Реальность данной схемы в п.г.т. Сивельский Ленинградской обл.
Посёлок городского типа Сиверский. На железной дороге Санкт-Петербург - Варшава это станция Сиверская. Транспортный узел. Городское поселение Сиверское находится в южной части Гатчинского района Ленинградской области. Численность населения более 12 тыс. человек. Промышленность достаточно развита (3 завода), и на данный момент здесь работает около 130 различных предприятий. Это дачный поселок и место отдыха, поскольку сюда приезжают на отдых жители Санкт-Петербурга, в летний период времени численность населения увеличивается в несколько раз. Поэтому все больше людей стремится приобрести недвижимость в Сиверском, но недвижимость в основном жилого типа то есть для отдыха. Поскольку предприятия торговли загружены в основном в летний сезон и обслуживают туристов и дачников, то развитие стационарной сети промтоваров на наш взгляд в данный период неэффективно. А для коренных жителей в осенне-зимний период обеспеченность торговыми площадями на наш взгляд близится к оптимуму, поскольку наглядно видно, что часть уже имеющихся площадей простаивает или временно переоборудуется в неторговые. В "межсезонье" жизнь в поселке "замирает", объем продаж резко снижается. Ряд лет (последние 2-3 года) пророста населения и заметного роста товарооборота не наблюдается: местное население стремиться выехать на заработки в Петербург и Гатчину, а приезжие не стремятся здесь жить постоянно. Розничная сеть - это магазины, несущие единую философию. В сети должен быть однотипный товар, продаваемый в одинаковых условиях. Нами предлагается восстановить кооперативную сеть Гатчинского района, использовав несколько иные чем при социализме методы формирования бизнеса. Нам кажется что, плотность торговой сети Гатчинского района может быть увеличена. Это может произойти на основании соглашения между магазинами и другими коммерческими предприятиями, входящими в бывшую сеть потребкооперации. Одна из проблем, это негативная реакция районной администрации на воссоздание сети и объединение продавцов. Причина тому переоценка брэнда сети. Это другая крайность. Всем кажется что "потребкооперация" это устойчивый брэнд и на него надо делать ставки. Это ошибка. Некоторые петербургские компании в последние год-два пытаются рекламировать марку сети без привязки к продающемуся в них товару. Вряд ли израсходованные на такую рекламу деньги окупятся. Покупателю не нужен ни магазин, ни тем более сеть - ему нужны товары, а еще вернее - какие-то ощущения, эмоции, связанные с ними. В случае дорогостоящих товаров покупатель тяготеет скорее к марке товара, чем к месту покупки.
3.2 Модель работы предприятия ООО “КООПунивермаг”
Объектом исследования является один из магазинов сети потребкооперации Гатчинского района. Данная сеть потребительского общества создана в начале 60-х годов и просуществовала до середины 90-х. После чего, отдельные магазины, пекарни и базы, столовые стали распродаваться в частные руки. Сеть Гатчинского района была ориентирована на потребителя и имела магазины в каждом крупном населенном пункте. Вместе с тем, сеть была малоподвижной и громоздкой. К началу 2004 года потребительская сеть практически распалась и был поставлен вопрос о ликвидации управляющего звена. Вместе с тем, отдельные магазины и склады, входящие в сеть став самостоятельными продолжали работать и развиваться. Примером нашего исследования является самый крупный узел торговли Гатчинского района - КООПУнивермаг. В 2004 году он обрел полную самостоятельность от сети потребкооперации и стал работать незвисимо от сети. В нем имеется 12 отделов, кафетерий, парикмахерская и мастерская по ремонту обуви.
Универмаг расположен в центре населенного пункта Комаричи, недалеко от железнодорожной и автостанции, на главной улице, где расположен райисполком. Напротив универмага имеется ресторан и столовая. Недалеко от универмага расположен новый узел связи. С другой стороны, невдалеке имеется районный Дом Культуры. Таким образом, универмаг занимает ведущее географичяеское положение в районе. По этому признаку соперничать с ним может только сеть мелких магазинчиков непосредственно расположенных на ул. Ленина в нескольких метрах от самого универмага. Это самое посещаемое место торговли в районе. Его режим работы предусматривает перерыв с 14 до 15 часов что отрицательно сказывается на объем е товарооборота, поскольку в это время магазины-конкуренты не закрываются. Универмаг располагает опытным персоналом сотрудников и зарекомендовал себя как надежный партнер в торговле со стороны поставщиков. Эксперты единодушны в том, что магазинам новых форматов предстоит жесткая ценовая война за средне - и малообеспеченные слои населения. В условиях конкуренции предприятие должно постоянно повышать свой потенциал для получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия (то есть его позиция на рынке) является интегральным показателем этого потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия. Поясним данное утверждение на примере (рис.1).
В отличие от одиночного магазина, сеть имеет ряд дополнительных расходов на содержание общей управленческой "надстройки". Но это позволяет повысить рентабельность каждого из магазинов. Превышение возросшей рентабельности над расходами на инфраструктуру и есть выигрыш от создания сети. Создавая сеть или один магазин, необходимо думать, что ты делаешь. Просто оборудовать площадь и поставить товар мало. Нужно знать, что ты хочешь открыть и для кого. Идеология определяет все, и количество магазинов и даже требования к их расположению. Если место входит в противоречие с идеологией - будут проблемы, если соответствует - успех. А массовый магазин создавать на отшибе неправильно.
Предположим, что за четыре года произошло относительное улучшение деятельности предприятия по сравнению с прежним уровнем развития. Одновременно большими темпами развивались лидеры отрасли. Таким образом, в действительности отставание предприятия от передовой мировой практики увеличилось - произошла деградация предприятия, снизился его потенциал. При сохранении данной тенденции предприятие не сможет заработать необходимую для его существования прибыль и будет вынуждено покинуть сферу большого бизнеса. Основными критериями оценки повышения потенциала являются: во-первых - качество продукции, во-вторых - себестоимость, в-третьих - способность предприятия выполнять заказы в запланированные сроки. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: - опытно-статистический; - экономико-статистический; экономико-математического моделирования; - комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:
Тож = Тф9м + Тож vkb
где Тож - ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.; Тф9м - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.; Тож vkb - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб. При этом:
Тож vkb > Т IVKB
где Т IVKB - плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):
Тсопс = Тож + Кув - К ум,
где Тсопс - сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; Кув - корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.; Кум - корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:
Тпг = Тсопс-Т%) /100,где Тпг - объем товарооборота на планируемый год, руб.;
Тсопс - объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.; Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %. Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (табл.4.1). Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:
К1 = (К1 + К2 + К3) / 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%; К2 = (К2 + К3 + К4) / 3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;
Таблица №8. Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота
К3 = (К, + К4 + К5) / 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.
Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:
= (Кn-К1) / (n - 1),
где - среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %; Кn - последний показатель в ряду выравненных средних, %; К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %; n - количество показателей выравненного ряда средних. Имеем:
= (4,8 - 5,0) / (3 - 1) = - 0,1%.
Значение прироста товарооборота на планируемый год (К6) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):
К6= К4+ 2 = 3,1 +2- (-0,1) = 2,9%.
Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиться в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:
Т5 = (159,1 102,9) / 100 = 163,8 тыс. руб.
При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели. Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота. Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции - тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота. Можно предположить, что розничный товарооборот торгового предприятия развивается по линейной функции:
у = а + bt,
где у - объем розничного товарооборота, руб.; t - фактор времени, год; a, b - параметры модели. Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:
Расчет параметров модели представлен в табл.4.2 Решив систему нормальных уравнений относительно параметров а и Ь, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:
yt = 125,74 + 6,58t.
Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.
Таблица №9. Расчет параметров модели
Для того чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.е. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%. В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота на будущий год:
уt+6 = 125,74 + 6,58t = 125,74 + 6,58 6 = 165,2 (тыс. руб.).
Для планирования объема товарооборота торгового предприятия может быть использована авторегрессионная модель вида:
у = а + bx + ct,
где у - объем товарооборота торгового предприятия, руб.; х - объем товарооборота торгового предприятия в предшествующем году, руб.; t - фактор времени, год. Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем товарооборота, являются товарные ресурсы. Товарооборот предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное соотношение между спросом и предложением товаров и, учитывая инерционность торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота остальных неучтенных факторов. Данные для расчета параметров авторегрессионной модели приведены в табл.4.3. Авторегрессионная модель имеет вид:
yxt = 5,02+ l,006x + 0,3t.
Из полученной модели следует, что при увеличении объема товарооборота торгового предприятия предшествующего года на 1 тыс. руб. товарооборот следующего года увеличивается в среднем на 1,006 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота увеличивается в среднем на 0,3 тыс. руб. Средний процент отклонений теоретических данных от фактических составляет 1,03%, что позволяет использовать модель для планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год.
Расчет параметров модели y=f+bx+ct
Уt+5=5,02+ 1,006x+0,31t = = 5,02 + 1,006 159,1 + 0,3 5 = 166,6 (тыс. руб.).
Результаты расчета объема розничного товарооборота торгового предприятия сведены в табл.4.4.
Таблица №11. Расчет объема товарооборота торгового предприятия на планируемый год
1-й вариант расчета - пессимистический, а 3-й - оптимистический. Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине:
Тпл = (163,8 + 166,6) /2 = 165,2 (тыс. руб.),
т.е. она равна объему товарооборота, рассчитанному по трендовой модели, которая, в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических. Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота. Повышение потенциала предприятия возможно за счет комплексного развития: · корпоративной культуры на базе СМК (QC, QA, QM) - для повышения качества; · методик ведения бизнеса - для снижения цены; · инфраструктуры бизнеса, базирующихся на информационных технологиях, сердцевиной которых является ERP - система, - для налаживания системы планирования и организации работ точно в срок. Выделяют пять уровней совершенства процессов на предприятии - уровней BPI: 1. Хаос. Предприятие данного уровня характеризуется дисбалансом коммерческих, производственных и финансовых целей. Предприятие рассматривается как совокупность отдельных элементов. Качество готовой продукции - величина случайная, цены - высокие. 2. Контроль. Основные цели предприятия сбалансированы. Процессы контролируемы. 3. Оптимизация. Основные процессы предприятия реорганизованы с целью упрощения. 4. Адаптация. Процессы предприятия синхронизированы с потребностями заказчиков. 5. "Мировой класс". Предприятие формирует на рынке спрос. Качество готовой продукции соответствует скрытым потребностям заказчиков. Понятно, что предприятие, находящееся на более высоком уровне BPI (рис.2), имеет преимущество перед теми, которые находятся на более низком уровне, предлагая необходимое потребителю качество по более приемлемой для него цене. Переход на более высокий уровень BPI реализуется за счет цикла совершенствования и предполагает постепенное (и, естественно, достаточное для выхода на новый уровень) развитие следующих факторов: · производственной философии (философия совершенствования - TQM, JIT); · методик ведения бизнеса (использование передовых методик управления предприятием - MRPII, ERP, CSRP, ERPII, ISO 9000: 2000); · ИС (внедрение и сопровождение информационных технологий, которые рассматриваются в качестве инструментов совершенствования, - ERP-система и др.). Рассмотрим этапы цикла совершенствования, которые идентичны алгоритму "работы по преодолению препятствий", предложенному Голдраттом [1]: 1. Описание текущих способов выполнения процессов предприятия. Определение препятствий в развитии предприятия. 2. Описание желаемых способов выполнения процессов предприятия с привлечением передового опыта (стандарты ИСО и ERP). Определение путей преодоления препятствий. Изменение в тех процессах, где хотя и не проявляются препятствия, но текущая деятельность не соответствует передовому опыту (best practice). 3. Обеспечение реализации на предприятии желаемых способов выполнения процессов с помощью ERP-системы и СМК (стандарт ISO 9001: 2000). Введение механизмов, которые должны обязывать всех работников следовать избранному пути развития. 4. Накопление статистики по состоянию процессов предприятия (на базе ERP-системы) и ее анализ. Определение качественных и количественных оценок процессов предприятия, то есть формирование модели нормативов и допустимых отклонений от нормативов, как для отдельных процессов, так и для всей деятельности предприятия. 5. Констатация достижения предприятием целей совершенствования (то есть выхода на вышестоящий уровень BPI) при использовании желаемых способов выполнения процессов. Это означает превращение желаемых способов в текущие. Цикл совершенствования подразумевает развитие методик ведения бизнеса на базе ERP-системы и СМК. Сердцевиной цикла является бизнес-моделирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|