среди этих толп, по-видимому, символизируют истинных верующих в противопоставление ложным верующим внутри Церкви (Мф. 13:1-2). Как и в Мк. 4:3-9, вводная притча о сеятеле представляет собой притчу о притчах (Мф. 13:3-9). Далее Иисус разъясняет, что говорит притчами для того, чтобы те, кому не хватает понимания, — то есть ложные ученики — подпали под суд как не разумеющие сердцем (притчи ставят их в тупик), а те, у кого понимание есть, — то есть истинные ученики — обрели еще больше понимания (для них притчи плодотворны; Мф. 13:10-23). Средние шесть притч группируются парами, и каждая начинается с упоминания Царства Небесного (Мф. 13:24-50). В притче о пшенице и плевелах91 (Плевелы — это сорная трава, внешне напоминающая пшеницу. Обычно плевелы выпалывают. Однако в данном случае они столь многочисленны, что их корни переплелись с корнями пшеницы) подчеркивается, что разделить их можно не раньше уборки урожая (Мф. 13:24-30). Притчи о выросшем горчичном зерне и о закваске в тесте образуют пару, подчеркивающую величие Царства: оно растет и распространяется на весь мир (Мф. 13:31-33)92. (Три меры муки составляют свыше двадцати килограммов ее, огромное количество, соответствующее гигантскому кому теста. Иисус прибегает к гиперболе, приему преувеличения, для образности. Некоторые толкователи понимают закваску как символ зла, разъедающего христианство. Действительно, в иных местах Писания закваска зачастую выступает символом зла, но ассоциативная связь с притчей о горчичном семени свидетельствует в пользу толкования, основанного на контрасте между малым началом и большим результатом. Другие фигуры речи тоже имеют различающиеся значения. Например, соль служит символом свидетельства о добрых делах (Мф. 5:13), суда(Мк. 9:49), мира(Мк. 9:50) и приятности (Кол. 4:6). В данном случае, чтобы выразить, что правление Бога более действенно и могущественно, нежели правление сатаны, Иисус мог намеренно выбрать образ, обычно ассоциирующийся со злом. Некоторые толкователи также полагают, что птицы в притче о горчичном семени символизируют лжеучителей, проникших в Церковь. Однако этот образ заимствован из сна Навуходоносора (Дан. 4:9,18), в котором гнездящиеся в ветвях дерева птицы указывают, бесспорно, на величину этого дерева.) Упоминание Пс. 77:2 в качестве исполнившегося пророчества прерывает последовательность притч (Мф. 13:34-35). В сделанном наедине с учениками разъяснении притчи о пшенице и плевелах пшеница отождествляется с истинными учениками, плевелы — с ложными, и так далее (Мф. 13:36-43). Таким образом, истинные ученики среди множества слушающего Иисуса народа обретут более глубокое понимание благодаря разъяснению, а также благодаря второй паре притч, рассказывающих о сокровище и о жемчужине и учащих с радостью жертвовать всем ради Царства (Мф. 13:44,45-46)93, (Постоянные вторжения в Палестину заставляли напуганных людей для сохранности зарывать свои сокровища. В данном случае зарывший клад человек, по-видимому, умер или был убит. Поэтому сокровище стало бесхозным. Закон позволял нашедшему клад снова спрятать его и купить поле, чтобы завладеть кладом на законных основаниях.) и благодаря шестой притче о хороших и худых рыбах91, (Неводы, применявшиеся для рыбной ловли либо закидывали между двумя лодками, либо заводили с одной лодки и затем тянули к берегу двумя длинными веревками. Худые рыбы — это рыбы, запрещенные Моисеевым законом из-за отсутствия чешуи или плавников, либо прочая морская живность, которую евреи считали несъедобной) которая в сочетании с первой из шести притч рассказывает о последнем суде для ложных учеников и последней награде для истинных (Мф. 13:47-50). Заключительная притча сравнивает обретшего понимание истинного ученика с хозяином, который вынимает из своего шкафа новую одежду (новое понимание) и старую одежду (старое понимание, Мф. 13:51-52)'15. (Синод, перевод: «выносит из сокровищницы своей новое и старое», Мф.13:52. — Прим. перев) См. Мф. 13:1-52. Понимание В предшествующих притчах был продемонстрирован контраст между пониманием и непониманием. В следующем повествовательном разделе это противопоставление сохраняется. Земляки Иисуса видят в Нем сына плотника, не понимая, что Он — Сын Божий (Мф. 2:15; 3:17 и многие другие). См. Мф. 13:53-58. Ирод четвертовластник (Антипа) принимает Иисуса за воскресшего из мертвых Иоанна Крестителя. См. Мф. 14:1-12. Хотя ученики мало верят в насыщение пяти тысяч, они, по крайней мере, понимают, что Иисус хочет, чтобы они раздали имеющуюся в наличии еду; и пять тысяч мужчин в сочетании с неопределенным количеством женщин и детей образуют подобное Церкви сообщество семей — мужей, жен и детей, которые участвуют в трапезе, предвосхищающей последнюю вечерю. См. Мф. 14:13-21. Рассказ о хождении Иисуса по водам дополнен эпизодом о попытке Петра пройти по воде. Кульминацией этого рассказа становится исповедание учеников, достигших понимания того, что Иисус — Сын Божий. См. Мф. 14:22-33. По прибытии в землю Геннисаретскую Иисус передает Своим ученикам понимание того, что действительно является осквернением. Оскверняет человека не то нечистое, что входит в уста (нечистая пища), говорит Иисус, а то злое, что исходит из уст (слова). Таким образом, Иисус заменяет пищевые запреты Ветхого Завета осуждением злых речей. См. Мф. 14:34 — 15:20. Образы искоренения и падения в яму, относящиеся к фарисеям, символизируют суд от руки Божией (Мф. 15:13-14). Отвергающий ритуальную чистоту Иисус удаляется от Своих гонителей (фарисеев и книжников из Иерусалима, Мф. 15:1) и направляется в языческие земли. Там женщина-хананеянка проявляет свое понимание истинной сущности Иисуса, назвав Его один раз «Сыном Давидовым» и три раза «Господом» и поклонившись Ему. Иначе говоря, она понимает как Его божественность для всего мира, так и мессианство для иудеев96. (Разумеется, обращение «Господи» иногда имеет слабый оттенок значения «господин», однако в Евангелии от Матфея такие черты, как описание Иисуса именем «с нами Бог» (Мф. 1:23; ср. Мф. 18:20; 28:20), расположение Иисуса, Сына, между Богом Отцом и Святым Духом в догмате крещения (Мф. 28:19) и употребление Иисусом слова «Я» вместо слова «Бог» (ср. Мф. 28:20 с Мф. 1:23), в совокупности требуют, чтобы применительно к Иисусу слово «Господи» понималось в качестве указания на божественность) Ее понимание порождает веру, такую сильную, что она преодолевает все преграды — молчание Иисуса, неприязнь Его учеников, ограниченность Его миссии израильтянами и Его отказ. См. Мф. 15:21-28 Фраза «И [народ] прославлял Бога Израилева» (Мф. 15:31) показывает, что на этот раз четыре тысячи накормленных Иисусом были язычниками. Совместно с предшествующей хананеянки и более ранними сотником и волхвами они символизируют собой широкие массы язычников, которые вольются в Церковь во времена Матфея. И снова ученики понимают намерение Иисуса, что они должны раздать хлеб толпе. Как и в рассказе о насыщении пяти тысяч, женщины и дети упомянуты для указания на подобное Церкви сообщество семей, которые участвуют в трапезе, предвосхищающей последнюю вечерю. См. Мф. 15:29-39. Магдала несколько загадочна, но расположена, очевидно, на западном берегу моря Галилейского. По возвращении в Галилею гонения на Иисуса со стороны фарисеев и саддукеев возобновляются. Он порицает их за неумение понимать знамения времен, то есть Его чудеса и экзорцизм. Затем Он передает ученикам понимание зла, содержащегося в учении фарисеев и саддукеев. См. Мф. 16:1-12. Около Кесарии Филипповой Петр проявляет свое понимание сущности Иисуса как Христа, Сына Бога Живого. Иисус объясняет это понимание откровением Его Небесного Отца Петру. См. Мф. 16:13-20. Фраза Петра «Сын Бога Живого» перекликается с фразой учеников «Сын Божий» в Мф. 14:33. Выражение «Сын Ионин», то есть «сын Ионы», связано со «знамением Ионы», то есть смертью, погребением и воскресением Иисуса (Мф. 12:39-40; 16:4). Под «плотью и кровью» подразумеваются человеческие существа с присущими им невежеством, бренностью, смертностью и так далее. «Петр» (по-гречески petros) означает «камень». Однако высказывание Иисуса с его игрой слов «и на сем камне [по-гречески ретра, «скала»] Я создам Церковь Мою» истолковывается по-разному. Если в основе греческой фразы Матфея лежит арамейское слово «Кифа», тогда различие между petros и pet rа не имеет значения, и Иисус, по-видимому, говорит, что сделает Петра, князя апостолов, скалой в основании Своей Церкви (самого по себе или совместно с другими апостолами [ср. Еф. 2:20], на время его жизни или навеки — через папский престол). С другой стороны, можно было бы Петр и скала ожидать, что эта фраза прозвучит как «ты — Петр [то есть «камень, скала»], и на тебе Я создам Церковь Мою». Замена«ты» на «сей камень» предполагает, что сам Петр не является основанием, но что значение его имени указывает на некую другую сущность в качестве основания — скажем, на Иисуса, Которого Петр только что исповедовал как Христа, Сына Бога Живого (ср. 1 Кор. 3:11), или же на ис<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|