Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности размещения торговой сети в России 1988 - 2009 года

 

Ранее основными требованиями при размещении сети магазинов являлись сокращение издержек потребления, обеспечение высокого качества обслуживания и широкого выбора товаров в каждом торговом предприятии, достижение оптимальных экономических показателей их хозяйственной деятельности и высокой эффективности капиталовложений на строительство торговой сети.

При этом важными факторами, оказывающими существенное влияние на размещение магазинов, являлись величина и форма города (компактная, расчлененная, линейная, расчленено-линейная), функциональное зонирование городской территории, деление селитебной площади на планировочные и жилые районы, а также микрорайоны, этажность жилой застройки, городские транспортные связи, направление и интенсивность потоков движения.

В практике городской торговли сложились три основных принципа размещения розничной торговой сети: равномерное, групповое и ступенчатое (концентрическое).

При равномерном размещении торговой сети магазины одинакового товарного профиля располагаются в плане города в соответствии с плотностью населения, определяемой численностью жителей на 1 кв.м. жилой застройки. По этому принципу размещаются магазины, торгующие товарами массового, повседневного спроса и обслуживающие, в основном, постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение торговой сети предполагает территориальное сближение магазинов различного товарного профиля, торгующих товарами, связанными между собой в спросе или взаимозаменяемыми. Этот принцип размещения торговой сети характерен для исторически сложившихся районов города, где создание комплекса различных специализированных магазинов позволяет сократить затраты времени населения на приобретение покупок. Целесообразно при отсутствии универсальных продовольственных магазинов в старых районах города территориально сближать различные специализированные магазины, торгующие в совокупности всеми группами продовольственных товаров.

Более широкое применение в 1980-е годы находит в городах ступенчатое или концентрическое размещение торговой сети, основанное на классификации товаров в зависимости от частоты спроса. С учетом этого первая ступень обслуживания включает предприятия, осуществляющие продажу товаров массового спроса, последующие ступени - предприятия, торгующие или только товарами периодического спроса и длительного пользования, или всеми товарами. Таким образом, район обслуживания крупного магазина широкого профиля или магазина узкой товарной специализации включает районы деятельности магазинов, торгующих товарами массового спроса.

В соответствии с этим принципом в городах рекомендовалось создавать три зоны обслуживания, соответствующие градостроительным единицам современного города. Основным торговым предприятием первой зоны обслуживания - микрорайонов - был продовольственный магазин самообслуживания. В некоторых микрорайонах дополнительно создавались непродовольственные магазины по продаже товаров массового спроса (галантерейных, канцелярских или хозяйственных).

Во второй зоне обслуживания - жилом районе - размещались магазины по продаже товаров периодического спроса. Как правило, это был небольшой районный универмаг или группа специализированных магазинов.

В третьей зоне обслуживания - центре города - размещались предприятия, торгующие в совокупности всеми товарами. Однако товары относительно редкого, эпизодического спроса должны были преобладать в ассортименте таких магазинов. Основным торговым предприятием этой зоны обслуживания был универмаг общегородского значения.

Практика трехступенчатого размещения торговой сети выявила ее существенные недостатки. В микрорайонах, например, создавались небольшие продовольственные магазины, что не обеспечивало широты ассортимента товаров и отражалось на качестве обслуживания населения. При этом магазины, как правило, размещались в глубине микрорайонов, что вызывало увеличение времени на приобретение покупок и исключало возможность попутно пользоваться их услугами покупателям других районов. Это не обеспечивало достижения оптимальных экономических показателей их деятельности.

Кроме того, отсутствие четкого разграничения между товарами периодического и редкого спроса приводило к распылению товаров сложного ассортимента между второй и третьей зонами обслуживания и как следствие этого - замедляло оборачиваемость товаров и увеличивало затраты времени населения на посещение магазинов.

В связи с этим Министерством торговли СССР была рекомендована новая двухступенчатая система размещения торговой сети, в соответствии с которой все предприятия торговли подразделяются на две группы:

предприятия жилой зоны, обслуживающие население по месту жительства в пределах пешеходной доступности;

предприятия общегородского значения, обслуживающие население города с учетом транспортной доступности.

В жилой зоне размещаются универсамы, район деятельности которых определяется допустимым временем пешеходной доступности в пределах 7-10 минут и ограничивается радиусом обслуживания до 500 м. при низкой плотности застройки допускается увеличение радиуса обслуживания до 700 м., и наоборот, в районах с особо холодным или жарким климатом, а также в городах со сложным рельефом или планировочными ограничениями возможно уменьшение предельного радиуса обслуживания до 500 м.

Сеть универсамов должна размещаться на территории города равномерно, с учетом плотности населения, на пути основных людских потоков вблизи остановок городского транспорта. При этом границы зон обслуживания универсамов могут не совпадать с границами микрорайонов. Каждый универсам может обслуживать не только население того микрорайона, в котором он размещен, но и прилегающих микрорайонов в пределах допустимого радиуса обслуживания.

В целях обеспечения комплексного обслуживания населения, экономии свободного времени трудящихся, повышения эффективности строительства и эксплуатации предприятий целесообразно размещать универсамы в торгово-бытовых центрах, в состав которых, кроме того, должны включаться предприятия общественного питания (столовые, кулинарные магазины) и бытовые предприятия (приемный пункт прачечной, химчистка, мастерские по ремонту обуви и другие). Подсчитано, что стоимость строительства магазинов в составе торгово-бытовых центров снижается по сравнению со строительством таких же предприятий в отдельно стоящих зданиях в среднем на 20-23%.

Основными предприятиями второй зоны обслуживания - зоны общегородского значения - являются универмаг, торгующий, в основном, товарами периодического спроса и длительного пользования, и магазин типа "Гастроном". Эти предприятия целесообразно размещать в составе торгового центра общегородского значения на одной из главных магистралей города, вблизи городского административно-общественного центра, у пересадочных транспортных узлов.

Специализированные магазины, являющиеся предприятиями общегородского значения, могут размещаться как в административном центре города, так и на основных транспортных магистралях.

Таким образом, непродовольственные товары сложного ассортимента, в основном, концентрируются в магазинах общегородского значения. В то же время продажа таких товаров массового спроса, как электротовары, канцелярские, игрушки сосредоточена в жилой зоне.

В настоящее время постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...