Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика 1А класса. Организация исследования готовности детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию к обучению в школе




Характеристика 1А класса

В классе 30 человек: из них – 12 девочек, 18 мальчиков, разного уровня способностей. За прошедший год начал формироваться коллектив, но формирование коллектива нужно продолжить далее, так как есть дети, пришедшие в этом учебном году. Ребята охотно приняли их, помогают им адаптироваться в новом коллективе и школе.

У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Половина учащихся выбирают «Любимым предметом» математику, окружающий мир, ИЗО, физкультуру, английский язык. Немногим нравится русский язык, литературное чтение, технология, татарский язык. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны.

В классе преобладают познавательные ценности.

Коллектив дружный, дети уважительно относятся к взрослым и друг к другу, присутствует взаимовыручка. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. Конфликты ещё в коллективе возникают, но стараемся быстро их разрешать.

Явного лидера в классе нет, но ребята проявляют уже активность в подготовке мероприятий, готовятся к традиционным классным часам. Есть в классе и «одиночка», который пытается не вступать в беседы с другими учениками.

Дети пытаются организовать свою деятельность, но под чутким руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать в 3 классе.

Многие ребята добрые, отзывчивые, спокойно реагируют на замечания и стараются не нарушать правила поведения в школе. Но на некоторых учеников необходимо обращать внимание в плане дисциплины.

По развитию дети в классе неодинаковые. Из ребят можно выделить более активных, способных. Эти дети быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Есть дети, которые бывают пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле.

Все учащиеся физически развиты. Освобождённых от занятий физической культуры нет. Есть дети с ослабленным здоровьем.

Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в музыкальных и художественных школах.

В классном коллективе высокая познавательная активность и творческие способности. Дети проявляли своё творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, создании проектов по предметам, изготовлении поделок на выставки, участии в выставке рисунков. Большую помощь в этом оказывали родители.

За прошедший год было проведено много внеклассных мероприятий: классные часы, праздники, беседы, викторины, конкурсы. На все праздники приглашались родители, которые были активными их участниками: «Здравствуй, школа! », «Новогодний праздник» и др. Всё это способствовало сплочению школьного коллектива.

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.

 

 

Приложение 2

Организация исследования готовности детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию к обучению в школе

Подбор методик исследования готовности детей к обучению в школе

Цель исследования – сравнение особенностей социально-психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошкольнее образовательнее учреждение.

Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад №23» города Магнитогорска.

Для исследования были определены две группы детей.

Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 15 человек.

Вторая группа состояла из детей, не посещающих детский сад, проживающих в городе Магнитогорск, посещающих дошкольное образование в семейной форме, в количестве 15 человек.

Нами были проведены следующие методики:

- рисуночный тест «Моя семья», «Мой воспитатель» для изучения отношений дошкольников к взрослым;

- метод социометрического исследования «Два домика» Т. Д. Марцинковской;

- методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л. И. Божович;

- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина (Приложение 3).

Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине социально – психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению. Все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени социально – психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. В нашем исследовании мы хотели увидеть, умеет ли дошкольник общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. Опыт общения с чужими взрослыми, приобретенный ребенком в дошкольном детстве, с поступлением в школу переносится на ситуацию школьного обучения и определяет характер отношений маленького ученика к учителю.

Нами использовались рисуночные тесты «Моя семья» и «Мой воспитатель», так как они отражают в первую очередь, не сознательные установки ребенка, а его бессознательные импульсы и переживания. Во-вторых, эти методики очень информативные, то есть позволяют выявить множество психологических особенностей ребенка. Именно эти рисуночные тесты «Моя семья» и «Мой воспитатель» направлены на изучение особенностей отношений дошкольников к близким взрослым.

Исследование проводилось с подгруппами детей по пять – шесть человек и состояло из двух серий. В первой серии проводилось рисование на тему «Мой воспитатель», во второй серии – «Моя семья». Рисунки выполнялись акварельными красками.

До начала рисования детям предлагались разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагалось сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится, а какой не нравится. Затем вновь давались такие же листы бумаги, на любом из которых предлагалось нарисовать рисунок на ту или иную тему. Время выполнения задания не ограничивалось. После выполнения рисунка ребенку задавались вопросы.

В группах детей дошкольного возраста существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее.

Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство». Однако более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая в отличие от лидерства не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Поэтому в нашем исследовании, была взята методика социометрического исследования «Два домика».

Диагностика с дошкольниками проводилась индивидуально. В присутствие ребенка были нарисованы два домика черным и красным карандашом. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Затем ребенку давалась инструкция.

Результаты фиксировались с помощью протоколов. Далее результаты вносились в сводную таблицу. Напротив фамилии каждого ребенка отмечалось количество случаев, когда его выбирали сверстники и случаи когда он был ими не выбран.  

При анализе результатов в данной методике важным показателем являлась также взаимность выборов детей.

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л. И. Божович позволяет определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить есть ли у них интерес к обучению, а также выявить уровень готовности ребенка к обучению в школе. По результатам 35 обследования при помощи данной методики полностью готовым к обучению в школе является ребенок, который в итоге набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Итоговым показателем считается 0-3 баллов низкий уровень, 7-10 баллов средний уровень, 14-16 баллов высокий уровень.

 

 

Приложение 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...