Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основополагающие подходы и принципы прогнозирования




 

Объективность и познаваемость социально-экономических процессов служат теоретическим фундаментом прогнозирования. Основанное на качественном и количественном анализе реальных социально-экономических процессов, выявлении объективных условий, факторов и тенденций их развития, прогнозирование базируется как на общенаучных, так и специфических подходах и основополагающих принципах,. В числе общих подходов выделяют следующие.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций развития, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И будущее, как бы оно ни было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.

У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отражает, возможность управления прогнозируемыми процессами, исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т.е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.

На первый взгляд целевой и генетический подходы кажутся взаимоисключающими вследствие их противоположной направленности. Но это не так. Они дополняют друг друга: исследуя будущее, мы всегда предполагаем какую-то цель, а задаваясь определенной целью, мы в общих чертах предусматриваем способы ее осуществления, исходя из сложившихся в прошлом и настоящем тенденций. А это делает невозможным использование на практике только генетического либо чисто нормативного подхода. Ибо если выдвигаемая цель никак не связана со складывающимися тенденциями, то не могут быть обоснованы и пути ее достижения, а в этом случае прогноз теряет всякие научные основания. И наоборот - если предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценить перспективы их развития и необоснованно игнорируется возможность управления ими. Но соотношение между генетическим и нормативным подходами может изменяться в пользу одного и другого. Это зависит от периода и специфики объекта прогнозирования. При прогнозировании с длительным периодом упреждения расширяется сфера применения нормативного подхода, так как связь между перспективой развития и сложившимися тенденциями ослабевает. При небольших периодах упреждения чаще используются генетические подходы.

От специфики объекта прогнозирования зависит возможность его регулирования. Если прогнозируемые процессы мало управляемы (например, демографические), то использование генетического подхода расширяется. При высокой степени управляемости объекта (например, динамика, структура производства), шире применяется нормативный подход. Использование генетического или нормативного подхода предопределяет выбор метода прогнозирования (см. гл. 5), а их сочетание позволяет всесторонне изучить проблему и выработать комплексный подход.

Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, на которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчиняет достижению этой цели деятельность всех подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, и в то же время сама состоит из подсистем. Например, народное хозяйство, с одной стороны, рассматривается как единый объект исследований, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных объектов.

Системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоятельного объекта и одновременно позволяли бы построить целостную картину возможного развития народного хозяйства. При таких требованиях возникают трудности методологического характера: построение целостной картины, требующей унифицированных моделей и информационного банка данных вступает в противоречие с прогнозными блоками – отдельными экономическими объектами, имеющими свою специфику и требующими максимального приближения к их внутренним особенностям. Это затрудняет получение единого и внутренне согласованного прогноза, обедняет его экономическое содержание. Для устранения противоречий используется «блочный» принцип построения комплексного прогноза.

Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, в первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования должны быть проверены на способность имитировать уже сложившиеся процессы и явления, т.е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.

При переходе от имитации процессов и тенденций к предвидению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т.е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта. Принцип альтернатив-ности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях, т.е. он исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития прогнозируемого объекта.

Главное при использовании этого принципа – отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях. Здесь необходима градация альтернатив по вероятности их практической реализации. При этом каждой альтернативе может сопутствовать комплекс проблем, что потребует изучения и определения дополнительных условий, выполнение которых позволит оценить возможность реализации данной альтернативы. На формирование альтернатив влияют и конкретные цели развития прогнозируемого объекта. В этом случае начинает работать принцип целенаправленности.

Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.

Названные принципы прогнозирования являются главными (хотя и не исчерпывающими) и лежат в основе конкретных методов и моделей прогнозирования. Они взаимосвязаны, их выборочное использование невозможно. При разработке научно-обоснованных прогнозов эти принципы следует рассматривать как единое целое.

 

Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании

Основой разработки плановых, программных и прогнозных документов являются показатели, позволяющие всесторонне описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать, представить и обосновать задания плана, программы, прогноза на проектируемый период.

Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

Показатели, выступающие в качестве основного мерила состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности — это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

При разработке плановых и прогнозных документов на всех уровнях управленческой иерархии используется, как правило, не отдельно взятый показатель, а система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга показателей. При формировании системы показателей необходимо соблюдать следующие требования:

· показатели должны раскрывать сущность и содержание объекта (процесса, явления);

· комплексно отражать особенности объекта соответствующего уровня иерархии с позиции его вещественного и стоимостного состояния;

· соответствовать целям и задачам социально-экономического развития, социальной ориентации национальной экономики;

· ориентировать на более полное и эффективное использование ресурсов, повышение качества работы во всех звеньях и сферах общественного производства;

· иметь методологическое единство и сопоставимость с показателями учета и статистики, системы национальных счетов;

· обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;

· быть гибкими и адаптивными, что обеспечивает возможность формирования, во-первых, системы показателей, во-вторых, возможность вхождения в систему более высокого или низкого порядка.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно сгруппировать следующим образом:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

утверждаемые и расчетные;

индикативные и справочные;

синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Они позволяют установить соответствие между объемом производства продукции (услуги) в ее материально-вещественной форме и потребностью в ней, внутриотраслевые и межотраслевые связи, направления движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в натуральных единицах (тонны, метры, километры, штуки и т.д.).

Ввиду многообразия типов и видов выпускаемой продукции (услуг), имеющей одинаковое назначение, используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения этого многообразия к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты воспроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т.д. Именно стоимостные показатели обеспечивают взаимную увязку всех разделов прогнозов, планов, программ, позволяют определить масштабы и структуру национальной экономики, ее отдельных отраслей и регионов, установить важнейшие общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции и т.д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые — развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции. Они разделяются на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Первые применяются для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, рабочего времени (показатели расходования сырья, материалов, топлива на единицу продукции, производительности оборудования, использования производственных мощностей и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов: уровень затрат общественного труда, степень эффективности производства (показатели производительности труда, издержек производства и обращения, рентабельность и др.).

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т.д. Они могут представлять объект (процесс, явление) как в натуральном, так и стоимостном выражении. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе). Они представляют объем относительно определенной базы.

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Они носят обязательный характер и являются адресными. Это показатели государственного бюджета (республиканского, местного), государственный заказ, цены на социально значимую продукцию и т.д. При переходе к рыночным отношениям круг утверждаемых показателей ограничен.

Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер – вспомогательный.

Индикативные показатели — выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов и т.д. Индикаторы носят рекомендательный характер.

Справочные (информационные) — это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», на «10000 населения» и т.д. Например, валовой внутренний продукт на душу населения, количество аптек на 10000 населения и т.д.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Синтетические отражают сложные явления. Выступающие как результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. К ним относятся: валовой общественный продукт, национальный доход, валовой национальный продукт и др. Индивидуальные показатели выражают отдельные, конкретные экономические или социальные явления.

В зависимости от использования показателей в регулировании государством развития экономики их совокупность можно представить и через такие группы: индикаторы, государственный заказ (см.2.4), лимиты и нормативы. Первые две группы были рассмотрены выше.

Лимит — это показатель предельно допустимой величины затрат ресурса для достижения определенных целей. Например, устанавливаемый предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств и решения особо важных проблем. Лимиты устанавливаются, как правило, по остродефицитным ресурсам, наиболее значимым для экономики страны.

Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении. Они устанавливаются для отчисления средств предприятий в государственный и местные бюджеты, образования различных фондов денежных средств. В качестве нормативов выступают ставки налогов на добавленную стоимость, экспорт и импорт, доходы и прибыль и т.п. К нормативным показателям относятся также коэффициенты эффективности.

Система показателей планирования и прогнозирования изменяется в зависимости от условий функционирования экономики, целей и задач планируемого (прогнозируемого) периода.

 

Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования

Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития. Важнейшее требование информационной – ее соответствие целям и задачам прогнозирования и планирования.

Основным видом используемой в планировании и прогнозировании информации выступает экономическая информация. Она представляет собой совокупность различных сведений экономического характера, на основе которых осуществляется анализ, разрабатываются плановые и прогнозные документы, отражающие развитие народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.

Для экономической информации характерны массовость (большие объемы), повторение циклов получения и обработки в установленные периоды, большой удельный вес сравнительно стабильных элементов, объединяемых для дальнейшей обработки или длительного хранения. Составной частью экономической является статистическая информация, отражающая процессы и явления в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, отраслях народного хозяйства, сферах и регионах, в народном хозяйстве республики в целом. Получаемая из всех звеньев народного хозяйства экономическая информация необходима для экономического анализа и сопоставления данных, для поиска неиспользованных ресурсов, определения потребности в отдельных видах сырья, топлива и др.

Экономическая информация должна отвечать принципам, вытекающим из методологии планирования и прогнозирования: сравнение величин, агрегирование и дезагрегирование единиц информации, установление информационных отношений между ними, она должна быть достоверной, полной, но без избыточной информации и своевременной. Носителями экономической информации являются экономические показатели. Система экономических показателей характеризует все аспекты социально-экономического развития страны: выпуск и реализацию продукции, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов и т.д. Смысл каждого показателя содержится в его названии, а значение выражается количественно или качественно (см.4.4).

Для удобства работы показатели по определенным признакам группируются в документы. Документ — это взаимоувязанный комплекс показателей, зафиксированный на специальном носителе и имеющий юридическую силу. Для каждого документа разрабатывается инструкция по его формированию и прохождению через определенные структурные подразделения в системе управления. Документы дифференцируются по видам деятельности, степени важности принимаемых решений и распределяются по иерархической структуре системы управления в соответствии с разработанным и утвержденным документооборотом. Например, по видам деятельности выделяют:

· систему проектно-конструкторской и технологической документации;

· систему плановой документации;

· систему отчетно-статистической документации;

· систему первичной учетной документации и т.д.

В системе документов выделяют нормативные и инструктивно-методические документы: законы, постановления, уставы, положения, методические и рабочие инструкции и т.д.

В массиве информационных источников особое место занимает патентная информация, обладая рядом преимуществ:

· достоверностью: патентуются только решения, которые можно осуществить;

· новизной: ввиду самой специфики патентования;

· концентрированностью: информация излагается сжато и без повторения;

· формализованностью: все описания к патентам имеют единую форму и излагаются в определенной последовательности;

· полнотой: практически все новые и ценные технические идеи защищаются патентами.

Патентная информация используется при прогнозировании науки и техники.

В связи с усилением социальной направленности планирования и прогнозирования важную роль приобретает социальная информация. И здесь встает вопрос о необходимости использования наряду с системой показателей, отражающей социальное развитие и уровень жизни народа, информации специального вида — социологической, которая выражает интересы отдельных социальных сословий, классов, групп, общества.

Социологические исследования сегодня ведутся широко. Работают и создаются новые центры изучения общественного мнения, имеются специализированные подразделения и лаборатории. Одной из форм получения социологической информации является опрос. По объему обрабатываемой информации опросы можно разделить на три группы: сплошные комплексные (республиканская перепись населения); масштабно-целевые (изучение читательской аудитории некой газеты, журнала) и региональные (опросы в рамках области, города, района и т.п.). В результате обработки социологической информации систематизируются аналитические данные, на базе которых уясняются социальные явления, принимаются решения в сфере социального планирования и прогнозирования. Широкое применение социологической информации требует ее систематизации, единой формы представления и сосредоточении ее в одном центре, что позволит проводить сводный анализ всего информационного потока.

Развитие и дальнейшее совершенствование информационной базы являются важнейшей задачей, от решения которой зависит качественно новый уровень прогнозирования и планирования. В соответствии с основными положениями Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» поставлена задача создания современной информационной инфраструктуры, способной обеспечить разработку системы прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Формирование информационной инфраструктуры в республике должно быть направлено на создание и обновление статистической и классификационной базы и автоматизированных средств хранения, обработки информации и обеспечения доступа к ней. Главный принцип формирования информационной инфраструктуры – ее соответствие и взаимоувязанность с системой национальных счетов. С этой целью создаются новые и совершенствуются ранее сформированные информационные ресурсы, повышается эффективность их использования при взаимодействии министерств, органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов на основе современных средств связи, вычислительной техники и информационных технологий.

 

Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования

 

Экономический анализ исходного уровня, состояния объекта в прошлом и настоящем является важнейшим элементом логики планирования и прогнозирования. Он позволяет раскрыть сущность объекта (процесса, явления), определить закономерности его изменения в прошлом, в планируемом и прогнозируемом периодах, всесторонне оценить возможности развития объекта для достижения поставленных целей. Анализ должен соответствовать целям, задачам, условиям и требованиям планирования и прогнозирования и выступать как система их аналитического обеспечения, как инструмент подготовки управленческих решений.

Если рассматривать прогнозирование как научную основу для принятия управленческого решения (см. гл. 2), то полный цикл процесса прогнозирования проходит три стадии: ретроспекции, диагноза и проспекции (прогноза). Ретроспекция – исследование истории развития объекта прогнозирования в целях его систематизированного описания. На этой стадии осуществляются сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация ее состава и методов измерения и представления, уточняются и окончательно формируются структура и состав объекта прогнозирования.

На стадии диагноза исследуется систематизированное описание объекта с целью выявления тенденций его развития, выбора моделей и методов прогнозирования. Важнейшей составляющей данного этапа является анализ, который и предопределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозирования.

На третьей стадии – проспекции - разрабатывается прогноз объекта, проводится оценка его достоверности, точности и обоснованности.

Из-за инертности социально-экономических процессов по роли и значимости первые две стадии не уступают третьей. Они позволяют оценить пути и направления развития объекта, выявить его узкие места, в анализируемом периоде, определить преобладающие и устойчивые тенденции (закономерности) развития. По сути они служат методологической базой для формирования гипотез будущего развития объекта. Но при этом инертность не означает, что в будущем будут жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объекта. Она в большей мере проявляется во взаимосвязях, определяющих механизм формирования объекта.

Сущность экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, устанавливаются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

При разработке прогноза выделяют главные цели анализа объекта:

· оценка состояния и результатов развития объекта;

· получение исходной информации для прогнозирования.

Характерные особенности анализа: использование системы показателей, всесторонне характеризующих объект, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними. Причинно-следственные связи в анализе изучаются способом логической индукции и дедукции. В первом случае изучение показателей ведется от частного к общему, во втором - от общего к частному.

Принципиальная схема проведения экономического анализа включает следующие элементы:

· постановку целей и задач анализа;

· составление плана аналитической работы;

· подготовку источников информации для анализа (определение перечня необходимой информации, проверка ее достоверности);

· изучение и аналитическую обработку экономической информации (установление причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов);

· обобщение и оформление результатов анализа.

При анализе объекта прогнозирования должен соблюдаться принцип системности, позволяющий рассматривать объект в целом и выделять его составляющие. Так, народное хозяйство как объект прогнозирования можно рассматривать в целом и выделять составляющие: сферы, регионы, отрасли и т.д.

Можно анализировать развитие народного хозяйства через комплексное изучение темпов развития, народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства, межотраслевых пропорций. Может даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать выявлению тенденции изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, энергоемкость, фондоотдача, производительность труда).

Приведенные примеры показывают, что в процессе анализа могут использоваться следующие подходы: объектный, функциональный, объектно-функциональный.

Объектный предполагает выделение определенных подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из них может быть рассмотрен как самостоятельный объект прогнозирования соответствующего уровня иерархии. Этот подход приемлем для объектов количественно сложной структуры при относительной простоте его составляющих (первичных объектов).

При функциональном подходе за основу структурного деления объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется, когда число первичных объектов, составляющих объект прогнозирования, невелико, но они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям.

Иногда используется объектно-функциональный подход; или смешанный, содержащий в себе элементы первых двух подходов.

В процессе экономического анализа применяются различные способы и приемы: сравнения, группировки, индексный метод, метод прямого счета и другие. Наиболее важный и распространенный способ анализа - сравнение. Как правило, из него начинается познание любого явления. Есть несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными. Например, при оценке выполнения государственного плана применяется сравнение фактических показателей с плановыми. Выявленные отклонения в свою очередь, являются объектом дальнейшего анализа, при этом устанавливаются их причины, оценивается качество планирования.

Любому экономическому исследованию необходима группировка. Она позволяет изучить экономические явления и процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Значение метода группировок в аналитической работе возрастает в связи с совершенствованием управления народным хозяйством, созданием промышленных объединений, агропромышленных комплексов, территориально-производственных управлений, управленческих звеньев подотраслевого и отраслевого уровней. Данный метод предполагает использование различных группировок: типологических, структурных аналитических.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня явления к его уровню в прошлом или к уровню аналогичного явления, принятому за базовый. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние различных факторов на изучаемый показатель (явление, процесс).

В процессе анализа применяются и другие приемы и методы – прямого счета, опроса, наблюдений и т.д. Из них важными в совершенствовании экономического анализа, повышении его эффективности являются экономико-математические методы. Они существенно сокращают сроки проведения анализа, обеспечивают более полный охват влияния факторов на результаты экономического развития, заменяют приближенные и упрощенные расчеты точными вычислениями, позволяют решать новые многомерные задачи анализа, которые практически невыполнимы традиционными методами, и повышают научный уровень исследований в целом.

Анализ объекта (процесса, явления) присутствует на всех стадиях планирования, прогнозирования и регулирования экономики. Анализ неразрывно связан с синтезом, они составляют единое методологическое целое. Анализ является началом изучения объекта, затем следует синтез. Если в процессе анализа объект разделяется на составляющие его элементы, то синтез объединяет их в единое целое. При этом синтез нельзя рассматривать как простое суммирование элементов. Синтез позволяет по-новому представить объект – как взаимодействие элементов, образующих единое целое.

Анализ и синтез широко применяются при планировании и прогнозировании, при решении проблем социально-экономического развития государства.

 


Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение методологии планирования и прогнозирования и назовите ее основные элементы.

2. Что следует понимать под методологическими подходами и принципами планирования и прогнозирования?

3. Назовите основные методологические принципы планирования и дайте им характеристику.

4. Перечислите и раскройте содержание основополагающих принципов прогнозирования.

5. Что представляет собой метод планирования и прогнозирования, методика?

6. Что представляют собой и какую роль играют в планировании и прогнозировании показатели?

7. Чем показатель отличается от критерия?

8. Сгруппируйте показатели в зависимости от их содержания и направления использования и охарактеризуйте каждую из выделенных групп.

9. Что такое логика планирования и прогнозирования, каковы ее идея и основные составляющие?

10. Что понимается под информационной базой планирования и прогнозирования?

11. Что представляет собой и каким требованиям должна отвечать экономическая информация?

12. Что отличает социальную информацию от экономической?

13. Какую роль в планировании и прогнозировании выполняют анализ и синтез?

14. Покажите цели и дайте принципиальную схему проведения экономического анализа.

15. Что представляют собой функциональный, объектный и объектно-функциональный подходы к анализу социально-экономических процессов?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...