Исцеление глухого и косноязычного человека
странствие на север, на восток и на юг, через Сидон и Десятиградие, возвращает Иисуса к морю Галилейскому. См. Мк. 7:31-37. На чрезвычайную трудность исцеления глухого и косноязычного указывает то, что в данном случае Иисус отводит его от толпы, использует физические средства, бросает взор на небо, вздыхает и произносит целительные слова. Вложение перстов в уши — выразительный жест, который символизирует и означает открывание ушей для слышания; сплевывание, словно освобождение отчего-то во рту, что мешает говорить внятно, — тоже выразительный жест, и — в сочетании с приложением слюны от здорового языка Иисуса к скованному языку глухонемого — помогает освободиться от преграды для речи. Настолько поразительно это чудо, что, несмотря на повеление Иисуса никому о нем не рассказывать, люди, приведшие глухого, предают этот случай гласности. Насыщение четырех тысяч Совершается еще одно чудо насыщения, но на этот раз довольно далеко от поселений, где можно было бы купить еды; и хлебов теперь семь, а не пять, рыб — несколько, а не две, число же людей составляет четыре, а не пять тысяч, и остатков набирается семь полных корзин вместо двенадцати (в отличие от Мк. 6:30-44). См. Мк. 8:1-9. Отметим, что опять не выражено никакого восхищения чудом. Кажется, никто даже не заметил, что свершилось чудо. Никаких небесных знамений Прибытие на лодке Иисуса с учениками в пределы Далмануфские задает некоторую загадку, поскольку из других источников о Далмануфе ничего не известно. Так как лодка отплыла со стороны Десятиградия (то есть восточного берега моря Галилейского), направилась она, вероятно, на Галилейский (западный) его берег. Где бы это в точности ни происходило, теперь фарисеи требуют от Иисуса знамения с неба, надо понимать — не еще одного из совершенных Им земных чудес, которые они склонны были объяснять данною Иисусу силою сатаны (Мк. 3:22-30), а небесного знака, поданного Богом. Иисус отвечает на их вызов, но не знамением с неба, а краткой отповедью, достаточно впечатляющей, чтобы отмести подобные претензии. Его вздох из глубины души, риторический характер Его вопроса, торжественный вводный оборот перед отказом («Истинно говорю вам») и усиливающая отрицание еврейская идиома в греческом тексте Марка («роду ли сему дастся знамение», что подразумевает: «никаких знамений не будет!») — все это подчеркивает категоричность Его отповеди. См. Мк. 8:10-21. При возвращении на восточный берег Иисус предостерегает учеников относительно «закваски фарисейской и закваски Иродовой», а они понимают это как намек на то, что они забыли взять с собой хлебов. Они ошибаются; однако и Марк не разъясняет, что здесь имелось в виду, поскольк Теперь Иисус и ученики прибывают в Вифсаиду, куда ранее не смогли попасть из-за противного ветра (Мк. 6:45-56). Здесь Иисусу предстоит исцеление слепого, сравнимое по трудности с уже совершенным Им исцелением глухого и косноязычного (Мк. 7:31-37). Опять Он ищет уединенное место и использует слюну как своего рода целительный бальзам. Этот случай труден, потому что исцеление происходит в два приема: 1) Сначала больной может видеть только смутно; люди на расстоянии выглядят для него словно деревья, многочисленные ветки и листья которых сливаются, особенно когда колышутся на ветру подобно мельтешащей толпе; 2) после еще одного возложения рук Иисуса зрение становится ясным даже на расстоянии. Указание идти домой, не заходя в селение, должно показать, что исцеление совершилось: бывшему слепому больше не нужны провожатые, которые отвели бы его домой; он способен сам найти дорогу. См. Мк. 8:22-26 у Иисус начинает говорить о другом. Иисус указывает на другую ошибку учеников: они не понимают, что Он чудесным образом создал изобилие хлебов при насыщении пяти тысяч и четырех тысяч человек. Поэтому им не следует думать, будто бы то обстоятельство, что у них только один хлеб на всех, может хоть в малейшей степени заботить Иисуса.
Исцеление слепого Теперь Иисус и ученики прибывают в Вифсаиду, куда ранее не смогли попасть из-за противного ветра (Мк. 6:45-56). Здесь Иисусу предстоит исцеление слепого, сравнимое по трудности с уже совершенным Им исцелением глухого и косноязычного (Мк. 7:31-37). Опять Он ищет уединенное место и использует слюну как своего рода целительный бальзам. Этот случай труден, потому что исцеление происходит в два приема: 1) Сначала больной может видеть только смутно; люди на расстоянии выглядят для него словно деревья, многочисленные ветки и листья которых сливаются, особенно когда колышутся на ветру подобно мельтешащей толпе; 2) после еще одного возложения рук Иисуса зрение становится ясным даже на расстоянии. Указание идти домой, не заходя в селение, должно показать, что исцеление совершилось: бывшему слепому больше не нужны провожатые, которые отвели бы его домой; он способен сам найти дорогу. См. Мк. 8:22-26 Исповедание Петра Вблизи Кесарии Филипповой, расположенной довольно далеко на север от моря Галилейского и отличающейся от Кесарии на Средиземноморском побережье, Петр (которого сначала звали Симон — см. Мк. 1:16 и Мк. 3:16) исповедует Иисуса как Христа. Петр выражает тем самым и мнение других учеников. Иисус запрещает им рассказывать об этом. Толпа уже чуть не задавила Его, даже когда думала, что Он — всего лишь Иоанн Креститель, Илия или другой пророк, вернувшийся на землю. Что произойдет, если люди убедятся, что перед ними — не кто иной, как Христос? См. Мк. 8:27 — 9:1. Человеческое, о котором думает Петр, сводится к ожиданиям, что Иисус не примет страдания, а будет править в качестве Мессии. Божие, о котором Петр не думает, состоит в необходимости того, чтобы сначала свершились смерть и воскресение Иисуса. Предсказание Страстей Суровость отповеди Иисуса Петру свидетельствует о том, как категорична эта божественная необходимость. В соответствии с нею Иисус призывает людей взять крест свой и следовать за Ним. Слово «крест» здесь подразумевает не весь крест, который слишком тяжел, чтобы его нести, а верхнюю перекладину, которую осужденного нередко заставляли нести к месту казни, встречая по пути град оскорблений от собравшейся толпы. Таким образом, взять свой крест и следовать за Иисусом — означает подвергнуться гонениям, открыто признав себя Его учеником. Предсказание Своей смерти и воскресения, свидетельствующее о Его божественном предведении, Иисус дополняет предсказанием удела тех, кто откликнется на Его призыв, и тех, кто не откликнется. Эти дополнительные предсказания подчеркивают необходимость отклика. И наконец, делается предсказание, что некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, вопреки кажущемуся отрицанию этого события страданиями Иисуса и учеников, как Царствие Божие приходит в силе
Преображение См. Мк. 9:2-13. Преображение Иисуса является исполнением Его только что сделанного предсказания о том, что некоторые из стоящих рядом увидят, прежде чем умрут, Царствие Божие, пришедшее в силе. Блистание одежд Иисуса и Его беседа с Моисеем и Илией показывают, что приближающиеся страдания Иисуса и учеников не противоречат пришествию Царства Божиего в силе. Об отсутствии такого противоречия свидетельствует и место действия — высокая гора, блистание одежд Иисуса, Его беседа с Моисеем и Илией (единственные в Ветхом Завете лица, которым Бог являлся на горе), страх учеников, глас Бога Отца, глаголющий, что Иисус — Его Сын возлюбленный и велящий ученикам слушаться Его. Запрет Иисуса ученикам рассказывать о том, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет, снова вызван необходимостью избежать скопления толп. Поскольку в Мал. 4:5 сказано, что Илия вернется перед наступлением дня Господня, и поскольку ожидалось, что в этот день произойдет воскресение мертвых, книжники утверждали, что Илия вернется перед воскресением мертвых. Поэтому ученики увидели в предсказании о том, что Иисус воскреснет, причем, по-видимому, до возвращения Илии, возможность противоречия. Иисус отвечает, что Илия и уже приходил в лице Иоанна Крестителя, и еще должен прийти — но не прежде страданий Иисуса; ведь Ему не было бы необходимости страдать, коль скоро Илия уже все вернул бы на свои места, то есть привел бы мир в состояние совершенства.
Изгнание беса Изумление толпы при виде Иисуса, сошедшего с горы Преображения, наводит на мысль о последних отблесках сияния Его одежд. См. Мк. 9:14-29. Особую трудность изгнания беса в этом рассказе подчеркивают неудача учеников, подробное описание признаков одержимости, приступ в начале исцеления, длительность болезни и частота припадков, многословность повеления Иисуса при изгнании и Его высказывание о том, что только молитва может оказаться действенной при изгнании духов сего рода. Могущество Иисуса, однако, так велико, что Он изгоняет беса без молитвы. Крик и сильные сотрясения, после которых отрок кажется мертвым, пока Иисус не поднимает его, указывают не столько на трудность изгнания, сколько на его успех и окончательность. Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и воскресения свидетельствует о Его божественном предведении. Невежество учеников оттеняет это предведение, а их страх — признак их благоговения перед Иисусом. См. Мк. 9:30-32. По возвращении в Капернаум божественная власть Иисуса проявляется в ниспровержении Им общепринятых представлений. Он приравнивает величие к служению, первых — к последним, а верующих детей — к Себе и к Богу. Он утверждает, что человек может быть предан Ему и ученикам, хотя и не ходит за ними. Лучше быть утопленным в море, чем соблазнить верующее дитя совершить грех. Лучше Огонь и соль увечное тело на небе, нежели невредимое — в геенне. Огонь суда прольется на всякого, как соль сыплется из солонки; поэтому старайтесь иметь в себе лучшую соль мирных отношений вместо раздоров со своими собратьями — другими учениками. Не существует возможности обрести мир вне сообщества учеников. См. Мк. 9:33-50. Развод и повторный брак На пути в Иудею через Заиорданье Иисус продолжает проявлять Свою власть Сына Божиего, ниспровергая общепринятые представления. См. Мк. 10:1-12. То, что фарисеи называют разрешением Моисея разводиться, Иисус называет заповедью Моисеевой, однако Он отменяет эту заповедь, указывая, что она написана из-за жестокосердия фарисеев, и апеллируя в обход Моисея непосредственно к первоначальному Божиему замыслу при творении. Согласно этому замыслу, человек не должен расторгать установленное Богом единство супругов. Поэтому, как Иисус позже разъясняет ученикам, повторный брак после развода представляет собой прелюбодеяние, то есть блуд с чужим супругом или супругой. В иудейском обществе только муж мог разводиться с женой, а не жена с мужем; и прелюбодеяние мужчина совершал по отношению к мужу другой женщины, поскольку она считалась его собственностью, а не по отношению к своей жене, которая тоже была не более чем собственностью. Однако в разъяснении ученикам статус жены более высок, так как в нем указывается, что прелюбодеяние совершается по отношению к ней, и упоминается (хотя и не одобряется) право языческих женщин разводиться с мужьями.
И снова Иисус ниспровергает общепринятые представления, уча как власть имеющий: взрослые должны подражать детям, приходящим к Иисусу и принимающим Царство Божие; богатому войти в Царство почти невозможно; оставивший свой дом и семью ради Иисуса и Евангелия получит во сто крат больше как во время сие, так и в вечности; Иисус примет смерть в Иерусалиме, куда направляется вместе с другими паломниками, а потом воскреснет; Его самоотверженное служение, включающее в себя смерть ради искупления многих, представляет собой пример служения для учеников, стремящихся к почестям. См. Мк. 10:13-45. Дети Иногда детей приносят к Иисусу, чтобы Он коснулся их для благословения, а не для исцеления. Фраза «как только один Бог» (Мк. 10:18) перекликается с Мк. 2:7, где Иисус прощает грехи, как Бог, так что и здесь Иисус подразумевает Свою божественность, связывая предполагаемую в Нем благость с безраздельностью благости Бога. Богатство Указание на то, что благ один только Бог, предваряет указание на недостаточность даже полного соблюдения заповедей Божиих тем человеком, который стремится к вечной жизни. Для этого богатый человек должен продать все свое имение, деньги раздать нищим и следовать за Иисусом. Иудейские равви запрещали раздавать все имение, чтобы человек не оказался вынужден жить за счет подаяния. Ученики озадачены, поскольку они, как и большинство людей, считали богатство благословением от Бога (см., например, Иов 1:10; Пр. 10:22), а не препятствием для входящих в Божие Царство. Верблюд, несущий на себе бремя, не может пройти через узкие ворота, тем более через ушко иголки, а богатство — это бремя, которое только Бог способен снять с его жертв. Сообщество учеников и их семей даст во сто крат больше новых домов, братьев, сестер и всего остального тем, кто все оставил, чтобы последовать за Иисусом. Изумление и страх тех, кто идет с Иисусом в Иерусалим, оттеняют Его изображение у Марка в качестве Сына Божиего и Христа. Он обладает божественным предведением и способен предсказать как судьбу учеников, так и Свою Чаша и крещение «Чаша и крещение» означают страдание и смерть. Страдания и смерть Иисуса в качестве искупления спасут «многих». Дорога, идущая из Иерихона на запад и немного к югу, ведет в Иерусалим. Обычно толпы стекались к Иисусу в ожидании чуда, но сейчас они, по-видимому, жаждут, чтобы Он, прибыв в Иерусалим, вновь установил царство Давида (ср. Мк. 11:9-10). То, что Он идет во главе их в Иерусалим, наверняка означает, что Он собирается объявить войну, разбить римлян и взойти на престол Давида (ср. Мк. 10:32). См. Мк. 10:46-52. Следование за Иисусом по дороге создает контраст с сидением на обочине дороги и доказывает, что Вартимей — больше не слепой и не нищенствует. Он выпрашивал деньги у прохожих, но нуждался в исцелении от Иисуса — и получил его. Торжественный вход См. Мк. 11:1-10. Гора Елеонская находится сразу за долиной потока Кедрон к востоку от Иерусалима. Поэтому путь Иисуса и других паломников из Галилеи проходит по этой горе, через Вифанию на ее южном склоне, а также через Виф-фагию, вероятно, на ее западном склоне, обращенном к Иерусалиму. В эпизоде с поиском молодого осла проявляется божественное предведение Иисуса: Он в мельчайших деталях предсказывает, как будет найдено искомое. Право реквизировать осленка дает божественная сущность Иисуса; и то, что Он едет верхом, в то время как остальные идут пешком, соответствует этой сущности. То же самое можно сказать в отношении седла из пожертвованных одежд, покрытия из таких одежд и срезанных ветвей на дороге и в отношении приветственных восклицаний толпы. Первоначально слово «осанна» означало «спаси сейчас», то есть было молитвой, но со временем стало означать просто приветствие. Даже высшие небеса присоединились к этому восклицанию. Итак, Иисус входит в Иерусалим и храм, чтобы осмотреть их. Время уже слишком позднее для того, чтобы предпринять что-либо в отношении того, что Он видит, и Он знает, что в Иерусалиме у Него есть враги (см. Мк. 10:33-34); поэтому Он с апостолами удаляется и проводит ночь в Вифании. См. Мк. 11:11-26.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|