Методы экспертного прогнозирования
Собственно к методам прогнозирования относятся четыре метода работы с экспертами. Это методы заочных и заочных опросов, метод комиссии и метод дельфи. Все остальные методы работы с экспертами предназначены для решения задач другого класса и могут использоваться для прогнозирования лишь в отдельных случаях. Метод заочного анкетирования заключается в том, что экспертам рассылаются анкеты с вопросами и просьбой ответить к такому то сроку. По приведенной выше классификации это заочный индивидуальный опрос. К его достоинствам относится самая низкая трудоемкость, к недостаткам – меньшая точность, так как каждый эксперт осуществляет прогнозирование только на основании своего представления об объекте прогнозирования и не учитывает все многообразие информации, имеющейся у других экспертов. Кроме того, всегда существует опасность того, что часть экспертов неверно поймут вопрос и у организаторов опроса нет возможности это выявить. Метод интервью заключается в том, что организатор прогноза последовательно встречается со всеми экспертами и лично их опрашивают. Это личный индивидуальный метод. В этом случае трудоемкость несколько возрастает (необходимо встретиться с каждым экспертом), но появляется возможность устранить проблему неверно понятого вопроса и точность за счет этого возрастает. В методе комиссии эксперты осуществляют прогнозирование, совместно обсуждая проблему. Это очный коллективный метод. Для прогнозирования по методу комиссии необходимо организовать встречу всех экспертов, для занятых людей это обычно далеко не просто осуществить. Но в результате возрастает точность прогнозирования так как нет проблемы неверно понятого вопроса (в процессе обсуждения легко выявляется неверное понимание сути обсуждаемого вопроса) и самое главное, у экспертов появляется возможность воспользоваться всем многообразием информации об объекте прогнозирования так как в процессе обсуждения эксперты высказывают различные точки зрения. В тоже время в этом способе существует и ряд негативных моментов, в основном психологического характера, не позволяющих полностью реализовать все возможности по повышению точности прогнозирования. К этим моментам относится эффект психологического давления мнения большинства и мнения авторитетов на индивидуальное мнение эксперта. Кроме этого услышать новую информацию об объекте прогнозирования мешает эффект первого слова. Он заключается в следующем: стремясь защитить свою компетентность в глазах других, эксперты склонны отстаивать ранее публично высказанную точку зрения, а значит, психологически менее склонны воспринимать другие, отличные от своей точки зрения, после того как публично высказали свою.
В отличии от трех предыдущих методов прогнозирования, имеющих как сильные так и слабые стороны, четвертый метод прогнозирования – метод дельфи – объединяет достоинства всех своих предшественников и тоже время свободен от большинства их недостатков. Он был разработан знаменитой консалтинговой фирмой "Рэнд корпарейшен" и назван в честь мифического дельфийского оракула – прорицателя, устами богов верно отвечавшего на любые вопросы жителей древней Греции. Он относится к методам коллективного заочного опроса экспертов и состоит из следующих этапов. 1. Экспертам рассылаются вопросы. 2. Для полученных ответов находятся медиана, первая и третья квартили. 3. Всех экспертов из первой и последней четвертей просят привести доводы в обоснование своих прогнозов. 4. Значение медианы, а также анонимные доводы экспертов, чьи прогнозы оказались в первой и последней четверти, рассылаются всем экспертам с просьбой еще раз осуществить прогнозирование с учетом этой дополнительной информации.
5. Для полученных ответов вновь находится медиана и первая и третья квартили. Если мнение экспертов остается по-прежнему не согласованным, то шаги 3 – 5 повторяются до получения требуемой степени согласованности. К достоинствам метода относятся малая трудоемкость, благодаря заочной форме опроса, и высокая точность, достигаемая за счет следующих факторов. Благодаря аргументам экспертов давших самые высокие и самые низкие оценки, каждый эксперт, участвующий в следующем туре прогнозирования, использует всю информацию об объекте прогнозирования известную всему сообществу экспертов. Благодаря анонимности аргументов и незнанию ответов конкретных экспертов устраняется давление авторитетов и эффект приверженности первому слову. Единственный не до конца устраненный негативный эффект в этом способе прогнозирования – эффект давления мнения большинства приводит к тому, что при многократном повторении пунктов 3-5 наблюдается тенденция искусственного "уговаривания" экспертов к мнению большинства. Метод сценариев. Это комплексный метод прогнозирования сложных процессов со структурными сдвигами. Он заключается в установлении логически связанной последовательности событий поэтапного перехода из существующего состояния объекта прогнозирования в будущее состояние. Обычно при прогнозировании методом сценариев всегда присутствует временная координата, т.е. процесс разворачивается во времени. При написании сценариев используют прямой и обратный способы. При прямом способе последовательность смены событий выстраивается из прошлого в будущее, т.е. описываются наиболее вероятные последовательные изменения объекта прогнозирования из его нынешнего состояния в будущее. При обратном способе – вначале описывается будущее (желаемое) состояние объекта прогнозирования, затем пытаются сформулировать ближайшее предыдущее состояние из которого он туда попал, и так последовательно до нынешнего состояния. Сочетание прямого и обратного подходов обычно позволяет получить наилучшие результаты. Еще один из секретов в прогнозировании сценариев заключается в том, что начинать подготовку сценариев необходимо с прогнозирования изменений в окружающей среде, и только потом переходить к описанию объекта прогнозирования. Качественный сценарий должен отражать не только последовательное изменение объекта прогнозирования, он должен описывать проблемы и препятствия в достижении этого состояния, ресурсы необходимые для достижения поставленных целей, приоритеты в решении задач. В целом прогнозирование по методу сценариев является во многом искусством а не наукой, т.е. это сложно формализуемый процесс, навыки в разработке сценариев появляются во многом благодаря опыту и способностям экспертов разрабатывающих прогнозы.
Обычно прогнозирование по методу сценариев является многовариантным, наиболее часто составляются два или три варианта развития событий. При двухвариантном имеем дело с пессимистическим (наиболее неблагоприятным) вариантом развития событий и оптимистическим (наиболее благоприятным). Между этими вариантами находятся все остальные варианты развития событий. Ожидаемое значение прогнозируемых показателей определяются в этом случае как среднее арифметическое между оптимистической и пессимистической оценками. Более точные результаты обычно дает трехвариантный прогноз, в этом случае помимо двух вышеназванных вариантов развития событий, разрабатывается еще один – вероятный сценарий развития событий. Имеется в виду, что это вариант развития событий, в котором все помогающие и препятствующие факторы примут свои наиболее часто встречающиеся значения. На первый взгляд кажется, что трехвариантный сценарий это двухвариантный да плюс ожидаемое значение, найденное по двухвариантному сценарию. На самом деле это далеко не так. Наиболее вероятный вариант развития событий может и чаще всего оказывается не совпадающим со средним значением оптимистического и пессимистического вариантов, иными словами симметрия оптимистического и пессимистического вариантов относительно вероятного наблюдается чрезвычайно редко. Ожидаемое значение прогнозируемой величины при трехвариантном сценарии развития событий определяется по следующей формуле:
где: – значение прогнозируемой величины при пессимистическом варианте развития событий; – значение прогнозируемой величины при наиболее вероятном варианте развития событий; – значение прогнозируемой величины при наиболее благоприятном варианте развития событий.
Контрольные вопросы
1. На чем основаны экспертные методы прогнозирования. 2. Кто такой эксперт? 3. Опишите общую схему экспертного прогнозирования. 4. Что такое качественная оценка и в каких случаях она применяется? 5. Какие методы поиска экспертов вы знаете? 6. Какие методы отбора экспертов вы знаете, какой из них лучший? 7. Какие психологические трудности возникают в методе комиссии? 8. Дайте определение медианы. 9. Дайте определение квартили. 10. Как определить согласованность мнения экспертов. 11. Почему медиана является лучшим значением для итогового мнения экспертов? 12. Почему необходима стандартизация рангов? 13. В чем достоинства и недостатки метода анкетирования? 14. В чем достоинства и недостатки метода интервью? 15. В чем достоинства и недостатки метода комиссии? 16. В чем достоинства и недостатки метода дельфи? 17. В чем заключается эффект первого слова? 18. В чем суть метода дельфи? 19. Что такое сценарий и для случаев прогнозирования он применяется? 20. Что такое оптимистический, пессимистический и вероятный варианты?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|