Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Психологическая диагностика в школе»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3

г. Ставрополь

 

«Психологическая диагностика в школе»

сборник тестов

Часть 3

 

Методическое пособие

 

Разработала

Педагог-психолог первой категории

Бондаренко Инна Юрьевна

 

г. Ставрополь, 2013

 

              Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

              В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т. д.

              Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

Глава 2. Диагностика одаренности

    2. 1. Тест креативности Торранса.

    2. 2. Опросник креативности Рензулли.

    2. 3. Анкета одарённости А. И. Савенкова.

    2. 4. Тест «Нарисуй человека»,

    2. 5. Тест Амтхауэра.

    2. 6. Тест Гилфорда.

Глава 3. Профориентационная диагностика.

    3. 1. Методика «Мотивы выбора профессии».

    3. 2. Тест Д. Голланда по определению типа личности.

    3. 3. Дифференциально - диагностический опросник Е. А. Климова.

    3. 4. Карта интересов Голомштока.

    3. 5. Методика «КОС».

    3. 6. Определение склонностей по методике Л. А. Йовайши.

Глава 4. Профилактика суицида в детской среде.

    4. 1. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер).

    4. 2. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королев).

    4. 3. Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров).

    4. 4. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга.

    4. 5. Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х. Шмишек).

    4. 6. Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич).

    4. 7. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО).

    4. 8. Методика «ТиД»

    4. 9. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н. Н. Даниловой, А. Г. Шмелева)

    4. 10. Опросник суицидального риска модификация Т. Н. Разуваевой.

    4. 11. Тест Личко “ПДО”.

    4. 12. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен.

    4. 13. Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо - Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан).

Введение

 

    Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.

    Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
    Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
    - составление социально-психологического портрета школьника;
    - определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
    - выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
    Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
    1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
    Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
    - экспертные опросы педагогов и родителей;
    - структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
    - психологическое обследование школьников;
    - анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
    2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
    3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
    Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
    В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

    В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).

    Глава 2 посвящена исследованию одаренности учащихся.

    В главе 3 представлена профориентационная диагностика.

         В главе 4 представлены методики для выявления признаков суицидальных намерений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...