Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь




 

Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (рис 2), которая включает:

· Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);

· прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);

· программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу
(5 лет);

· прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).

Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развитияРеспублики Беларусь, которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

Главная цель Национальной стратегии устойчивого развития состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития Беларуси при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений, при учете интересов других государств.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь — это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Стратегией предусматривается поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Учитывая длительный период времени, необходимый для достижения конечных целей реформирования экономики, выделяют следующие этапы социально-экономического развития республики:

первый – восстановительный. Этот этап охватывал 1998-2000 годы;

второй этап (2001-2005 гг.) Это этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;

третий этап (2006-2010 гг.) – должен стать этапом активной структурной перестройки экономики. Приоритетными направлениями этого этапа должны стать технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий, стимулирование внутренних и внешних инноваций и фундаментальных разработок в области ресурсосбережения, обеспечение динамичного развития инвестиционного процесса;

четвертый этап (2011-2015 гг.) должен стать начальным периодом устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

Для четвертого и пятого этапов предусматривается два варианта сценариев социально-экономического развития республики:

первый вариант – инерционный, основанный на сформировавшихся в 1996-2000 гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, на некотором улучшении использования производственных мощностей и относительно медленных темпах обновления основного капитала, использовании достаточно жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

второй вариант – целевой. Он предусматривает наиболее полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение к концу периода нормальных процессов воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, более высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

На основе Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется подготовка прогноза социально - экономического развития на десятилетний период, который разрабатывается раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода. Первые пять лет даются с разбивкой по годам.

В прогнозе социально-экономического развития на десятилетний период конкретизируются цели и альтернативные варианты путей и средств их достижения.

Данные прогноза социально-экономического развития на десятилетнюю перспективу подлежат опубликованию.

Порядок разработки Национальной стратегии устойчивого развития и прогноза на десять лет определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Среднесрочная перспектива социально-экономического развития Республики Беларусь находит отражение в Программесоциально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятилетний период за год до его начала.

Основой разработки программы является прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на
10 лет.

Порядок разработки программы определяет Совет Министров Республики Беларусь.

В программе должны быть отражены:

· оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

· концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;

· макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику;

· институциональные преобразования;

· внешнеэкономическая деятельность;

· развитие реального сектора экономики;

· социальные вопросы.

Концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь — это система целевых параметров состояния экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики.

В соответствии с Основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 гг. первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижен6ии стратегической цели социально – экономического развития страны – повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основными задачами этого пятилетия являются:

· создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

· улучшить демографическую ситуацию в стране и укрепить институт семьи;

· создать условия для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;

· снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей и население;

· осуществить техническое перевооружение и реструктуризацию предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;

· довести к концу пятилетия среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;

· повысить уровень пенсий до 48%, стипендий – до
25-30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;

· улучшить экологическую ситуацию, осуществить действенные меры по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;

· обеспечить комплексность социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизацию ситуации в проблемных регионах.

В качестве основных приоритетов на 2001-2005 годы определены:

· формирование эффективной системы здравоохранения;

· активизация инновационной и инвестиционной политики;

· наращивание экспорта товаров и услуг;

· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использо-ванием внебюджетных источников финансиро-вания;

· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет служит основой для разработки годового прогноза социально-экономического развития, который разрабатывается ежегодно, а основные показатели уточняются ежеквартально.

Годовой прогноз социально-экономического развития разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов.

В годовом прогнозе находят отражение вопросы, включенные в программу социально-экономического развития на пять лет, а также включаются:

· перечень и характеристика целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;

· состав республиканских государственных нужд, перечень государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

· государственная инвестиционная программа;

· комплекс мероприятий, необходимых для реализации прогноза социально-экономического развития на прогнозируемый год;

· целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по административно-территориальным образованиям и органам государственного управления.

Важно отметить, что порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки государственного бюджета, а сам годовой прогноз служит исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов.

В следующем после окончания каждого квартала месяце ход выполнения годового прогноза социально-экономического развития рассматривает Совет Министров Республики Беларусь.


 

  Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет
  Разрабатывается раз в пять лет за два с половиной года до очередного периода
  Разработку обеспечивает СМ РБ
  Подлежит опубликованию
 
  Основные направления социально-экономического развития на 10 лет
  Разрабатывается раз в пять лет на 10-летний период за два года до начала прогнозируемого периода
  Разработку обеспечивает СМ РБ
  Подлежит опубликованию
 
  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет
Разрабатывается за год до начала очередного пятилетнего периода
  Разработку обеспечивает и представляет СМ РБ
 
Президент Республики Беларусь     Утверждает
   
  Годовой прогноз социально-экономического развития РБ
  Разрабатывается ежегодно
  Разработку обеспечивает и представляет Совет Министров РБ

Рис. 2. Система прогнозных и программных документов Республики Беларусь, порядок их разработки и представления

 

Проекты государственных прогнозов социально-экономического развития на очередной год и пятилетние программы социально-экономического развития представляются Советом Министров Республики Беларусь Национальному собранию и Президенту Республики Беларусь.

При обсуждении проекта государственного бюджета на очередной финансовый год Национальное собрание Республики Беларусь определяет порядок рассмотрения представленных проектов прогнозов и программ.

Утверждаются годовые прогнозы и пятилетние программы социально-экономического развития указами Президента Республики Беларусь.

Представленная система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов.

Система прогнозных и программных документов, их цели и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым Палатой представителей и одобренным Советом Республики в 1998 г. и другими нормативными актами.

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития Республики Беларусь основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.

2. Какие виды планирования выделяют по форме проявления и по содержанию?

3. Дайте характеристику, направления применения и примеры использования директивного планирования.

4. Что собой представляет, какую роль играет и каково содержание индикативного планирования?

5. Что следует понимать под стратегическим планированием? Каковы его цели и отличительные особенности?

6. Какие выделяют планы по периоду действия и существует ли между ними связь?

7. Дайте определение и направления применения программи-рования в системе государственного регулирования.

8. Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?

9. Дайте понятие прогнозирования и покажите направления его применения в системе государственного регулирования.

10. Назовите основные виды прогнозов и дайте им характеристику.

11. Что представляет собой система плановых и прогнозных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь?

12. Покажите цели, задачи и дайте краткую характеристику Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.

13. В каком документе нашла отражение среднесрочная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь? Дайте ему краткую характеристику.

14. Каковы цели, задачи и содержание годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь?

15. Какие законодательные и нормативно-правовые акты регла-ментируют порядок, сроки, взаимосвязи и взаимозависимость плановых и прогнозных документов в Республике Беларусь?

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

Лекция 2

Основные понятия:

методология; методологические принципы; методы планирования и прогнозирования; показатели планов и прогнозов; методика планирования и прогнозирования; логика планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип социальной справедливости, принцип повышения эффективности; принцип пропорциональности и сбалансированности; принцип приоритетности; принцип непрерывности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; принцип адекватности; принцип альтернативности; принцип целенаправленности; показатель; критерий; натуральный показатель; стоимостной показатель; количественный показатель; качественный показатель; абсолютный показатель; относительный показатель; индикативный показатель; лимит; норматив; информационная база; экономический анализ.

Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования

Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Применительно к экономике Республики Беларусь методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Это — во-первых. Во-вторых, она должна ориентировать развитие экономики республики в соответствии с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста, предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы - исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов.

Методы планирования и прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых разрабатывает и обосновывает планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят:

· формирование системы целей планирования и прогнозирования;

· анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;

· изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах;

· определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде;

· согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Несмотря на общность методологических основ, о методологии, принципах, методах планирования, прогнозирования можно говорить с определенной степенью условности. Это связано с той ролью, которую выполняют планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития, либо служит основой для принятия планового решения.

 

 

Основные методологические принципы планирования

 

Основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохо-зяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Результаты игнорирования этого принципа в условиях планово-директивной экономики в СССР и БССР налицо. Потребительская сфера по основным параметрам развития характеризуется:

· низкой долей потребления. Если в развитых странах расходы на конечное потребление домашних хозяйств в валовом национальном продукте превышает 60 %, то в бывшем СССР — меньше 50 %;

· низким удельным весом заработной платы во вновь созданной общественной стоимости. В США, в чистом продукте промышленности, она составляет 64 — 65 %, у нас — 36 %. Этот показатель в развитых странах заметно не меняется, а в нашей стране на протяжении последних 60 лет он снизился с 58,1 % в 1928 г. до 36,6 % в середине 80-х гг.;

· низкой долей государственного обеспечения общественного потребления (общественные фонды потребления). Удельный вес и абсолютные величины капитальных вложений в сферу услуг у нас на порядок ниже, чем в развитых странах;

· чрезвычайно низким уровнем технологического обеспечения отраслей, производящих товары потребления и оказывающих услуги;

· плохим качеством товаров и услуг.

Ресурсный потенциал потребления населения в СССР
(в процентах) по сравнению с соответствующими данными по США в середине 80-х гг. выглядит следующим образом:

общий индекс потребления — 34,4

питание — 54,0

одежда и обувь — 39,0

товары длительного пользования — 14,0

образование — 77,0

алкоголь — 118

жилье — 15

транспорт — 11,8

платные услуги — 19,9

В настоящее время эти показатели снизились и продолжают падать. Сумма потребительских благ (товары, услуги), обеспечивающая личные и общественные потребности населения, должна выступать социальным заказом, обязательным для исполнения при любых обстоятельствах, и отражаться в общегосударственных планах.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципомсоциальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.

Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи. Принцип повышения эффективности общественного производства особо важен для планирования экономики Республики Беларусь переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов, экономика республики находится в крайне тяжелом положении, выход из которого возможен при соблюдении жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь, энерго-, металлоресурсов.

Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

· эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

· равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

· паритетность всех форм собственности в пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.

Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.

Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...