Выбор источников финансирования
Источники финансирования инвестиций могут быть классифицированы по следующим признакам: внешние; внутренние. Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное и внешнее заемное финансирование. Внешнее собственное финансирование предполагает поступление средств как от имеющихся собственников, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии (выпуска акций), а также неэмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей (паев) и расширением круга собственников). Внешнее заемное финансирование предполагает использование средств заемных инвесторов (банков, инвестиционных фондов, других предприятий и т.п.). Внешнее заемное финансирование охватывает: 1) кредитное финансирование, которое включает следующие виды кредита: - долгосрочный (облигации, ссуды под долговые обязательства, долгосрочные ссуды); - краткосрочный (кредит поставщиков; кредит клиента; контокоррентный кредит; кредит по учету векселей); - особые формы кредита (лизинг, факторинг, форфейтинг). 2) финансирование с помощью ассигнований или уступок: - субсидирование (дотирование); - ссуды под инновационную деятельность со стороны государства и из внебюджетных специализированных фондов; - дарение; - отречение от требований и претензий на имущество; - отсрочка требований (например, долга или налоговых платежей). При внутреннем финансировании инвестиционные ресурсы формируются за счет внутренних источников предприятия. При внутреннем собственном финансировании инвестиционные ресурсы могут формироваться из прибыли, амортизационных отчислений, средств, получаемых от ликвидации излишних производственных фондов. На эти цели также могут использоваться средства различных целевых фондов предприятия или полученные от размещения облигаций среди своих работников (заемное внутреннее финансирование).
Соотношение собственного и заемного капитала характеризуют структуру капитала предприятия, которая является важнейшим показателем его деятельности. Выбор источников финансирования инвестиций предполагает анализ возможности получения средств из всех вышерассмотренных каналов. На предприятии одновременно может осуществляться несколько инвестиционных проектов. Сводное планирование предусматривает определение по каждому инвестиционному проекту и в целом по всей их совокупности следующих показателей: - общих объемов инвестиций на планируемый период всего и в том числе по годам жизненного цикла проекта; - структура инвестиций (объемов инвестиций в размере направлений использования); - источников финансирования инвестиций в разрезе внутренних и внешних; - денежных потоков; - показателей эффективности; - конечных финансовых результатов. Расчет денежных потоков предприятия, возникающих в результате осуществления инвестиционных проектов, имеет целью определение плановых объемов продаж, плановой суммы прямых и общепроизводственных затрат в себестоимости реализованной продукции, чистой прибыли и чистых денежных поступлений. Расчет показателей эффективности предусматривает расчет следующих аналитических коэффициентов; чистого приведенного эффекта; индекса рентабельности инвестиций; нормы рентабельности; срока окупаемости проекта и коэффициента эффективности. Расчет конечных финансовых результатов позволяет определять и планировать размеры избытка и недостатка денежных средств предприятия, предусматривать на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.
Развернутый расчет конечных финансовых результатов производится на стадии тактического планирования. На данной стадии формируются исходные данные для подготовки финансового плана. Лекция 11 Бизнес-планирование цели и задачи бизнес-плана Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. Бизнес-план инвестиционного проекта (далее – бизнес-план) разрабатывается для обоснования: - текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности; - возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; - предложений по созданию совместных и иностранных предприятий; - целесообразности оказания мер государственной поддержки. Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются: - руководитель разработки бизнес-плана; - состав исполнителей и распределение обязанностей между ними; - разработчик бизнес-плана (предприятие – инициатор проекта или привлеченные организации); - смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости). 2)Содержание бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения. На титульном листе указывается название инвестиционного проекта (далее – проекта), предприятия-инициатора проекта, организации-разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В случае если разработчиком бизнес-плана является предприятие-инициатор проекта при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа указывается: «Бизнес-план разработан предприятием при участии» и указываются названия привлеченных организаций.
В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы. Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов: - «Резюме»; - «Характеристика предприятия и стратегия его развития»; - «Описание продукции (услуги)»; - «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»; - «Производственный план»; - «Организационный план»; - «План реализации проекта»; - «Инвестиционный план»; - «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»; - «Показатели эффективности проекта»; - «Юридический план»; - «Информация о разработчике бизнес-плана». При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы: - при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость; - при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот; - при решении вопроса о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых; - для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь; - составлять бизнес-план на весь период реализации инвестиционного проекта (далее – горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного горизонта расчета; - шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы государственного управления, принимать равным 1 году;
- расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ), производить в белорусских рублях (прогнозных ценах с учетом инфляции), в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах (у.е.) и белорусских рублях. За условную единицу принимается, как правило, 1 доллар США или другая свободно конвертируемая валюта. Ниже приводится характеристика основных разделов бизнес-плана. Раздел «Резюме». Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Раздел «Резюме» должен разрабатываться в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблица) – 4-7 страниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|