Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации педагогам и родителям детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию к обучению в школе




 Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с режимом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел справиться с пятнадцатью и более детьми, причем с учетом их потребностей и возможностей.

В семье же «законы» диктует быт. А он не починяется ни возможностям, ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша удовлетворять свои потребности в игре, в общении, познании, самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с ребенком. И, как следствие, возникают конфликты.

Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья при подготовке к школе ребёнка, который не посещает ДОУ, имеет несколько функций:

- Мотивационная, т. е. родителям при подготовке ребёнка к школе, в первую очередь, нужно мотивировать его на школьное обучение, дать знания о школе, учителе, учебной деятельности.

- Интеллектуальная: здесь функция родителей заключается в том, чтобы дать детям определённую систему знаний об окружающем мире; научить учебным действиям – слушать, отвечать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, действовать по инструкции и по собственному замыслу; в максимально возможном развитии познавательных процессов – восприятие, мышление, воображения, память.

- Социальная – научить общаться со взрослыми и сверстниками, осознать нормы и правила поведения, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, действовать совместно с другими; развить необходимые личностные качества (целеустремлённость, настойчивость и др. ).

- Организационная – функция семьи состоит в том, чтобы организовать процесс подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ; систематизировать свои действия, опираясь на педагогическую литературу, результаты диагностик; в выборе образовательного учреждения, консультационного центра, помогающего в организации подготовки ребёнка к школе.

- Самообразовательная функция семьи в подготовке ребёнка к школе, не посещающего ДОУ заключается в следующем: освоение родителями элементарных, основных психолого-педагогических знаний и методик по оценке и развитию разных видов готовности (нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая, психологическая, речевая) детей к школьному обучению.

Следовательно, можно сделать вывод, что в процессе подготовки детей, не посещающих ДОУ, к школе родители должны учитывать выше перечисленные функции и использовать их при организации занятий с детьми.

Но также не стоит забывать о том, что существуют ещё и учреждения дополнительного образования (центры детского развития, воскресные школы, подготовительные классы при школах и др. ) в организации системной подготовки детей, не посещающих ДОУ, к школьному обучению. И они также выполняют определённые функции: мотивационную – формируют у детей мотивационную готовность к обучению в школе, все её компоненты (учебный, познавательный, социальный); интеллектуальная – формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные процессы и т. д. Поэтому, на наш взгляд, родителям (особенно тем, кому не хватает времени для самостоятельных занятий с ребёнком), чьи дети не посещают ДОУ, следует подумать о том, чтобы посещать подобные учреждения дополнительного образования.

Для решения проблем в организации процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, к школе мы разработали рекомендации для родителей:

1. Занимайтесь с ребёнком систематично.

2. Необходимо ориентироваться на личностные особенности каждого ребёнка.

3. Необходимо повышать уровень готовности детей к школе, которые не посещают ДОУ, а для этого родителям необходимо повышать собственные знания о школьной готовности (её видах, компонентах, методах и методиках), т. е. заниматься самообразованием.

4. Для самообразования используйте педагогическую, психологическую и практическую литературу.

5. Используйте специальные диагностики, тесты для выявления уровня готовности к школе вашего ребёнка.

6. Играйте с вашим ребёнком не только в сюжетно-ролевые, конструктивные и другие игры, но и в развивающие.

7. Читайте с ребёнком познавательные книги.

8. Развивайте познавательные процессы вашего ребёнка – восприятие, память, мышление, воображение.

9. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, любопытство.

10. Развивайте школьно-значимые психофизиологические функции (фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентация, координация в системе «глаз - рука») посредством специальных игр и методик.

11. Запишите вашего ребёнка в учреждения дополнительного образования (центр детского развития, подготовительные классы при школах и др. ) для достижения наилучших результатов в подготовке к школе.

12. Сводите ребёнка на экскурсию в школу (желательно в ту, в которой он будет учиться), по возможности познакомьте с будущим учителем.

Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

Главное требование – это постоянное сотрудничество ребёнка с членами семьи.

Как уже говорилось, родители, осуществляя подготовку детей к школе, основное внимание уделяют развитию и формированию специальных навыков (чтение, письмо) и чаще всего не обращаются к формированию общей готовности. Они забывают (или не знают), что также важно сформировать у ребёнка психологическую, нравственную, интеллектуальную, физическую и речевую готовность к школе.

Главными функциями семьи при организации подготовки ребёнка, не посещающего ДОУ, к школе, являются: мотивационная, интеллектуальная, социальная, организационная, самообразовательная. На наш взгляд данные функции тесно пересекаются с функциями дошкольных учреждений.

Понимая важность подготовки детей к школе и на основе результатов диагностического исследования готовности к школе детей, было решено предложить методические рекомендации педагогам, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

В. В. Зинченко, была разработана методика активизации межсубъектных взаимодействий обучающихся на основе их включения в коммуникативные ситуации, которая отражает логику поэтапного формирования социальной активности.

В основе данной методики лежит включение детей в:

- формирование социального доверия друг к другу;

- развитие социальных эмоций;

- формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;

- развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

1. Коммуникативно-исполнительские ситуации предполагают формирование у детей потребности налаживании межличностных контактов в ходе совместной деятельности, при этом процесс межличностного взаимодействия основывается на четком исполнении этических норм и правил поведения в обществе, которые подробно разъясняются перед началом совместной работы, а затем многократно повторяются по ходу ее выполнения.

2. Коммуникативно-адаптивные ситуации направлены на формирование у детей стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности; они организуются на различных мероприятиях.

3. Следующая группа заданий называется коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие у детей умений и навыков анализа собственной позиции в процессе взаимодействия с партнерами и оценки результата совместных действий.

Ситуации данного типа предполагают определенный уровень сформированности рефлексивного компонента у детей, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности.

Для преодоления отчуждения между детьми, еще мы советуем педагогам использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты.

Проводя эти игры, нужно поручать «пренебрегаемым» и «изолированным» детям роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, на сколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Таким образом, отмечаем, что при целенаправленном оптимальном создании необходимых педагогических условий, возможно сформировать высокий уровень готовности к обучению в школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...