Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы размещения предприятий

 

Размещение отраслевых комплексов, социальной инфраструктуры, а также хозяйства экономических районов характеризует систему территориальной организации народного хозяйства. Размещение предприятий является объектом территориального планирования, которое предусматривает разработку схем развития и размещение отраслей хозяйства, предприятий областей и экономических районов. На основе отраслевых и территориальных схем составляют генеральную схему размещения предприятий страны.

В научных исследованиях территориальной организации народного хозяйства используется широкий спектр методов, среди которых ведущим является системный анализ. С его помощью можно сравнивать различные варианты решений проблем с усовершенствованием размещения торговли и выбирать для практического использования лучшие в интересах регионов и государства, в целом.

Системный анализ делает возможным рациональное использование различной информации, даёт возможность чётко определить каждую проблему, выявить цель и выбрать наиболее эффективные методы её решения. Научная разработка экономико-математических методов не только расширила применение системного анализа размещения предприятий, но и придала целенаправленный и вариантный характер экономическим расчётам.

В проектных разработках, при обосновании размещения предприятий наиболее распространенными являются экономические методы. Несложные балансовые расчёты производства и потребления товаров в районах принадлежат к приближённым методам, которые ещё называют традиционными. Сложные балансовые расчёты на ЭВМ принадлежат к точным или новым методам.

Наиболее распространенным в планировании территориального хозяйства является балансовый метод. В предплановых исследованиях широко используется система материальных, финансовых и других балансов. Разрабатываются балансы трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, которые согласуются с товарными фондами, территориальные балансы мощностей строительных организаций, балансы местных строительных материалов, изделий металлообрабатывающей промышленности межотраслевого использования и др. Балансы подразделяют на отчётные и плановые. Научно-исследовательские учреждения постоянно проводят специальные исследования по совершенствованию региональной системы балансов. Особое значение имеют разработки отчётных межотраслевых балансов производства, распределения и потребления товаров в областях и экономических районах.

Технико-экономические расчёты в основном применяются на проектной стадии обоснования размещения предприятий и территориального развития производства. Сравнительную эффективность разных вариантов районного размещения предприятий и комплексов определяют на основе расчёта поточных (себестоимости) и сравнения одноразовых (капитальных) затрат. При выборе мест размещения учитывают показатели материало-, энерго-, фондо- и трудоёмкости товаров. Особую роль играют показатели водоёмкости и транспортабельности товаров.

Технико-экономические показатели анализов территориальной организации народного хозяйства рассчитывают определением размеров соответствующих затрат на производство единицы товаров. Затраты отдельных ресурсов и выпуск новой товаров целесообразно определять в стоимостном или в натуральном вычислении.

1. Материалоёмкость торговли:

 

Мм = Зм /Вг,

 

где Зм - затраты материалов, руб., т;

Вг - годовой выпуск товаров, руб., шт., т.

2. Энергоёмкость торговли:

 

Эм = Зэ/ Вг,

 

где Зэ - затраты энергии, кВт/час.

3. Трудоёмкость торговли:

 

Тм = Зт/ Вг,

 

где Зт - затраты труда, человеко-часы.

4. Водоёмкость торговли:

 

Вм = Зв/ Вг,

 

где Зв - затраты воды, л.

5. Фондоёмкость торговли:

 

Фм = Сф/ Вг,

 

где Сф - стоимость основных фондов, руб.

6. Капиталоёмкость сбыта:

 

Км = Скв/ Вг,

 

где Км - стоимость капиталовложений на сооружение объекта, руб.

7. Транспортабельность товаров:

 

Тп = Зпр/ Вг,

 

где Зпр - затраты на перевозку товаров, руб.

8. Себестоимость товаров:

 

С = Сз + См + Зо,

 

где Сз - закупочная стоимость товара, руб.

См - стоимость упаковочных материалов, топлива, энергии и других предметов труда и амортизационных отчислений, руб.;

Зо - затраты на оплату труда и реализацию товаров, руб.

При определении эффективности функционирования хозяйства предприятия используют систему стоимостных показателей: валовую и товарную продукцию, численность работников, производительность труда, стоимость основных производственных фондов, материальные затраты и капитальные вложения.

Анализ территориальной организации хозяйств предусматривает использование экономико-статистических методов. Среди них наиболее распространенными являются вычисления индексов и средних величин, корреляционный анализ, группирование и графоаналитический метод.

К традиционным методам анализа размещения предприятий принадлежат сравнительный способ изучения экономических и экономико-географических явлений, их конкретизация и генерализация. Заимствованным из экономической географии, который широко используется в прикладных разработках, является картографический метод. Экономическое картирование является наглядным и конкретным инструментом при исследовании территории, анализе особенностей размещения и взаимосвязи предметов и явлений. Особое значение имеет измерение экономических расстояний (по изолиниям тарифов на перевозку пассажиров и грузов), плотности населения. Определенный интерес представляют карты статистических поверхностей (плотности основных фондов в расчёте на 1 кв.км поверхности и на 1000 чел.), которые дают возможность установить взаимосвязи экономических явлений с местными условиями.

При моделировании размещения торговли на перспективу довольно широко используют нормативный метод, роль которого важна и в рыночных условиях.

Однако современные экономические явления и процессы, присущие территориальному размещению торговли, очень часто имеют массовый характер и обусловлены сложным комплексом причин. Потому анализировать их можно только при помощи точных количественных методов исследования, которые называются экономико-математическими методами. Сущность последних состоит в формализованном описании экономических явлений и процессов в виде соответствующих моделей - систем математических уравнений.

Чаще используют два вида экономико-математических моделей - балансовые и оптимизационные Балансовые модели строят в виде систем шахматных таблиц, к ним относятся балансы затрат и выпуска товаров, капитальных вложений, трудовых затрат и природных ресурсов. Очень широко используются на практике межотраслевые и межрайонные балансы производства и распределения.

Оптимизационные модели являются высшей формой технико-экономических расчётов. Их основное назначение - выбор оптимального варианта размещения не только предприятий и отраслей, но и территориально-производственных комплексов. В оптимизационных моделях условия задач и решения их могут быть представлены в табличной (матричной) или графической форме. Поскольку номенклатура готовой товаров в стране насчитывает более десятков миллионов единиц, которые производятся и потребляются в тысячах пунктах с присущими им технологиями и видами транспорта, количества связей, которые реально возникают в хозяйстве, может достичь астрономической цифры. Потому разработать модель развития и размещения предприятий в масштабах страны практически невозможно. В связи с этим следует использовать систему моделей.

В настоящее время экономико-математическое моделирование используется для моделирования территориальных пропорций развития хозяйства, формирования хозяйства регионов страны. Проблему создания экономико-математических моделей территориальных пропорций впервые обосновал академик В.С. Немчинов. Под руководством М.Н. Албегова разработана система моделей размещения отраслей хозяйства, основой, которой считают модель размещения промышленного производства, которая имеет две характерные особенности:

· условия развития и размещения каждого предприятия в отдельном районе, представленные в виде функции, которая характеризует изменение затрат в отрасли в целом в зависимости от объёмов производства её товаров в этом районе;

· экономические показатели производства товаров в отдельных районах и перевозка её представлены в виде коэффициентов целевой функции, в расчётах которой широко используются прямые затраты. Основной целью исследований при помощи этой модели является определение основных территориальных пропорций размещения отраслей промышленности. Модель даёт возможность сделать вариантные расчёты для определения влияния наиболее важных факторов размещения торговли. Так, изменяя вычисления на предельно допустимые размеры использования трудовых, водных и других ресурсов в отдельных районах, можно исследовать влияние на формирование территориальных пропорций.

Выбор места расположения

 

Применительно к комплексу торгового маркетинга целесообразно дополнительно выделить еще три важных фактора - месторасположение, персонал и оформление. Поэтому следующим фактором является месторасположение. Удачное месторасположение торгового предприятия обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество, поскольку, к примеру, сервис, ассортимент - все это непостоянно и может меняться. Уровни расположения подразделяются по таким направлениям: регион (часть территории страны или город), область торговли (сектор, содержащий потенциальных покупателей, а также часть города или город в целом в зависимости от типа магазина) и конкретное место. Основные факторы, которые определяют привлекательность выбираемого места, включают показатели общего размера целевого рынка, темпов роста населения, распределения и стабильности доходов, размера и состава семьи, уровня и стабильности занятости, уровня конкуренции и, кроме этого, расположение автомагистралей и оживленных улиц, плотность пешеходного и автомобильного движения. Также при выборе места исследуются схема дорог, видимость, размещение рядом магазинов, работающих на один целевой сегмент (например, одежда и обувь). Интенсивность автомобильного и пешеходного движения (рост вероятности того, что кто-то зайдет в торговое предприятие) устанавливается обычно путем маркетингового наблюдения. Помимо этого изучаются возможность свободного доступа в магазин (отсутствие естественных и искусственных препятствий) и его видимость для пешехода и автомобилиста издалека.

Решения по организации розничного предприятия

Основой успешной деятельности розничного предприятия является его размещение на пути движения людских потоков. Это, прежде всего, центр города, центры городских районов, основные транспортные магистрали, зоны метро, центральные проспекты и улицы. Однако, затраты на аренду или покупку помещения для предприятия здесь также самые высокие. Возможно изолированное или групповое размещение предприятий торговли. При выборе места для розничного магазина необходимо принять во внимание зону тяготения покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места проживания или прохождения на работу (с работы). Учитывая большую насыщенность розничными торговыми точками всех районов города, необходимо рассчитывать только на тех покупателей, которые могут находится от магазина в радиусе, равном 400-800 метров. Для размещения предприятия необходимо нанести на карту района все действующие торговые точки аналогичного профиля, включая рынки, лари и прочее, а также маршруты движения транспорта и реальные маршруты движения пешеходов. Наконец, следует оценить количество проживающих в этом районе, число, тип и размер расположенных поблизости предприятий, количество приезжающих на работу из других районов города. Необходимо информация о потенциальных конкурентах в этом районе, о потребностях в товарах, которые планирует продавать новый магазин.

По итогам анализа устанавливается потенциальное число покупателей, которые будут пользоваться услугами открывшегося нового розничного предприятия. Как показывают опросы населения, на выбор места покупки влияют следующие факторы:

цена - 38 %

качество - 38 %

ассортимент - 42 %

персонал - 27 %

удобство расположения - 35 %

сервис - 10 %

услуги - 27 %

стимулирование покупок - 5 %

реклама - 15 %

атмосфера - 18 %

репутация - 20 %


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...