Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.




Глава 1. Примерный план психологической диагностики.

 

Примерный план диагностической деятельности психолога в школе

Направление диагностики Название методик Срок проведения
1. Диагностика одаренности   1. Тест креативности Торранса. 2. Опросник креативности Рензулли. 3. Анкета одарённости А. И. Савенкова. 4. Тест «Нарисуй человека». 5. Тест Амтхауэра. 6. Тест Гилфорда. В течение года
2. Профориентационная диагностика 1. Методика «Мотивы выбора профессии». 2. Тест Д. Голланда по определению типа личности. 3. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова. 4. Карта интересов Голомштока. 5. Методика «КОС». 6. Определение склонностей по методике Л. А. Йовайши. Март-апрель
3. Профилактика суицида в детской среде 1. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер). 2. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королев). 3. Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров). 4. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. 5. Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х. Шмишек). 6. Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич). 7. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО). 8. Методика «ТиД» 9. Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н. Н. Даниловой, А. Г. Шмелева) 10. Опросник суицидального риска модификация Т. Н. Разуваевой. 11. Тест Личко “ПДО”. 12. Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. 13. Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан). В течение года

 

Глава 2. Диагностика одаренности

2. 1. Тест креативности Торранса

    Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

    Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

        

    Процедура проведения

    Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

    Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

    Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер. Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15 — 35 человек, т. е. не более одного класса.

    Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 — 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

    Время выполнения теста — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 — 20 минут.

    При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

    Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

    «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению, и вам это понравится».

    Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост, и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...