Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа о христианском сообществе




Темой четвертой беседы Иисуса в Евангелии от Матфея является христианское сообщество. Царство Небесное вы­ступает определяющим фактором этого сообщества. Входя­щие в него должны стать как дети (Мф. 18:1-3). Это опреде­ляется через их смирение (Мф. 18:1-4). Тот, кто принимает уподобившихся детям учеников, принимает Самого Иисуса (Мф. 18:5), а соблазнить (по-видимому, склонить к вероот­ступничеству, к отречению от христианской веры) одного из малых сих (то есть учеников, уподобившихся детям) означа­ет навлечь на себя суд (Мф. 18:6-7). Человеку также необхо­димо самоограничение, чтобы удержать от соблазна (по-ви­димому, опять же от вероотступничества, Мф. 18:8-9) самого себя. Отец Небесный хочет, чтобы ни один из заблудившихся (то есть согрешивших) малых сих не был презираем в Церк­ви и чтобы он по мере возможности был возрожден через лич­ное обличение, церковное вразумление и молитву (Мф. 18:10-20; ср. сходные правила для жизни сообщества в Кумране, изложенные в Дамасском документе 9:2 и в Дисципли­нарном руководстве 6:1). А пострадавший ученик должен простить обидевшему его собрату, при необходимости — не­однократно (Мф. 18:21-35). См. Мф. 18:1-35. «Ангелы их на небесах» (Мф. 18:10) зачастую понимаются как обоснование представлений об ангелах-хранителях, однако такие анге­лы, скорее всего, должны были бы сопровождать своих подо­печных, а не оставаться на небесах.

Прощение

«До седмижды семидесяти раз» (или, в альтернативном переводе, «до семидесяти раз по семи») означает произволь­ное количество (здесь прощение контрастирует с отмщением в семьдесят раз всемеро, которым Ламех хвалится в Быт. 4:24). «Десять тысяч» — это наибольшее число в древнегре­ческом языке, а «талант» — самая крупная денежная едини­ца. Десять тысяч талантов соответствуют заработку за более чем пятнадцать лет тяжелого физического труда97. (Так в оригинале. По смыслу — свыше 200 000 лет, так как каждый талант равен заработку за 20 с лишним лет непрерывного труда: 1 талант = 60 мин = 6000 драхм. Драхма приравнивалась к динарию, то есть к дневной плате. — Прим. перев) Через не­реальность одалживания царем такой большой суммы рабу подчеркивается необъятность долга человеческого греха пе­ред Богом и подразумевается, что предполагаемая расплата путем простой продажи в рабство жены и детей должника имеет окраску ироническую (и шокирующую, так как у иудеев была запрещена продажа жен в рабство), его обеща­ние выплатить весь долг (если государь потерпит) абсурдно, прощение государем долга, по меньшей мере, неординарно, а раб, душащий и сажающий в темницу своего товарища за сравнительно скромный долг (сто динариев, соответствую­щие примерно четырехмесячному заработку), неимоверно жесток. Истязания, которым государь подвергает немило­сердного раба, символизируют вечное наказание и указыва­ют на ложность ученика, который не прощает от чистого сердца своему собрату. Фраза «пока не отдаст ему всего дол­га» подразумевает вечность наказания, поскольку немило­сердный раб не может надеяться выплатить все. У людей нет искреннего сожаления о своих грехах перед Богом, коль ско­ро они не прощают тех, кто согрешил против них. Прощение должно быть рождено в сердце, точно так же, как получено. Если прощения в сердце нет, это свидетельствует, что мило­сердие Божие не только не оценено, но и не принято

Развод и новый брак

По пути в Иерусалим Иисус приходит в южное Заиорданье, где некие фарисеи подвергают Его испытанию, предложив Ему проблему толкования, о которой спорили их равви: дозволяет ли Моисеев закон разводиться с женой вообще по любой причине (мнение равви Гиллеля и его последовате­лей) или же только по причине ее безнравственного поведе­ния (мнение равви Шаммая и его последователей; см. Вт. 24:1, и в особенности — малопонятное выражение «находит в ней что-нибудь противное»). В то время как фарисеи утвер­ждают, будто бы Моисей заповедовал разводиться, Иисус указывает, что Моисей всего лишь позволил это. См. Мф. 19:1-12. Судя по реакции учеников, решивших, что, соглас­но учению Иисуса, лучше уж не жениться вовсе, они расце­нили упомянутое им допустимое исключение в случае пре­любодеяния как относящееся только к разводу, а не к пов­торному браку (ср. Мф. 5:31-32, где о повторном браке мужа ничего не сказано, когда речь заходит о допустимости иск­лючения в случае прелюбодеяния жены). В таком случае, коль скоро ученики правильно поняли Иисуса, Он по-ново­му определяет развод: как расторжение брачного союза без права на повторный брак.

Скопцы

Следующее высказывание Иисуса о скопцах — о тех, кто родился скопцом, о тех, кто был оско­плен врагами или хозяевами, и о тех, кто сам себя оскопил — по-видимому, описывает в такой терминологии холостую жизнь человека, который развелся со своей женой из-за ее прелюбодейства и, ради приобщения к Царству Небесному, не вступил в повторный брак. В противном случае, в этом вы­сказывании Иисуса речь идет о самооскоплении.

Точно так же, как в предшествующем повествовании про­должала отслеживаться тема жизни сообщества, которой была посвящена беседа в Мф. 18, здесь в повествовании при­нимается к рассмотрению еще один вопрос жизни сообщест­ва верующих: приобщение к Церкви детей. Упрек учеников пришедшим к Иисусу детям основан на общепренебрежи­тельном отношении к детям в древнем мире.

Совершенство

Антиподом по отношению к пришедшим к Иисусу детям выступает ото­шедший от Него с печалью богатый юноша. Фраза «если хо­чешь быть совершенным» означает также «если хочешь быть взрослым» и связана с юным возрастом богача. Такое совершенство или зрелость соотносятся с ученичеством са­мим по себе, а не с некоей повышенной его ступенью. См. Мф. 19:13-26.

В отличие от юного богача, замечает Петр, он сам и дру­гие ученики все оставили, чтобы последовать за Иисусом. И Петр интересуется, какова же будет их награда. В словах Иисуса нет упрека, они прямо отвечают на поставленный во­прос, обещая, что при возрождении Израиля Двенадцать ся­дут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. См. Мф. 19:2720:16. В обещании Иисуса двенадцати апостолам они соответствуют «первым», то есть первоначальным еврейским ученикам. Тогда «последними», по-видимому, должны быть позднейшие ученики из язычников (ср. пере­ход от миссии среди евреев к миссии среди язычников в Мф. 10 и поручение Иисуса апостолам научить все народы в Мф. 28:18-20). В целом, следовательно, этот раздел учит, что пришедшие позднее язычники должны невозбранно приниматься в сообщество Иисуса ранее вошедшими в него евреями.

Работники в винограднике

«Третий час» в притче о работниках в винограднике — это третий час от рассвета (девять утра), шестой час, соответ­ственно — полдень, и так далее. Те, кто был нанят около одиннадцатого часа (в пять вечера), работали всего один час. Динарий составлял нормальную дневную плату работника. Поскольку расчет производился ежедневно, хозяин поручил управителю раздать работникам деньги — но заплатить каждому за полный день и начать с нанятых последними, а закончить первыми. В обычном случае те, кто работал весь день, получили бы плату первыми и не смогли бы увидеть, что пришедшим последними платят столько же. Однако Иисус использует это нереалистичное обстоятельство, чтобы раскрыть смысл притчи в следующем Своем утверждении: точно так же, как хозяин не был нечестен с теми, кто работал весь день (они получили обговоренную плату сполна), а был только щедр с пришедшими последними, чтобы им хватило денег на пропитание (таких денег хватало только на самое необходимое), Бог по Своей щедрости дарует Свою благодать тем, кто ее не заслуживает.

Тема христианского сообщества продолжается в частях повествования, в которых говорится о принятии в сообщест­во слепых, хромых и детей. Данный раздел начинается с вос­хождения Иисуса в Иерусалим и заканчивается Его входом в город. Иисус снова предрекает Свою смерть и воскресение (Мф. 20:17-19), отвечает на просьбу о почестях указанием на Свое служение другим (Мф. 20:20-28), подает пример такого служения, вернув зрение двум слепым (Мф. 20:29-34) и вой­дя в Иерусалим и в храм, чтобы исцелить слепых и хромых и защитить детей, восклицающих Ему в храме: «Осанна!» См. Мф. 20:17 — 21:17. Сравним двух слепых в Мф. 20:29-34 и в Мф. 9:27-31. Повторяет ли Матфей рассказ для усиле­ния? В первом случае подчеркивается могущество Иисуса; в данном, в рамках общей темы христианского сообщества, — Его милосердие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...