Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избиение невинных младенцев и бегство в Египет




См. Мф. 2:13-23. Попытка Ирода убить младенца Иису­са — это прообраз свершившегося позже убийства взрослого Христа. Ирод славился своей жестокостью. Бегство в Египет и возвращение оттуда ассоциируются с Ос. 11:1, который из­начально был ссылкой на Исход израильтян из Египта, где Бог относился к Израилю как к Своему сыну, оберегая его от бедствий, подобно тому как теперь Бог оберегает в Египте Иисуса, Своего Сына. Истребление мальчиков в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях, традиционно име­нуемое «избиением младенцев», ассоциируется с Иер. 31:15, в котором изначально речь шла о плаче еврейских матерей, лишившихся своих уведенных в вавилонский плен детей.

Назарет Назорей

С поселением святого семейства в Назарете исполнились разнообразные пророчества, в которых Мессию называют ветвью или отраслью, причем одним из употребляемых в них еврейских слов является netzer, созвучное слову «Назарет» (Ис. 11:1; также Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8). Вавилонский плен извел древо династии Давида под самый корень; но из этого корня династии произрастает ветвь или отрасль, возро­ждающая династию в лице происходящего от Давида Мес­сии. Само название Назарет подразумевает эту отрасль.

Проповедь Иоанна Крестителя

См.Мф. 3:1-17. Выражение «в те дни» (Мф. 3:1) относится к дням пребывания Иисуса в Назарете (Мф. 2:23). Матфей заостряет внимание на проповеди Иоанна Крестителя о по­каянии и грядущем суде. В выражении «Царство Небесное», которое часто встречается у Матфея, но отсутствует в других книгах Нового Завета86, (Синод, перевод, также во 2 Тим. 4:18. — Прим. перев) употребляется прилагательное «Небесное», а не «Божие», чтобы подчеркнуть величие и всеобъемлемость Царства (ср. Дан. 3:31 — 4:34). Слово «пшеница» подразумевает пшеничные зерна и относится к покаявшим­ся людям; слово «солома» подразумевает также мякину, полову и относится к тем, кто не покаялся. После того как топчущиеся на гумне волы отделят зерно от мякины и из­мельчат солому, земледелец лопатой подбирает эту смесь и подбрасывает в воздух, чтобы ветер отвеял мякину и соло­менную сечку в сторону. Уборка пшеницы в житницу озна­чает спасение через крещение Духом Святым. Сжигание со­ломы огнем неугасимым означает суд через крещение огнем.

Крещение Иисуса

Ввиду превосходства Иисуса, крестящего Духом Святым и огнем, Иоанн сначала удерживается от того, чтобы кре­стить Его, однако настояние Иисуса подает ученикам при­мер того, как надо креститься — без промедления («теперь», Мф. 3:15; ср. Мф. 28:19); ведь это крещение будет совершен­но правильным действием (смысл выражения «исполнить всякую правду»). Слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» подтверждают для Иоанна, что он поступил правильно: Бог благоволит к Иисусу после Его крещения.

Искушение

Матфей подробно описывает три искушения Иисуса диаволом. Первые два соблазна состояли в том, чтобы Иисус вос­пользовался Своими преимуществами возлюбленного Сына Божиего, Которым Он был провозглашен в предыдущем по­вествовании. Но Иисус преодолел эти два искушения, как потом и третье, цитируя слова Писания. Тем самым Он стал примером послушания Закону после совершения крещения (ср. Мф. 28:19). См. Мф. 4:1-11. На греческом языке «диа-вол» означает то же, что «сатана» на еврейском. Это «обви­нитель» в смысле выдвигаемых перед лицом Бога обвинений против Его народа. Диавол искушает, надеясь найти повод для обвинения. Искушать — означает проверять, иногда су­рово, а иногда с помощью обольщения, а то и прибегая к обо­им средствам одновременно. Первое искушение основано на внешнем сходстве камней с хлебами. Второе искушение, происходящее в Иерусалиме, рассчитано на публичные эф­фекты, так как и в пустыне имелось множество обрывов, с которых мог бы прыгнуть Иисус, но не хватало зрителей. Выражение «на вершине храма»87 (Синод, перевод «накрыле», Мф. 4:5. — Прим. перев) может относиться к юго-восточному углу храмового двора, обрывающемуся прямо в долину потока Кедрон, к притолоке храмовых ворот либо к крыше самого храма. Диавол, цитируя Пс. 90:11-12, опуска­ет фразу «охранять тебя на всех путях твоих», потому что она подразумевает случайное преткновение о камень на до­роге, а не намеренный прыжок с высоты, который диавол ис­кушает Иисуса совершить. С учетом сущности Иисуса, выра­женной именем «с нами Бог» (Мф. 1:23), диавол вынужден оставить Его после третьего искушения, когда Иисус велит ему отойти.

Иисус, узнав о заключении Иоанна Крестителя в темницу, удаляется в Галилею и начинает проповедовать, учить, исцелять и призывать учеников в этой земле, известной про­живанием там наряду с иудейским населением большого числа язычников из других народов. Своими действиями Иисус подает пример бегства от гонений, бегства с тем, что­бы проповедовать и учить в иных местах, как то предстоит сделать Его ученикам, когда они пойдут учить все народы (см. Мф. 10:23 вместе с Мф. 28:18-20). См. Мф. 4:12-25.

Нагорная проповедь

Далее Иисус поднимается на гору и, приняв традиционную сидячую позу учителя, учит Своих учеников. Посколь­ку Его сущность — «с нами Бог», а человек жив «всяким сло­вом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4), то, что исходит от Иисуса, отверзшего уста Свои, есть истинные слова Бо­жий, подобные Божиему закону, данному через Моисея на горе Синай, однако совершенствующие этот закон. См. Мф. 5:1-16

«Блаженства»

Ряд изречений, начинающихся со слова «блаженны», из­вестен под названием «блаженства». Слово «блаженны» не означает «счастливы», как иногда ошибочно утверждают; ведь плачущие не счастливы, иначе они бы не плакали. Сло­во «блаженны» подразумевает «поздравления, благоволе­ние» и выражает Божие отношение, а не человеческие чувст­ва. «Блаженства» обещают вознаграждение на последнем су­де для учеников, внутренне отчаявшихся, плачущих, безот­ветных, жаждущих оправдания от Бога, милосердных, чистых, миролюбивых, отстаивающих праведность перед лицом гонителей.

Соль

В выражении «соль земли» подразумева­ется соль, используемая в тщательно отмеренных количест­вах для удобрения почвы и символизирующая свидетельст­во, данное миру добрыми делами учеников Иисуса, в то вре­мя как лжеучеников, не творящих таких добрых дел, ждет неотвратимый суд, подобно тому, как выбрасывается соль, утратившая свою силу из-за примесей или высолаживания.

Свет

Выражение «свет мира» подразумевает солнце, здесь это до­полнительный символ, наряду со свечой, относящийся к свидетельству, данному миру добрыми делами учеников Иисуса.

Антитезисы

Подтвердив полную действительность закона и пророков, двух частей Ветхого Завета, читаемых в синагогах каждую субботу, Иисус противопоставляет Свое учение ветхозавет­ному, но не отрицая его, как то заставляет предположить традиционное название «антитезисы», а возвышая его до уровня, к которому оно уже было устремлено. Запрет уби­вать возвышается до запрета гневаться и браниться и до за­поведи о примирении; запрет прелюбодейства — до запрета похоти; заповедь давать бывшей жене разводное письмо (за­щищающее ее на случай ложных обвинений в бегстве от му­жа) дополняется предостережениями о том, что разводя­щийся подталкивает бывшую жену прелюбодействовать, коль скоро она из-за материальной необеспеченности выйдет замуж за другого, и о том, что женитьба на разведенной тоже есть прелюбодейство; заповедь не давать ложных клятв и ис­полнять обещанное сменяется заповедью не клясться вовсе; заповедь о том, что наказание должно соответствовать пре­ступлению, а не превышать его (так называемый lex tallonls, или закон возмездия — «око за око...», противопоставляе­мый древним кодексам законов, предусматривающим суро­вые наказания за незначительные преступления), сменяется требованием кротости и готовности помочь; а заповедь лю­бить ближнего и ненавидеть врага (последнее см. в Пс. 138:21-22) сменяется заповедью любить своих врагов и мо­литься за обижающих и гонящих. См. Мф. 5:17-48. Преду­сматриваемое в Мф. 5:32 исключение для случая прелюбоде­яния позволяет разводиться с женой, если у нее была связь с другим мужчиной, поскольку развод в таком случае порож­ден прелюбодейством, а не подталкивает к нему88. (Встречается мнение, что под любодеянием здесь понимается кровосмеше­ние, которое Моисеев закон запрещает (Лев. 18:6-18), но язычники иногда практиковали) Принуж­дение пройти одно поприще из Мф. 5:41 отсылает читателя к обычаю римлян, особенно римских воинов, реквизировать рабочую силу в качестве носильщиков.

Далее параллели с Ветхим Заветом сходят на нет, и Иисус начинает поучения мудрости. Он предостерегает против по­казной религиозности, особенно в том, что касается мило­стыни, молитвы и поста. См. Мф. 6:1-18. Награда в виде про­славления людьми — это единственная награда, которую по­лучат взыскующие такого прославления.

Милостыня

Требование того, чтобы в делах милосердия левая рука не знала, что делает правая, означает, что подаяние нужно незаметно вручить просящему одной только правой рукой, а не предлагать его обеими руками, протянутыми так, чтобы привлечь внима­ние зрителей.

«Отче наш»

Молитва «Отче наш», или Pater Noster (пер­вые ее слова, «Отче наш», на латыни) приведена здесь в каче­стве примера молитвы без излишних слов в противополож­ность нагромождению пустых фраз в молитвах язычников. «Долги наши» — это наши нравственные долги перед Богом, то есть наши грехи. Под прощением наших должников может подразумеваться списание финансовых долгов в юбилейный год (Лев. 25:8-55). Фраза «не введи нас в искушение» — это не прошение избежать искушений, она означает «не дай нам поддаться искушению». Последнюю просьбу «но избавь нас от лукавого» следует понимать в смысле — от сатаны. Обще­известное славословие «ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки» отсутствует в древнейших и лучших рукописях. Ли­цемеры посыпали свои головы пеплом, чтобы, затенив лицо, оттенить для окружающих, что они постятся (такова игра слов в греческом Евангелии от Матфея). Древние евреи умы­вали лица и смазывали волосы маслом не в качестве ежеднев­ной гигиенической и косметической процедуры, а лишь из­редка, в торжественных случаях. Таким образом, Иисус гово­рит, что скрывать от окружающих нужно сам факт поста, а не свое лицо, и выглядеть радостным, а не мрачным.

В следующем разделе сказано, что не нужно собирать себе сокровища на земле, а следует собирать сокровища на небе, потому что сердце человека стремится туда, где находится его сокровище. Это не означает, что собирание земных со­кровищ неправильно из-за того, что человек неправильно к ним относится; наоборот, оно неправильно из-за того, что не­избежно вызывает неправильное отношение к таким сокро­вищам. Собирание же небесных сокровищ привлекает серд­це человека к небесам. См. Мф. 6:19-34. Чистое око, ясное, как пламя светильника, символизирует щедрость; худое око, тусклое от болезни, символизирует скаредность.

Маммона

Слово «маммона» (Мф. 6:24) в арамейском языке означа­ет «богатство». Поскольку правда Бога отличается от пра­ведности учеников (Мф. 5:20; 6:1), правда Бога, которую должны искать подвергающиеся гонениям ученики Иисуса, состоит не в их собственных добрых делах, а в том, что Бог поступает по отношению к ним справедливо, то есть заботит­ся о них сейчас и вознаградит их в конце (ср. Мф. 5:6).

В Мф. 7:1-12 Иисус заканчивает Свое определение пра­ведности, которая превосходит праведность книжников и фарисеев (отметим, что «закон и пророки» вМф. 7:12 созвуч­ны «закону или пророкам» вМф. 5:17, в начале этого опреде­ления). Его заповедь не судить подразумевает уважение по отношению к тому, как исповедуют ученичество другие лю­ди (Мф. 7:1-5), Его запрет давать святыню (мясо жертвы) псам и бросать бисер перед свиньями связан с опасностью проникновения в сообщество учеников таких людей, кото­рые даже не исповедуют ученичество (Мф. 7:6);

«Золотое правило»

а в так назы­ваемом «Золотом правиле» («во всем, как хотите, чтобы с ва­ми поступали люди, так поступайте и вы с ними») говорится о взаимопомощи внутри сообщества учеников (Мф. 7:7-12). См. Мф. 7:1-12. Под судом подразумевается самоуправное объявление своего собрата-ученика заблуждающимся. Толь­ко Бог может выносить такой суд, и Он вынесет его тем лице­мерам, которые взялись судить сами, не замечая, что их соб­ственные изъяны хуже изъянов тех, кого они порицают. С другой стороны, благодаря самокритичности человек ста­новится способен вместо одних только обвинительных за­ключений на дружескую помощь. В новозаветные времена большинство собак входило в злобные бродячие стаи. Поэто­му, точно так же, как подобная свора кинется на вас, если вы раздразните алчность псов неосмотрительно отданным им мясом жертвенного животного, и так же, как свиньи просто попрут ногами неосторожно рассыпанный перед ними жем­чуг, неученики, опрометчиво допущенные в вашу среду, представляют для вас опасность начала гонений внутри са­мого сообщества. Поэтому не позволяйте настрою «не су­дить», необходимому для всякого хорошего сообщества, дойти до такой крайности, чтобы разрушить христианство из-за стирания границ между ним и миром не учеников. А то, что Бог творит для вас добро, отвечая на ваши молитвы, тре­бует, чтобы и вы творили добро друг для друга

Узкое и широкое

Нагорная проповедь заканчивается тем предостережени­ем, что нужно не следовать за лжепророками, но соблюдать учение Иисуса. См. Мф. 7:13-29. Узкая горная тропа ведет к городу Спасения на недосягаемо высокой вершине. В него можно войти только через тесные врата, которые легко сде­лать недоступными благодаря их узости. Узкая дорога и тес­ные врата символизируют ограничения совершенной пра­ведности, такой, какую Иисус и требовал от Своих учеников. Широкая дорога ведет к городу Погибели, расположенному на открытой равнине. Его широкие врата пропускают мно­гих, именно этим и привлекая. Торная дорога и широкие врата символизируют собою то беспринципное поведение, которому учат лжепророки и которое практикуют лжеуче­ники. Муж благоразумный выступает символом истинных учеников. Человек безрассудный — символом лжеучеников.

Камень и песок

Строительство на камне соответствует соблюдению настав­лений Иисуса. Строительство на песке — непослушанию. Под бурей понимается последний суд, который Иисус свер­шит над учениками. Итак, хотя беспринципное поведение может уберечь вас от гонений сегодня, оно в грядущем обре­чет вас на погибель; а совершенная праведность, хотя и мо­жет навлечь на вас гонения сегодня, в грядущем убережет вас от погибели.

Чудеса

Далее Матфей переходит от учения Иисуса к трем Его чу­десам, которые убедительность Его слов дополняют убеди­тельностью Его дел. См. Мф. 8:1-15. При очищении прока­женного Иисус заботится о соблюдении закона. При исцеле­нии слуги сотника Он провозглашает, что верующие неев­реи, подобные сотнику89, (В римской армии сотник, или центурион, командовал центурией, сотней воинов.) будут допущены в конце времени на праздник спасения (мессианский пир), но неверующие иудеи («сыны царства» — те, кто должен унаследовать Цар­ство Небесное благодаря своей принадлежности к избранно­му народу) будут выброшены из пиршественного зала во внешнюю тьму осуждения. Тещу Петра Иисус исцеляет по Своему почину, простым прикосновением руки, после чего она служит Ему.

Ученичество

В этом месте повествования следует промежуточный раз­дел, состоящий из краткого отчета об исцелениях, ветхоза­ветной цитаты и двух бесед об ученичестве. См. Мф. 8:16-22. В исцелениях Иисуса исполняется пророчество Ис. 53:4. Фраза «другой же из учеников» (Мф. 8:21) предполагает, что предыдущий «книжник» тоже был учеником (о книжнике в качестве ученика см. Мф. 13:52). Первый ученик доказыва­ет свою истинность, выражая готовность следовать за Иису­сом, куда бы Он ни пошел — в Его скитальческом служении, как уточняет Иисус. Второй ученик доказывает свою лож­ность, отпрашиваясь сначала пойти и похоронить своего от­ца. В ответе Иисуса: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» — отвергнута даже самая священ­ная из сыновних обязанностей (похороны отца) ради немед­ленного присоединения к Иисусу. Высказывание о мертвых, хоронящих своих мертвецов, предназначено не для букваль­ного понимания (как могут мертвые похоронить мертвеца?), а для полного отрешения от вопроса о похоронах

Новые чудеса

Описывается еще одна группа из трех чудес. Первое чудо демонстрирует власть Иисуса над силами природы, вто­рое — над бесами, а третье — Его власть прощать грехи, власть, которою Он делится со Своими учениками. См. Мф. 8:239:8. Матфей называет то место, где происходит изгна­ние бесов, по имени города, расположенного примерно в восьми километрах на юго-восток от береговой черты. Вто­рой одержимый не упомянут в параллельных рассказах Мк. 5:1-20 и Лк. 8:26-39. Умалчивают ли эти евангелисты о ме­нее значительном персонаже, или же второго бесноватого Матфей включает сюда из сюжета Мк. 1:21-28 и Лк. 4:31-37, больше нигде им не описанного? Те «человеки», о которых в Мф. 9:8 говорится, что Бог дал им власть прощать грехи, — это «люди», то есть ученики, бывшие в лодке с Иисусом, ко­гда Он усмирил бурю (Мф. 8:27). Итак, они, в точности как Иисус, провозглашают прощение грехов и исцеляют людей в обоснование истинности этого прощения. Иисус служит для них образцом в прощении и исцелении (ср. Мф. 16:17; 18:18; Ин. 20:23).

Призвание

В еще одном промежуточном разделе рассказывается, Матфея как Матфей стал учеником, и приводится наставление Иису­са о посте. См. Мф. 9:9-17. Одни исследователи считают, что Матфей изменяет «Левий» (Мк. 2:14; Лк. 5:27,29) на «Мат­фей», чтобы получить апостольское имя (ср. Мф. 10:3); дру­гие полагают, что один человек носил оба эти имени, как иногда бывало. В любом случае, указание Иисуса на стих Ос. 6:6 «Я [ Бог] милости хочу, а не жертвы» свидетельствует, что призвание Матфея было актом милосердия по отноше­нию к социально отверженным, таким как мытари и отъяв­ленные грешники. Сбережение вина и мехов рифмуется с со­блюдением поста в ту пору, когда Иисус, жених, будет отнят у учеников (ср. Мф. 6:16-18).

И еще один ряд чудес

Далее в повествовании описывается третья группа из трех чудес. В первом рассказе говорится о двойном чуде, демонст­рирующем власть Иисуса над разрушительными силами бо­лезни и смерти. Второе чудо демонстрирует Его способность исцелить двух слепых одновременно. А третье демонстриру­ет его власть исцелять и изгонять бесов в случае человека с двумя недугами — немого и бесноватого. См. Мф. 9:18-34. Сравнение с Мф. 20:29-34; Мк. 10:46-52; Лк. 18:35-43 за­ставляет некоторых исследователей предположить, что Мат­фей включает в этот эпизод второго слепого из Мк. 8:22-26, который у него больше нигде не упомянут (ср. сходную воз­можность включения второго бесноватого в рассказ Мф. 8:28-34).

Беседа о миссии

Далее короткий повествовательный текст предваряет долгую беседу. В повествовании говорится о сострадании Иисуса. Движимый этим состраданием, Он обращается к ученикам со словами о том, что жатвы много, а делателей ма­ло, и призывает их молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей. Жатва символизирует благовествование. Сбор­щики жатвы — это двенадцать апостолов, которые должны призывать новых учеников, проповедуя Евангелие. И Госпо­дин жатвы — это Иисус, посылающий двенадцать апосто­лов. В конце, однако, не сказано, что они отправились пропо­ведовать, и не дано описания их миссии (в отличие от Мк. 6:12-13), так что долгое наставление Иисуса, которое в своей середине переходит от миссии среди иудеев в Галилее к мис­сии среди язычников в других частях мира, становится обра­щением к благовествующей христианской Церкви более поздних времен. Итак, подобно Нагорной проповеди, наста­вляющей учеников, как им поступать, как вести себя, эта бе­седа о миссии наставляет учеников, как им свидетельство­вать. См. Мф. 9:35 — 10:42.

В Мф. 10:2-4 делатели жатвы отождествляются с двенад­цатью поименованными апостолами. В Мф. 10:5-15 они на­ставляются, как благовествовать среди живущих в Галилее иудеев. А в Мф. 10:16-42 они предостерегаются о гонениях, ждущих их при продолжении миссии, которая распростра­нится и на язычников тоже. Таким образом, нынешняя огра­ниченность миссии галилейскими иудеями (Мф. 10:5-6) в будущем сменится распространением ее на язычников в дру­гих землях (Мф. 10:18), но не за счет прекращения миссии среди Израиля (Мф. 10:23). В предупреждение самообогаще­ния апостолов Иисус запрещает им наживать своим служе­нием имущество (Мф. 10:9-10); запрещает Он и перебирать дома в городе или селении в поисках наиболее комфортного места для проживания (Мф. 10:11-15). Что касается гоне­ний, Иисус наставляет апостолов остерегаться доносчиков, не заботиться о подготовке своих речей в суде и бежать из од­ного города в другой, а не оставаться самоубийственно на прежнем месте, коль скоро возникнет угроза (Мф. 10:16-23). Иисус также разъясняет, почему не следует бояться гоне­ний: 1) они распространяются и на Него тоже (Мф. 10:24-25); 2) скрыть истину невозможно (Мф. 10:26-27); 3) физические мучения не важны в сравнении с вечным наказанием души и тела (Мф. 10:28); 4) Бог ценит учеников Иисуса и заботится о них (Мф. 10:29-31); 5) тот, кого Иисус исповедает пред Бо­гом Отцом, должен исповедовать Иисуса пред людьми (Мф. 10:32-33); 6) всякий, кто отступится, страшась за свое благо­получие, не достоин Иисуса (Мф. 10:34-39); 7) благодаря са­моотверженному свидетельству к вечной жизни приходят и другие люди (Мф. 10:40-42).

Гонения

Изложив предостережения Иисуса о гонениях, Матфей приводит примеры гонений на Иоанна Крестителя, Иисуса и учеников (Мф. 11:1 — 12:50). Более конкретно, жизнь Иоан на Крестителя иллюстрирует, с какой жестокостью люди от­носились к проповедникам Царства Небесного (Мф. 11:1-24). Доброта Иисуса по отношению к Его ученикам контра­стирует с этой силой и оттеняет ее (Мф. 11:25-30). Фарисеи составляют заговор против Иисуса (Мф. 12:1-21) и клевещут на Него (Мф. 12:22-37), однако Он обличает их греховность, провозглашает суд над ними (Мф. 12:38-45) и называет уче­ников (тех, кто исполняет волю Его Небесного Отца и по­этому подвергается гонениям за правду; см. также Мф. 5:10-11) Своей истинной семьей (Мф. 12:46-50). См. Мф. 11:112:50.

Упоминание о пребывании Иоанна Крестителя в темнице предполагает, что Иоанн, хотя «дела Христовы» возбудили в нем надежды, что Иисус — предреченный им «Тот, Который должен прийти», все же испытывал некоторые сомнения, так как Иисус не освободил его из темницы. Ответ Иисуса на его вопрос, по-видимому, означает, что дела Христовы сами по себе служат достаточным свидетельством (сравни Ис. 35:5-6; 61:1). Отдавая должное Иоанну, Иисус также указы­вает, что меньший в Царстве Небесном больше Иоанна (Мф. 11:11). Поскольку обращенное на Царство Небесное насилие началось с гонений на Иоанна, он принадлежит Царству; по­этому Иисус говорит не о том, что меньший в Царстве превос­ходит величайших из тех, кто вне Царства. Величие в Царст­ве будет объяснено через смирение в Мф. 18:4. Следователь­но, Иисус говорит о том, что смиреннейший из учеников смо­жет превзойти даже Иоанна, до сих пор величайшего из рожденных женами. Иудеи, не откликнувшиеся на пропо­ведь ни Иоанна, ни Иисуса, подобны упрямым детям, отве­чающим отказом на всякое предложение, во что бы им поиг­рать: в свадьбу или в похороны (Мф. 11:16-19). Параллель между «делами мудрости»90 (Синод, перевод «оправдана премудрость чадами ее». — Прим. перев) (Мф. 11:19) и «делами Христо­выми» (Мф. 11:2) подразумевает, что Иисус Христос — оли­цетворение Мудрости (ср. Мф. 23:34 и Лк. 11:49). «Младен­цы» (Мф. 11:25) символизируют способных учеников в про­тивопоставлении их книжникам и фарисеям.

«Иоаннова молния»

Уникальность богосыновства Иисуса находит красноречивое выражение в стихах Мф. 11:25-27 (параллельные — в Лк. 10:21-22), которые иногда называют «Иоанновой молни­ей», потому что они звучат очень сходно с высказываниями Иоаннова Евангелия об отношениях Иисуса с Богом Отцом. Каким образом Иисус дает покой и облегчает бремя? Дело не в том, что Он требует от учеников меньшего, нежели книж­ники и фарисеи, ибо Он требует большего (Мф. 5:20). Скорее в том, что Он смиренно и кротко встает под то же «иго», об­разно обозначающее закон, и несет его вместе с учениками (ср. Мф. 1:23; 28:20).

Несоблюдение субботы

Священники могли нарушать субботу, работая в храме, потому что храм больше субботы (Чис. 28:9-10). Храм больше субботы, потому что храм был создан для Бога, а суббо­та — для людей. Иисус больше храма, потому что храм есть местообитание Бога, а Иисус есть Сам Бог с нами (еще раз см. Мф. 1:23). Повторное упоминание стиха Ос. 6:6 («милости хочу, а не жертвы»; ср. Мф. 12:7 с Мф. 9:13) подчеркивает, что осуждение фарисеями безвинных учеников — это прояв­ление их безжалостного преследования. Человек с сухой ру­кой сравнивается с овцой, упавшей в яму; милосердие требу­ет, чтобы он был исцелен несмотря на субботу, даже катего­ричней, чем оно требует в субботу вытащить овцу из ямы (Мф. 12:11-12). Удаление Иисуса из-за фарисейского загово­ра показывает, что Он выполняет Свою заповедь бежать от гонений (Мф. 10:23), и в Нем исполняется пророчество Ис. 42:1-4: Он не ищет справедливости для Себя; Он провозгла­шает ее для народов и утверждает ее для Своих гонимых уче­ников (которых символизирует «трость надломленная» и «лен курящийся» Мф. 12:17-21). Те, кто против Иисуса, и расточители — это гонители (Мф. 12:30). Слова человека раскрывают его сущность. Хула фарисеев на Святого Духа раскрывает их испорченность и становится залогом их осуж­дения (Мф. 12:22-37).

Знамение Ионы

Знамение Ионы пророка — это пребывание Иисуса в течение трех дней и трех ночей в гробу, подобно тому как Иона три дня и три ночи провел во чреве кита (Мф. 12:39-40). Ограничение тремя днями подразумевает воскресение. То, что Христос умер в Великую пятницу и воскрес в пасхальное воскресенье, может показаться противоречием со сроком в «три дня и три ночи», однако евреи нередко считали часть двадцатичетырехчасового периода за полный такой период (см. Быт. 42:17-18; 1 Цар. 30:1,12-13; 2 Пар. 10:5,12; Есф. 4:16 — 5:1). Таким образом, часть пятницы, вся суббота и часть воскресенья могли считаться за три дня и три ночи. Последнее и самое тяжелое состояние человека из притчи Иисуса, когда нечистый дух возвращается к нему с семью другими духами, еще злейшими, чем он сам, указывает на разгул зла в действиях фарисеев, сговорившихся погубить Иисуса (Мф. 21:45-46; 22:15,34,41; 27:62). Отец Небесный дополняет семью гонимых учеников Иисуса, тех, кто Ему «брат, и сестра, и матерь».

Беседа в притчах

Большая часть Мф. 13 содержит третью продолжитель­ную речь Иисуса в Евангелии от Матфея, имеющую притчевый характер. Если в Нагорной проповеди обсуждается хри­стианское поведение, а в беседе о миссии — христианское свидетельство, то эта беседа в притчах связана с христианским пониманием. «Множество народа», слушающего Иису­са, по-видимому, служит прообразом смешанной Церкви времен Матфея. Ученики среди этих толп, по-видимому, символизируют истинных верующих в противопоставление ложным верующим внутри Церкви (Мф. 13:1-2). Как и в Мк. 4:3-9, вводная притча о сеятеле представляет собой притчу о притчах (Мф. 13:3-9). Далее Иисус разъясняет, что говорит притчами для того, чтобы те, кому не хватает понимания, — то есть ложные ученики — подпали под суд как не разумею­щие сердцем (притчи ставят их в тупик), а те, у кого понима­ние есть, — то есть истинные ученики — обрели еще больше понимания (для них притчи плодотворны; Мф. 13:10-23). Средние шесть притч группируются парами, и каждая начи­нается с упоминания Царства Небесного (Мф. 13:24-50). В притче о пшенице и плевелах91 (Плевелы — это сорная трава, внешне напоминающая пшеницу. Обычно плевелы выпалывают. Однако в данном случае они столь многочисленны, что их корни переплелись с корнями пшеницы) подчеркивается, что разде­лить их можно не раньше уборки урожая (Мф. 13:24-30). Притчи о выросшем горчичном зерне и о закваске в тесте об­разуют пару, подчеркивающую величие Царства: оно растет и распространяется на весь мир (Мф. 13:31-33)92. (Три меры муки составляют свыше двадцати килограммов ее, огромное количество, соответствующее гигантскому кому теста. Иисус прибегает к гиперболе, приему преувеличения, для образности. Некоторые толковате­ли понимают закваску как символ зла, разъедающего христианство. Дей­ствительно, в иных местах Писания закваска зачастую выступает симво­лом зла, но ассоциативная связь с притчей о горчичном семени свидетель­ствует в пользу толкования, основанного на контрасте между малым нача­лом и большим результатом. Другие фигуры речи тоже имеют различаю­щиеся значения. Например, соль служит символом свидетельства о добрых делах (Мф. 5:13), суда(Мк. 9:49), мира(Мк. 9:50) и приятности (Кол. 4:6). В данном случае, чтобы выразить, что правление Бога более действенно и могущественно, нежели правление сатаны, Иисус мог намеренно выбрать образ, обычно ассоциирующийся со злом. Некоторые толкователи также полагают, что птицы в притче о горчичном семени символизируют лжеучи­телей, проникших в Церковь. Однако этот образ заимствован из сна Наву­ходоносора (Дан. 4:9,18), в котором гнездящиеся в ветвях дерева птицы указывают, бесспорно, на величину этого дерева.) Упомина­ние Пс. 77:2 в качестве исполнившегося пророчества преры­вает последовательность притч (Мф. 13:34-35). В сделанном наедине с учениками разъяснении притчи о пшенице и пле­велах пшеница отождествляется с истинными учениками, плевелы — с ложными, и так далее (Мф. 13:36-43). Таким образом, истинные ученики среди множества слушающего Иисуса народа обретут более глубокое понимание благодаря разъяснению, а также благодаря второй паре притч, расска­зывающих о сокровище и о жемчужине и учащих с радостью жертвовать всем ради Царства (Мф. 13:44,45-46)93, (Постоянные вторжения в Палестину заставляли напуганных людей для сохранности зарывать свои сокровища. В данном случае зарывший клад человек, по-видимому, умер или был убит. Поэтому сокровище стало бес­хозным. Закон позволял нашедшему клад снова спрятать его и купить поле, чтобы завладеть кладом на законных основаниях.) и благодаря шестой притче о хороших и худых рыбах91, (Неводы, применявшиеся для рыбной ловли либо закидывали между двумя лодками, либо заводили с одной лодки и затем тянули к берегу двумя длинными веревками. Худые рыбы — это рыбы, запрещенные Моисеевым законом из-за отсутствия чешуи или плавников, либо прочая морская жив­ность, которую евреи считали несъедобной) которая в сочетании с первой из шести притч рассказывает о послед­нем суде для ложных учеников и последней награде для ис­тинных (Мф. 13:47-50). Заключительная притча сравнивает обретшего понимание истинного ученика с хозяином, кото­рый вынимает из своего шкафа новую одежду (новое понима­ние) и старую одежду (старое понимание, Мф. 13:51-52)'15. (Синод, перевод: «выносит из сокровищницы своей новое и старое», Мф.13:52. — Прим. перев) См. Мф. 13:1-52.

Понимание

В предшествующих притчах был продемонстрирован контраст между пониманием и непониманием. В следующем повествовательном разделе это противопоставление сохра­няется. Земляки Иисуса видят в Нем сына плотника, не по­нимая, что Он — Сын Божий (Мф. 2:15; 3:17 и многие дру­гие). См. Мф. 13:53-58. Ирод четвертовластник (Антипа) при­нимает Иисуса за воскресшего из мертвых Иоанна Крестите­ля. См. Мф. 14:1-12. Хотя ученики мало верят в насыщение пяти тысяч, они, по крайней мере, понимают, что Иисус хо­чет, чтобы они раздали имеющуюся в наличии еду; и пять тысяч мужчин в сочетании с неопределенным количеством женщин и детей образуют подобное Церкви сообщество се­мей — мужей, жен и детей, которые участвуют в трапезе, предвосхищающей последнюю вечерю. См. Мф. 14:13-21. Рассказ о хождении Иисуса по водам дополнен эпизодом о попытке Петра пройти по воде. Кульминацией этого расска­за становится исповедание учеников, достигших понимания того, что Иисус — Сын Божий. См. Мф. 14:22-33.

По прибытии в землю Геннисаретскую Иисус передает Своим ученикам понимание того, что действительно являет­ся осквернением. Оскверняет человека не то нечистое, что входит в уста (нечистая пища), говорит Иисус, а то злое, что исходит из уст (слова). Таким образом, Иисус заменяет пи­щевые запреты Ветхого Завета осуждением злых речей. См. Мф. 14:3415:20. Образы искоренения и падения в яму, от­носящиеся к фарисеям, символизируют суд от руки Божией (Мф. 15:13-14).

Отвергающий ритуальную чистоту Иисус удаляется от Своих гонителей (фарисеев и книжников из Иерусалима, Мф. 15:1) и направляется в языческие земли. Там женщина-хананеянка проявляет свое понимание истинной сущности Иисуса, назвав Его один раз «Сыном Давидовым» и три раза «Господом» и поклонившись Ему. Иначе говоря, она пони­мает как Его божественность для всего мира, так и мессиан­ство для иудеев96. (Разумеется, обращение «Господи» иногда имеет слабый оттенок значения «господин», однако в Евангелии от Матфея такие черты, как описание Иисуса именем «с нами Бог» (Мф. 1:23; ср. Мф. 18:20; 28:20), расположе­ние Иисуса, Сына, между Богом Отцом и Святым Духом в догмате креще­ния (Мф. 28:19) и употребление Иисусом слова «Я» вместо слова «Бог» (ср. Мф. 28:20 с Мф. 1:23), в совокупности требуют, чтобы применительно к Иисусу слово «Господи» понималось в качестве указания на божествен­ность) Ее понимание порождает веру, такую сильную, что она преодолевает все преграды — молчание Иисуса, неприязнь Его учеников, ограниченность Его мис­сии израильтянами и Его отказ. См. Мф. 15:21-28

Фраза «И [народ] прославлял Бога Израилева» (Мф. 15:31) показывает, что на этот раз четыре тысячи накорм­ленных Иисусом были язычниками. Совместно с предшест­вующей хананеянки и более ранними сотником и волхвами они символизируют собой широкие массы язычников, кото­рые вольются в Церковь во времена Матфея. И снова учени­ки понимают намерение Иисуса, что они должны раздать хлеб толпе. Как и в рассказе о насыщении пяти тысяч, жен­щины и дети упомянуты для указания на подобное Церкви сообщество семей, которые участвуют в трапезе, предвосхи­щающей последнюю вечерю. См. Мф. 15:29-39. Магдала не­сколько загадочна, но расположена, очевидно, на западном берегу моря Галилейского.

По возвращении в Галилею гонения на Иисуса со стороны фарисеев и саддукеев возобновляются. Он порицает их за не­умение понимать знамения времен, то есть Его чудеса и экзорцизм. Затем Он передает ученикам понимание зла, содер­жащегося в учении фарисеев и саддукеев. См. Мф. 16:1-12.

Около Кесарии Филипповой Петр проявляет свое понима­ние сущности Иисуса как Христа, Сына Бога Живого. Иисус объясняет это понимание откровением Его Небесного Отца Петру. См. Мф. 16:13-20. Фраза Петра «Сын Бога Живого» перекликается с фразой учеников «Сын Божий» в Мф. 14:33. Выражение «Сын Ионин», то есть «сын Ионы», связа­но со «знамением Ионы», то есть смертью, погребением и воскресением Иисуса (Мф. 12:39-40; 16:4). Под «плотью и кровью» подразумеваются человеческие существа с прису­щими им невежеством, бренностью, смертностью и так да­лее. «Петр» (по-гречески petros) означает «камень». Однако высказывание Иисуса с его игрой слов «и на сем камне [по-гречески ретра, «скала»] Я создам Церковь Мою» истолковы­вается по-разному. Если в основе греческой фразы Матфея лежит арамейское слово «Кифа», тогда различие между pet­ros и pet rа не имеет значения, и Иисус, по-видимому, гово­рит, что сделает Петра, князя апостолов, скалой в основании Своей Церкви (самого по себе или совместно с другими апо­столами [ср. Еф. 2:20], на время его жизни или навеки — че­рез папский престол). С другой стороны, можно было бы Петр и скала ожидать, что эта фраза прозвучит как «ты — Петр [то есть «камень, скала»], и на тебе Я создам Церковь Мою». Замена«ты» на «сей камень» предполагает, что сам Петр не являет­ся основанием, но что значение его имени указывает на не­кую другую сущность в качестве основания — скажем, на Иисуса, Которого Петр только что исповедовал как Христа, Сына Бога Живого (ср. 1 Кор. 3:11), или же на ис<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...