Советы старца иакова эвбейского.
Детям старец советовал не иметь компаний и не отлучаться от родителей своих, и пусть характеризуют их другие как необщительных. Советовал ничего не брать от чужого, ни одной конфеты, например, ни освежающего напитка, потому что велика опасность наркотиков, которая губит молодежь. Говорил старец: "От человека, которого не знаю, и антидора не приму, потому что может тебе сказать, что антидор, а на самом деле нет, но вещь от диавола". Из книги "Старец Иаков Эвбейский", Макариев-Решемская обитель, 1998. - Есть такие дети-дички, которые не хотят идти на улицу, играть с ровесниками. Как к этому относиться? - Разве плохо, если ребенок дома занимается делом? Но нужно следить, чтобы эта уединенность не принимала патологических форм - уныния, мечтательности, лености. Чтобы человек не жил в мире иллюзий. - Какими должны быть отношения ребенка с окружающими людьми? - Ребенок учится у родителей. Их уважительное, учтивое, благоговейное отношение к людям и ребенка учит. Распущенность, вольное отношение - тоже. Следует ограждать детей и свой дом от людей лукавых, злых. Сказано ведь, что "с преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься" (Пс. 17, 27). Утешение любовью Христовой (Из жизнеописания афонского старца Тихона). Всех старец по чистоте души своей видел хорошими, ибо, по слову Апостола, "для чистого все чисто" (Тит. 1, 15). Как-то после исповеди спросил его один игумен: - Отче, скажи мне, кто из братии нашей более чист? - Авва святый, - ответил старец, - все они у вас чистые. Никогда он не укорял ближнего, а старался исцелить его и утешить любовью Христовой. - Тебя, чадо мое, - говорил он отцу Паисию, - Христос полюбил и простил тебе грехи твои, ибо любит Господь кающихся и взыскующих смирения.
Очень огорчался старец, когда видел растолстевших юношей, и особенно монахов, ибо полнота совсем не идет носителю ангельской схимы. Как-то посетил его один очень толстый мирянин и признался, что имеет сильную плотскую брань и одержим нечистыми мыслями. - Дитя мое, - сказал ему любящий старец, - если послушаешь меня, грешного, сделаю тебя ангелом! Начни строгий пост с молитвою: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И вкушай только хлеб и воду. По ночам клади по сто пятьдесят поклонов и читай ежедневно канон Богоматери, главу из Евангелия и житие дневного святого. В субботу и воскресенье можешь вкушать небольшое количество пищи с растительным маслом. И так, проведя сорок дней, исцелишься. Через шесть месяцев этот толстяк опять появился, и отец Тихон совершенно не мог узнать его. Исчезла излишняя полнота, и уже легко и свободно входил он в узкую дверь церкви. Спросил его удивленный старец: - Как живется теперь тебе, дитя мое? И ответил ему гость радостно: - Теперь я воистину чувствую себя ангелом, отче, ибо исчезли совсем блудные мысли и, как видите, непомерная полнота, которая очень тяготила меня. Так умел старец возжигать в других ревность, что грешники уже сами вожделевали начать борьбу с грехом. Для этого он часто отсылал вопрошавших его к святым отцам, чтобы огонь благодати, который получили отцы от Господа, возгревал у них любовь к истине. Ибо подвизающийся приобретает добродетели, а неподвизающийся кормит страсти. Особенно советовал он читать Священное Писание и вселенских учителей, таких как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Макарий Египетский и преподобный Исаак Сирин. Как-то спросил он у отца Паисия: - Ты, чадо, какие книги читаешь? - Авву Исаака, отче, - ответил ему духовный сын.
- Ох! Ох! Ох! Чадо мое! Этот святой очень велик! Ни одного насекомого он даже пальцем не задел. Сказанным старец как бы хотел подчеркнуть высоту жития и духовной мудрости сего преподобного отца. Сам отец Тихон старался подражать преподобному Исааку не только в пустынном своем житии, но и в аскетическом подвиге поста и беспопечительности. В отличие от мирян, которые много работают и потому много едят, дело монаха - молитва и пост, поклоны и покаянные слезы не только о себе, но и о целом мире, о всех, кто живет и кто уже умер. А потому и работать нужно столько, сколько необходимо, чтобы не быть в тягость другому. Ибо от многих работ и попечений забывает человек о Боге и назначении своем. - Фараон дал много работы израильтянам, - замечал старец, - чтобы они много ели и оттого забывали о Боге своем. Из книги "Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне", Троице-Сергиева лавра, 1997. - Можно обратить внимание ребенка на плохие качества его товарищей? - Осуждать вообще никого не нужно. Просто предложить сыну или дочери какое-либо занятие, которое могло бы увести их, отвлечь от привязанности к вредному товариществу. - Ребенок стремится быть первым. Это воспринимается как положительное качество? - Ни перед кем не нужно себя утверждать. Во всем должно быть отсутствие азарта. Если ребенок достиг успеха - не следует говорить, что он лучше всех. Должны быть другие характеристики: хорошо или плохо он сделал, полезно это или не полезно. Он должен понимать, что любое дело нужно делать хорошо. А успехи его и неуспехи надо соотносить с его возможностями. Иногда даже "тройки" получает, но он старается, лучше не может. Для него это успех. А для некоторых "четверка" - не успех, а лень. Святитель Феофан Затворник говорит, что оценивать ребенка нужно не по учебным успехам, а по благочестию, по старанию, по духовным дарованиям, которыми ребенок обладает. Почему-то у нас привыкли оценивать по количеству знаний, по оценкам, а что при этом в душе творится, каков нравственный облик ребенка - этого не замечают. Душевный ли ребенок, смирный, покладистый, любвеобильный -вот это самый главный успех воспитания, школьного и семейного. А все остальное приложится, все остальное - это таланты, которые кому пять, кому - два, кому - один. По ним оценивать особенно не нужно. Это не твое достижение, это Господь дал.
- Родители часто отдают ребенка в детский садик, считая, что это важно для его развития, необходимо для приобретения навыков общения. - А получается наоборот. Ребенок впитывает все, как губка. Большое количество детей, и все свои познания они приносят в группу. Но ведь не все впитывают хорошее. На детской площадке - модель мира: кто-то строит домики, кто-то их бомбит и топчет. Чему он там научится? Если есть возможность осуществить семейное воспитание, то ребенка, конечно, лучше растить дома. - Но будет ли он готов к общению с другими людьми? - А мы разве с ним не общаемся? В семье происходит общение с образованными, духовными людьми. Какое ему другое общение нужно? Друг у друга игрушки отнимать и драться? В Псалтири сказано, что "с преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься" (Пс. 17, 27). А дети быстро усваивают новое, и новые, не всегда полезные, слова, привычки для них бывают интересны. - Приветствовать ли, когда дети приводят друзей в дом? Сейчас традиция, что дети общаются в подъездах или на улице. - Именно друзей приводить можно, а не кого угодно. Сейчас дети дружить-то не умеют. Они другом называют первого встречного. А это же не друзья, это часто расхитители: они или соблазнят ребенка, или в дом принесут какую-то другую традицию. На самом деле дом - не проходной двор. Ребенок это должен понимать. Это уже плохой симптом, если он со всеми подряд водится всех подряд в дом ведет. Значит, что-то не сумели ему объяснить. А общение в подъезде - это не традиция, это наша беда. На улице и в подъезде наши дети - как овцы без пастыря, которые рано или поздно попадутся волку. - Стало принято насмехаться над учителями, над сверстниками, так ли это безобидно, как кажется на первый взгляд? - Насмешка, скепсис - это беда нашего времени, которая имеет серьезные последствия, потому что они сеют сомнения. А сомнения имеют разрушительную силу. Это дело сатанинское. В Евангелии описывается, как апостол Петр пошел навстречу Христу по воде, на мгновение усомнился - и стал тонуть. Сомнение порождает маловерие, недоверие, поэтому насмешек, сомнений надо избегать.
СОВЕТ СВЯЩЕННИКА О школьной жизни. В школе православие - это дух, это отношение миролюбия, любви, нравственности. - Как выбрать школу? - В идеале должна быть единая цепочка: Церковь, семья, школа. Если дома говорят одно, а в школе - другое, то происходит раздвоение личности. У ребенка очень большое доверие к учителю, особенно в начальный период. И если учитель говорит совершенно противоположное тому, что говорили ему родители, это может разрушить все то, что родители создавали предыдущие семь лет. Такова проблема секуляризованной школы, когда педагоги не желают видеть детей православными, христианами, духовными, чистыми, целомудренными, а школа по содержанию сейчас выдает худшие образцы материализма. Поэтому правильно ориентированная школа - та, в которой дух, содержание преподавания не противоречат православию. Нужно знать учителя, к которому собираешься вести ребенка. Важно, чтобы учитель не был атеистически настроенным и материалистом, а был бы культурным человеком. То есть надо заранее сходить и познакомиться. - За плохие оценки ребенка можно наказывать? - Причины плохих оценок могут быть разные. Поэтому нужно сначала причину выяснить. Одно дело, если ребенок не может учиться лучше. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что ему грамотность не давалась. По молитвам монаха-схимника Господь открыл его разум для познания книжной мудрости. То же самое было со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он со слезами молился, чтобы Господь помог ему овладеть книжной премудростью. Жития святых подтверждают, что все в руке Божией. Поэтому нужно молиться за детей и не бранить за плохую успеваемость по причине неспособности к учению. Другое дело, когда по лени дети плохо успевают. Бывает, что плохие оценки появляются из-за конфликта с учителем. То есть причина оценки разная, нельзя сказать, что она всегда отражает уровень знаний ребенка. Нужно смотреть, как по отношению к себе трудится, работает ребенок, а не сравнивать его с другими, потому что мы все разные; Господь дал кому пять, кому два, кому один талант. Главное, чтобы он учился в меру своих возможностей, не ленился. Старцы говорят: "Не ищи, чадо, мудрости, а ищи кротости, найдешь кротость - получишь мудрость. Мудрый не тот, кто много знаний имеет, а тот, кто много добра творит". Нужно понимать, что есть образованность, а есть мудрость. Подлинная мудрость приходит через кротость. Знание надмевает, говорят святые отцы, им питается гордость. Когда человек понимает свое несовершенство, он движется постепенно и таким образом постоянно развивается. Главное - рост должен быть постоянным до конца жизни. Если человек в гордость впадает - он останавливается.
О досуге. Игра всегда человека меняет - она должна менять в лучшую сторону. - Некоторые родители стараются до предела загрузить ребенка: теннис, музыка, балет... Но разве это хорошо, что ребенку некогда вздохнуть? - Конечно, хорошо. Надо дать меньше возможностей для бесцельного времяпрепровождения. Нужно, чтобы он уставал. Беспокойство, желание куда-то бежать бывают от праздности. А если ребенок потратил силы на благочестивые занятия, он отдыхает. Я уже говорил, что отпускать детей просто на улицу сейчас очень рискованно. Так что родители должны тоже себе покоя не давать - гулять с ними, отдыхать, но не как надсмотрщики, а так, чтобы интересно ребенку было; надо жить жизнью ребенка. То есть родителям постоянно нужно преодолевать свои немощи и лень. - Можно ли позволять детям культпоходы с классом в цирк, в театр? - Не надо поощрять не полезное для ребенка, но и запрещать не стоит. Класс идет в театр - он тоже рвется. Пусть сходит. Если складывается так - не надо воевать. Но самим не толкать на подобные посещения. Разумная должна быть политика. Развратные вещи, конечно, нельзя позволять смотреть. Ребенок должен знать, какой жизнью живут родители, ценности, смысл их жизни. И постепенно сам будет убеждаться, что родители правы, когда не советуют ему ходить на зрелища. Телевизор не полезен. Относительно телевизора старец Иаков говорил: - Телевизор - коробка диавола, приносит большой вред, особенно детям, потому и нужно удалить его из дома. Исповедуемому ребенку, духовному чаду своему, который просил его разрешения смотреть на выбор некоторые образовательные или детские передачи, не дал благословения: "Нельзя держать телевизор в доме. Когда услышишь иерея, увидишь духовную передачу - в этом греха нет, но многажды передаются вещи непотребные, как мне говорят многие христиане. Сие не годится нам. Лучше возьмем, откроем Священное Писание, почитаем, помолимся, Панагии нашей сделаем пять поклонов, прочитаем пять псалмов Давида, чем смотреть телевизор, поэтому предостерегайте детей от телевизора, от вещей непотребных и непристойных". Из книги " Старец Иаков Эвбейский", Макариев-Решемская обитель, 1998. О развлечениях. Схиигумена Савву спросили: "Можно ли ходить в кино?". Старец ответил: "Можно. Но это отдаляет от Бога". Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С Любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998. - Что должно составлять детское чтение? - В детских книгах есть все, что и во взрослых, - и полезное, и вредное. Поэтому родителям надо самим все прочитывать, прежде чем давать книги детям. Лучше на старых книгах воспитывать, на классике. - В какие игры можно играть? - Мы должны знать, к чему хотим приучить детей. Главное, чтобы они не учились злу, чтобы игры не были страстными, соревновательными, развивающими азарт. Игра всегда человека меняет - она должна менять в лучшую сторону. - Сейчас дети совсем не умеют играть, их общение сводится к бессодержательному толканию, к крику. - И родители разучились. Для нас в детстве самым радостным было, когда в лапту отцы выходили играть вместе с нами, они нас учили детским играм, что-то нам мастерили. Великое счастье для детей, когда родители играют вместе с ними. Сейчас эта традиция нарушилась, вообще нарушились традиции семейной жизни - семейных вечеров, семейных обедов, семейного чтения, семейного проведения времени. Каждый живет своей жизнью. Будьте, как дети Я бродил по острову и удивлялся обилию цветов, всюду благоухающих и никем не сеянных, и увидел в чащобе брата Никифора. Он стоял у старого полугнилого дерева и издали знаками отстранял меня, чтобы я не шел дальше. Я отошел от того места и пошел в другую сторону, а по вечеру брат Никифор сказал мне с улыбкой: - Не сердись, младо, что прогнал тебя. Нам Бог милость послал: я пчелиный рой в лесу поймал. Будем с воском. Я научу тебя свечи делать и пчелу тебе передам. Я пчелы недостоин по грехам моим. Это на твою долю пчелу Господь послал. Знаешь, пчеле дан особый талант: чистоту чуять, она детскую душу любит. А ты у нас "отроча младо". "На похвалы молчи", - вспомнил я слова старца, еще в монастыре мною слышанные, но смутился душою: "Господи! Господи! Я-то - дитя?" Я грешник. Я с раннего детства храню и не извергаю из себя злые мысли, преступные хотения; помыслы суеты и борения мучат меня. Осили, Господи, осиливающего меня! Призвал нас старец и толковал Евангелие: - Что значит "будьте, как дети"? Как мыслите? - Дети смиренны, - я отвечал. - Есть и злобные, - возразил, - мучат животных, разоряют птичьи гнезда. Есть и убийцы - дети. - Я, взрослый, не имею послушания, а дети послушны, отче, - брат сказал. - Есть и непослушные, даже до противления родителям. - Не разумеем, святе. - Един свят. Непослушные и послушные, смиренные и злобные, все дети в одном сходны: по младости, по слабосилию и совершенному неумению к собственному попечению о себе, все одинаково без отца существовать не могут, имеют в отце нужду неотменную, и это единое знают, и плачут горько, видя себя оставленными отцом, предвидя неминуемую гибель. Взрослые же на себя надеются и в отце не видят нужды. Да не уподобимся взрослым. Почувствуем себя и в злобе и в непослушании нашем детьми, в отце вечно нуждающимися. Сия нужда спасительна. Сие и значит: "будьте, как дети". Из воспоминания священника Сергея Дурылина. "Московский журнал", №8, 1991. - Родители довольны, что ребенок занят компьютером, не бегает, не мешает, а даже чему-то полезному учится. Правы они? - Воспитание - это питание, а культура - это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей - все время сеять. Если не сеют родители - сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут и даже урожай не соберешь. В детстве все время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дают свой плод. У человека под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни. Поэтому когда родители отдают ребенка в руки других, то должны понимать, что он не просто телевизор смотрит, а смотрит фильм, сделанный таким-то человеком. Бесследно это зрелище не проходит. Если родители действительно заняты, то и ребенок, конечно, не должен праздно время проводить, но необходимо контролировать его занятия. Важно знать, какие книги он читает, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придется их выдергивать. А перевоспитание - процесс очень трудный. - Почему надо остерегаться компьютерных игр? - Детская игра - творческая. Ребенок сам творит тот мир, в котором он живет. Это детский мир - ангельский, целомудренный. Когда ребенок садится у компьютера, перед ним открывается искаженный страстями мир, созданный взрослыми людьми. Самое опасное то, что присущие им страсти взрослые вкладывают в детей и часто навязывают им роль, не свойственную ни по возрасту, ни по духовному развитию. Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребенка, может настолько исказить его духовную жизнь, потрясти его психику, что в итоге мы получаем нервные заболевания и даже беснования. Большинство компьютерных игр отличаются жестокостью, агрессивностью. Такие игры - один из способов разрушения человека. С точки зрения православной антропологии, человек состоит из духа, души и плоти, а значит, человек имеет право на жизнь плотскую, душевную и духовную. Все защищают плотскую жизнь, принимают меры, чтобы человек сохранился как биологическое существо. Но если искажаются нравственные ориентиры, если искажаются духовные основы жизни, человек ведь тоже уничтожается. Компьютерные игры убивают в человеке духовную жизнь. В результате остается одна биологическая оболочка. - Дети любят порой сочинять, напридумывать каких-то невероятных историй. Это невинная шалость? - Надо знать, с какой целью это делается. Некоторые сочиняют, чтобы похвалиться, некоторые - чтобы обмануть. Если ребенок, сочиняя, продолжает развитие сказочных сюжетов, я думаю, здесь особого вреда не бывает. Хотя уход в мир иллюзий лучше не поощрять. Живи этим миром, реальностью, потому что мечтательность, сочинительство уводят людей в мир иной, в мир нереальный, потом они эти все мечтания пытаются перенести в свою жизнь, и несоответствие вызывает потрясения. Поэтому особую мечтательность, воображение развивать не следует. Должен быть разумный прагматизм в жизни человека, ощущение реальности. А некоторые начинают сочинять и придумывать то, что и сочинять-то не надо. Мир прекрасный, реально существующий, видимый и невидимый, нужно познавать. Это гораздо полезнее. - Взрослые могут проводить досуг одни, без детей? - Не нужно к этому стремиться, а по необходимости, конечно, могут. Но нельзя такое времяпрепровождение превращать в поиск удовольствий, развлечений, в привычку. - Когда в доме торжество и есть приглашенные гости, стоит ли детей сажать за стол со взрослыми? - Нельзя гарантировать, что никто из взрослых не позволит себе вольности в застольных разговорах, в поведении, особенно если винопитие сопровождает застолье. Поэтому лучше, конечно, не брать детей с собой в такие компании. А если уж нет возможности избежать этого, то в отдельной комнате столик им накрыть. Сажать детей следует только за семейный стол. О хранении родственных отношений. Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят. - Как заложить такие основы, чтобы не разрушилось родство у детей во взрослой жизни? - Священное Писание об этом говорит, повествуя, как Христос сказал, указывая на собравшихся вокруг учеников: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (Лк. 8, 21). То есть дух объединяет. Дети могут быть разными, но если их объединяет дух, то они будут любить друг друга и дружить. А если дух разный, разная направленность жизненная, то искусственно их не объединишь. Законы любви, конечно, существуют, и родственные отношения нужно хранить. Но все же дух нас больше объединяет, чем родство. Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят. - Бывает, что после смерти родителей деление наследства влечет за собой ссоры между детьми. - Когда живут не по-христиански - бушуют страсти, и в них очень трудно разобраться. Сатана хочет всех нас перессорить, особенно близких. Благородство христианина состоит в том, чтобы ради сохранения мира отказаться от части своего наследства. Кто-то должен быть мудрым. И необходима родительская мудрость, потому что нельзя уходить из жизни, не наведя во всем порядок. При жизни нужно все уладить, постараться как можно меньше оставлять после себя проблем. К смерти нужно готовиться. - Почему старшие силой утверждают свое старшинство, а младшие так же завоевывают свою независимость? - Это происходит от ненормальности нашей жизни. Основной чертой русского человека всегда была забота о младших. У родителей много было дел по хозяйству, и они младших детей поручали старшим. Старшие были няньками, покровителями. Они понимали, что от них зависит жизнь младшего брата или сестры, а у тех отношение к старшим было почти как к родителям - благоговейное. Разрушение же уклада жизни нашего народа, семейных традиций привело к ненормальным отношениям между старшими и младшими. - Как относиться к тому, что у родителей бывают любимчики? - Умение любить всех - обязанность христианина. Когда кого-то любим больше, кого-то меньше, то дело не в детях, а в родителях - в их духовном нездоровье. Любить - это бескорыстное состояние, а если ты выделяешь кого-то, значит, за что-то любишь. Элемент корысти появляется. - Что нужно делать, если дети не хотят принять отчима или мачеху? - Сердце нужно завоевывать. Это мудрость и матери, и будущего отчима. Нельзя торопить события, нужно найти подход к ребенку. - Почему существует вражда между стариками и взрослыми детьми? - Это обострение тех отношений, которые уже были заложены в семье. Они являются следствием нашего отпадения от Бога: когда по своим законам живем. Если уж оказались в такой ситуации вражды, нужно смиряться и терпеть. По грехам своим наказываемся. Мы воспитали таких детей - на кого жаловаться? - Кто виноват в этом? - Все! Если в семье что-то случается, виноваты все. Каждый человек должен усилия прилагать, преодолевать эти искушения. Каждый. И ребенок в том числе. Семейная беда - это беда всех. Служение ближним При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним - это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует. Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998. Об отношениях юношей и девушек. Плотское потому-то и кажется привлекательным, что человек не пережил духовную радость. - Насколько серьезно можно относиться к "первой любви"? - Великое счастье, если у человека она была. Недавно в молодежной аудитории, где сидело человек сто, желая показать красоту духовной жизни, спросил: "Вы помните, как первый раз влюбились?". Оказалось, они не знают, что бывает чистая, бескорыстная влюбленность. Первая любовь может возникнуть, когда в человеке сильно целомудрие, когда человек не развратился. К сожалению, сейчас до того, как возникнет первая любовь, ребенок узнает другую, физиологическую сторону ощущений, и он уже не может влюбиться. Ему трудно объяснить, как сердце болит от любви, как оно радуется, как душа ликует. Великое счастье, если молодой человек способен испытать это состояние. Это говорит о неповрежденности его натуры. К сожалению, сейчас весь мир направлен на то, чтобы лишить этой радости наших детей, лишить этих переживаний, чтобы они опыта такого не имели. Плотское потому-то и кажется привлекательным, что человек не пережил духовную радость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|