Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2 Тема 2 Нормы и нормативы




ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

Казань – 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1 Введение. 4

1) место планирования в системе функций управления предприятием. 4

2) Сущность, задачи и функции планирования. 6

3) Основные принципы и методы планирования. 8

4) Методы планирования. 10

Лекция 2 Тема 1 Плановые расчеты и показатели. 13

1) Плановые расчеты и показатели как инструмент и количественное выражение планирования. 13

2) Нормативная база планирования. 15

3) Содержание и назначение норм и нормативов. 18

Лекция 2 Тема 2 Нормы и нормативы.. 20

1) Нормы и нормативы материальных затрат. 20

2) Нормы и нормативы оборотных средств. 23

Лекция 3 Тема 1 Система планов предприятия, их взаимосвязь. 24

1) Задачи планов, их роль в условиях рыночной экономики. 24

2) Структура планов предприятия. 25

Лекция 4 Тема 1 Стратегическое планирование. 33

Сущность и структура стратегического планирования. 33

Особенности стратегического планирования. 38

3) Типы и элементы стратегии. 39

4)Технология планирования стратегии. 41

Лекция 5 Тема 1 Планирование подготовки производства. 45

1) Трудовые ресурсы.. 45

2) Производственные фонды.. 46

Лекция 6 Тема 1 Планирование выпуска продукции. 49

производственная программа предприятия. 49

2) показатели и измерители производственной программы.. 51

Лекция 7 Тема 1 Планирование потребности в персонале и роста производительности труда. 60

1) Планирование потребности в кадрах. 60

2) показатели планирования кадров. 62

3) Методы планирования производительности труда. 68

4) Планирование фонда заработной платы.. 69

Лекция 8 Тема 1 Планирование материально-технического. 73

обеспечения производства. 73

1) Планирование сырья и материалов. 73

2) Планирование потребности в оборудовании. 81

Лекция 9 Планирование издержек производства и себестоимости. 87

1) цель и состав плана. 87

2) Планирование сметы затрат на производство продукции. 87

3) Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции. 93

Лекция 10 Финансовое планирование. 94

1) Планирование доходов и поступлений. 94

2) Выбор источников финансирования. 99

Лекция 11 Бизнес-планирование. 101

цели и задачи бизнес-плана. 101

2)Содержание бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана. 102

Лекция 12 Система оперативно-производственного планирования. 115

1) сущность оперативно-производственного планирования. 115

2) Планирование потребности в оборотных средствах. 116

3) Планирование развития предприятия: инновационной деятельности, реструктуризации. 119


Планирование на предприятии

Лекция 1 Введение

1) место планирования в системе функций управления предприятием

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на российских предприятиях новые функции. Оно призвано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии:

1) сокращение расхода применяемых ресурсов, и

2) приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития. Хороший план - одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, - гарантия провала фирмы.

В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, предприниматель, гражданин и государство в целом не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана, т.к. планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Предположение, что рынок исключает планирование, ничем необоснованно. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики товарной массы вынуждены тщательно планировать свою деятельность. Несвоевременность поставок продукции или оказания услуг отталкивает потребителей, что грозит разорением недобросовестных поставщиков.

Рыночный механизм действует более жестко, чем централизованное распределение ресурсов, где большую роль играет субъективный фактор (табл. 1).

Таблица 1

Отличия планирования в рыночных условиях

Наименование отличия Централизованное планирование (прежние условия хозяйствования) Рыночные условия (современный тип хозяйствования)
Исходный принцип планирования От прошлого к будущему От будущего к настоящему
Направленность планов В основе плана - производственные возможности предприятия, исходя из них планируются объем и структура услуг и продукции В основе плана - неудовлетворенный спрос на услуги, исходя из него планируются объем и структура услуг и продукции
Цели планирования Реализация предприятием контрольных цифр вышестоящей организации Удовлетворение потребностей клиентов в различного рода услугах и извлечение максимума прибыли
Структура планов Одним из основных является план использования Ведущими плана являются план маркетинга и план реализации
Роль финансовых вопросов в планировании Существование планово-убыточных предприятий, деятельность которых дотировалась государством Главная задача предприятия - обеспечить самофинансирование своей деятельности

При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методике разрабатывало техпромфинплан.

С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уделять планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма существенных ошибок.

Как показывает анализ, такие предприятия в своем значительном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении или стали банкротами.

В рыночных условиях предприятия могут широко использовать планирование в конкурентной борьбе, наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать партнеров и инвесторов.

2) Сущность, задачи и функции планирования

Планирование представляет собой умение предвидеть цели организации на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей.

Целями предприятия как экономической организации являются удовлетворение потребностей клиентов в различного рода услугах, работах, продукции; извлечение прибыли, увеличение объема реализации продукции и услуг; расширение доли предприятия на рынке товаров и услуг; расширение ассортимента предлагаемых клиенту услуг, работ, продукции; увеличение доли постоянных клиентов и др.

Для реализации поставленных предприятием целей используются различные способы: рациональная организация производства продукции, оказание услуг и выполнение работ; использование прогрессивных форм организации и мотивации труда персонала, организация систем управления качеством продукции и услуг; обеспечение повышения технического уровня производства, услуг, работ и т.д.

Планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Процесс планирования в условиях рынка нацелен на решение различных задач:

- определение целей, стратегии и тактики деятельности на предприятии;

- обеспечение успеха на рынке; обеспечение высоких и устойчивых темпов развития предприятия;

- обеспечение пропорционального и сбалансированного развития предприятия в соответствии с требованиями рынка;

- обеспечение наибольшей эффективности и оптимального использования ресурсов и т.д.

Планирование, административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они объединяются понятием менеджмент.

В современном отечественном производстве планирование деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как регулирование, стимулирование, учет, контроль, анализ и организация.

Функции планирования:

1) Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определения путей реализации планов для достижения поставленных целей.

2) Регулирование состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этом случае путем регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

3) Стимулирование - активизация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Достигается путем применения методов материального и морального стимулирования.

4) Учет - сбор информации о состоянии хозяйственной системы – служит базой для анализа.

5) Контроль является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются последствия.

6) Организация - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы (регламентацию отдельных элементов процесса управления, установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.).

3) Основные принципы и методы планирования

1. Принципы планирования.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования напредприятии.

К основным принципам планирования относятся: непрерывность, необходимость, единство, гибкость, точность, участие и научность.

Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Это принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Все отдельные планы (производства и продажи продукции, издержек и доходов, технического, организационного и финансового развития) всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось в общем плане предприятия.

Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах.

Принцип точности планов. Степень точности планов в условиях рыночной экономики возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов.

При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

Принцип участия предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя, не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими, не важно, насколько хорошо. Смысл этого - увеличивать свои желания и способности в удовлетворении потребностей как собственных, так и чужих. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившихся в мировом сообществе государств.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

4) Методы планирования

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии.

Балансовый метод является основным, его экономическая сущность состоит во взаимосвязанном определении в плане наличия ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и установленной потребности в этих ресурсах.

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является очень простым, но он имеет существенный недостаток: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.

Например: Определить норму (план) оборачиваемости товарных запасов в днях по фирме на II квартал планируемого года, используя данные оборачиваемости запасов (в днях) за аналогичные периоды прошлых лет.

1-й год - 5,0 4-й год - 4,5

2-й год - 4,8 5-й год - 4,3

3-й год - 4,2 6-й год -?

Если учесть тенденцию сокращения оборачиваемости запасов в динамике последних лет, то норма оборачиваемости товарных запасов фирмы на II квартал планируемого года может составить 4,2 дня. Однако рассчитанная величина должна быть оценена специалистом с точки зрения ее реальности. Выбор приема расчета зависит от квалификации, опыта и интуиции плановика, его представления об адекватности применяемого способа расчета для решения данной задачи.

Нормативный метод планирования заключается в том, что при планировании применяется целая система перспективных норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства и т.д.).

Применение при планировании нормативного метода обеспечивает разработку глубоко обоснованного и реального плана предприятия.

Например: Определить плановую потребность хлебопекарни в муке для производства ржаного хлеба. План выпуска товарной продукции составляет 2000 т, норма выхода готовой продукции - 156 % к затратам муки. Исходим из пропорции: 2000 - 156 %; х - 100 %. Таким образом, норма выхода готовой продукции определяет потребность в муке для хлебопекарни в количестве 1282 т.

Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях, например, оптимальную зависимость между партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; объемом капиталовложений и прибылью. Применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

Например: Составить план розничного товарооборота торговой фирмы на 2006 г. Прогноз этого показателя по фирме за 2004-2005 гг. определен в размере 419 д.ед. Специалисты фирмы обосновали, что с учетом мер бонификации, т.е. системы оплаты товаров, которая использует различные виды премирования участников, что потребует 5 д.ед. расходов, можно дополнительно к прошлым периодам получить оборот на сумму 15 д.ед. Тогда обоснование плана розничного товарооборота (при неизменности прочих факторов влияния на оборот) может быть следующим: а) базовая величина плана согласно прогнозу 419 д.ед.; б) дополнительный оборот за счет бонификации 15 д.ед. Итого: 434 д.ед. Таким образом, план розничного товарооборота фирмы на 2006 г. может быть утвержден в сумме 434 д.ед.

В процессе разработки плана все перечисленные выше методы планирования используются в единстве и во взаимосвязи.


Планирование на предприятии

Лекция 2 Тема 1 Плановые расчеты и показатели

1) Плановые расчеты и показатели как инструмент и количественное выражение планирования

Под показателем следует понимать меру планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность.

В зависимости от связи с объектами планирования и содержанием меры, показатели могут быть:

- количественные, которые отражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т.д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и др.);

- качественные - относительные величины, выражающие соотношение между количественными показателями (например, повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др.); применяются качественные показатели для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям);

- натуральные, которые характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара, - в литрах, килограммах, метрах и т.д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяются условно-натуральные показатели, в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов, например, в консервной промышленности продукцию измеряют в условных банках.

- стоимостные, которые определяются величиной денежных затрат или по оплате (выручке) в сопоставимых базовых и текущих ценах; с их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП), стоимость основного капитала, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции).

С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы. На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и т.д.

Разработка планов осуществляется на основе системы плановых показателей. Это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта, которые могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически.

Система экономических показателей отражает организацию, объем и структуру работы; реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности; единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета.

В настоящее время в России применяется система показателей, унифицированная по отраслям и видам деятельности согласно кодам Госкомстата РФ. В перспективе ставится задача ее сближения с мировой системой экономических показателей, т.е. перевода российской системы экономических показателей на мировую систему, закрепленную в Системе Национальных Счетов (СНС).

Единство и обязательность применения системы показателей позволяет обеспечить их сопоставимость и возможность сведения по фирмам, регионам, отраслям, странам мира.

В экономических расчетах важна сопоставимость показателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам. Такая сопоставимость показателя достигается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, переводом в сопоставимость по времени деятельности, по иным сопоставлениям. Сопоставимость по ценам достигается использованием плановых и фактических индексов цен на товары и услуги.

Детальная общая схема плановых расчетов должна исходить из основного экономического интереса предприятия, проявляющегося в увеличении своего дохода. А увеличить доход можно только на основе развития производства, выпуска пользующейся спросом и хорошо реализуемой продукции. Это определяет два первых основных блока расчетов: 1) производство; 2) финансовые результаты (затраты и прибыль).

Реализация взаимосвязей этих двух крупных блоков расчетов состоит в том, что для разных вариантов структуры и объемов производства рассчитываются финансовые результаты и на основе их анализа определяются основные показатели наиболее выгодной и перспективной производственной программы.

После этого необходимо определить возможности дальнейшего роста производства за счет реализации части доходов на капитальные вложения и внедрение достижений науки и техники, а также возможности развития социальной базы предприятия и улучшение системы материального поощрения его персонала за счет другой части дохода, т.е. необходимо реализовать два других блок расчетов: 1) капитальные 1) капитальные вложения и внедрение достижений науки и техники; 2) использование чистой прибыли.

Рекомендации по использованию предлагаемых расчетов должны предусматривать укрупненные связи производства и финансовых результатов в рамках общего методического взаимодействия расчетов блоков, а также дальнейшего формирования пропорции и использования доходов на развитие производства или на потребление.

Уточнение этой схемы связей производится с учетом конкретной ситуации и на основе методических подходов формирования долговременной планово-экономической стратегии предприятия.

2) Нормативная база планирования

Планы развития предприятий разрабатываются на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм.

Нормы - максимально допустимая величина абсолютного расхода ресурсов на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работ) установленного качества в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня.

Нормативы - это всеобщая мера потребления и использования различных экономических (производственных) ресурсов. Они служат для определения эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники.

Нормы и нормативы выполняют следующие функции:

- являются базой для расчетов организации производства в целом, а также производственных и трудовых процессов в частности; на их основе осуществляется планирование всех технико-экономических показателей работы предприятия и его структурных подразделений;

- являются основой организации заработной платы всех категорий работающих; на их базе организуется оперативный и бухгалтерский учет; используются в качестве инструмента контроля за использованием ресурсов, а также при проведении анализа.

Ввиду большого разнообразия применяемых на предприятиях норм и нормативов возникает необходимость в их классификации (табл. 2).

Таблица 2.

Классификация норм и нормативов, используемых при планировании

Признак классификации Разновидности норм и нормативов
По своему виду различают нормы и нормативы: абсолютные и относительные; общие и частные; плановые и фактические; перспективные и текущие; макроэкономические и микроэкономические; количественные и качественные и т.д.
По видам ресурсов различают нормы и нормативы, регулирующие величину затрат: средств производства; предметов труда; рабочей силы на изготовление единицы продукции, выполнение работы или оказание услуги
По стадиям производства предусматривают нормативы: текущих, страховых, технологических, транспортных и производственных запасов материалов, а также нормативы незавершенного производства, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции
По выполняемым функциям нормативы могут быть отнесены: к плановым; экономическим, управленческим, техническим, организационным, социальным, экологическим, трудовым, правовым и др.
По сфере распространения выделяют нормативы: международные, федеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые и т.д.
По степени детализации нормативы подразделяются: на индивидуальные и групповые; дифференцированные и укрупненные, частные и общие, специфицированные и сводные
По численным значениям различают нормы: оптимальные, допустимые, максимальные, минимальные, средние
По целевому назначению нормативы бывают: расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оперативно-производственные и календарно-плановые и т.д.

В основе определения норм и нормативов лежат следующие принципы.

1. Предварительное нормирование. Предполагает наличие лишь общих сведений о предмете нормирования. В этом случае нормы и нормативы устанавливаются опытным путем.

2. Нормирование по аналогии. Заключается в поиске аналогов предмету нормирования. Нормы и нормативы устанавливаются по подобию (в отдельных случаях с применением корректирующих коэффициентов).

3. Подеталъное нормирование. Предмет нормирования разбивается на отдельные узлы (детали, операции). Нормы и нормативы устанавливаются путем сложения отдельных составляющих.

В процессе планирования применяют два основных метода установления норм: аналитический и суммарный.

Аналитический метод основывается на определении тех или иных затрат по отдельным элементам с последующим их суммированием в затраты на единицу продукции или работы. Затраты ресурсов по элементам могут устанавливаться: на основе физических измерений в процессе непосредственных наблюдений; путем расчета по формулам или по первичным нормативам. Отсюда различают две разновидности аналитического метода: аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный.

При суммарном методе нормы (нормативы) аналитический метод расходования тех или иных ресурсов устанавливаются на единицу продукции или работы в целом, без расчленения их на составные части. При этом они могут устанавливаться на основе наблюдений, личного опыта, фактических (статистических) данных о затратах ресурсов на подобную продукцию (работу) в прошлых периодах. Отсюда суммарный метод имеет несколько разновидностей: опытный, опытно-статистический, по аналогии.

Для обеспечения максимальной экономии используемых ресурсов разработка норм и нормативов осуществляется в соответствии со следующими этапами:

- анализ прогрессивности и обоснованности применяемых норм и нормативов и выявление на этой основе внутрипроизводственных резервов экономии ресурсов;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов экономии ресурсов с установлением конкретных задач и сроков их реализации;

- расчет экономической эффективности запланированных мероприятий и определение нового уровня норм и нормативов использования ресурсов с учетом реализации запланированных мероприятий;

- контроль за ходом внедрения запланированных мероприятий и освоением новых норм структурными подразделениями.

Содержание и назначение норм и нормативов

Учитывая широкий диапазон назначения норм и нормативов, а также участие в их разработке различных функциональных служб, содержание, назначение норм и нормативов на предприятии следует рассматривать по направлениям используемых ресурсов производства.

1) Система трудовых нормативов - это совокупность регламентированных затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы персоналом предприятия. Они выражают величину затрат труда на осуществление самых разнообразных видов трудовой деятельности человека (производственной, хозяйственной, предпринимательской и др.). В состав трудовых показателей входят следующие нормы и нормативы:

нормы времени; которые выражают затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции, выполнение одной работы или услуги в минутах или часах (мин/шт., ч/шт.);

нормы выработки; которые устанавливают необходимый объем изготовления продукции за соответствующий плановый отрезок рабочего времени; величина нормы определяет в натуральных измерениях (штуках, метрах и других единицах) плановый результат работы за смену, час или иной отрезок времени;

нормы обслуживания, которые характеризуют количество рабочих мест, размеры площади и других производственных объектов, закрепленных за одним рабочим, группой, бригадой или звеном;

нормы численности, которые определяют необходимое количество работников соответствующей категории для выполнения заданного объема работы или обслуживания производственных процессов;

нормы управляемости, которые регламентируют число подчиненных работников у одного руководителя соответствующего подразделения предприятия;

нормы производственного задания, которые устанавливают одному работнику или бригаде плановые объемы и номенклатуру изготовляемой продукции, выполняемых работ или услуг за данный период рабочего времени (смену, неделю, месяц, квартал); величина производственных заданий измеряется в натуральных, трудовых, стоимостных единицах (штуках, тоннах, нормо-часах, нормо-рублях).

Данные нормы труда необходимо также выражать в двух объективно существующих формах затрат: рабочего времени и рабочей силы. Первое устанавливает величину затрат рабочего времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками. Второе определяет величину расхода физической и нервной энергии человека в единицу рабочего времени или на одно изделие.

Лекция 2 Тема 2 Нормы и нормативы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...