Оценка целесообразности программы: воздействие и эффективность
Какова эффективность программы в достижении поставленных целей? Могут ли результаты программы объясняться другими параллельными процессами, не относящимися к программе? Появились ли в результате реализации программы результаты, которые не были предусмотрены? Каковы расходы на оказание услуг и премирование участников программы? Является ли данная программа эффективным использованием ресурсов, учитывая, что эти ресурсы можно было бы использовать в иных целях?
Оценочное исследование применяется для выяснения, что и почему произошло, а не для доказательства чего- либо или выполнения какой- либо задачи. Например, одна компания провела оценочное исследование с единственной целью — обосновать увольнение своего главного специалиста в области коммуникаций. В других случаях оценочные исследования проводятся для приостановки или, наоборот, ускорения принятия некоего решения либо с целью убедить кого-то поддержать или отказаться от поддержки некоего действия или решения. Основной отличительной чертой настоящего оценочного исследования является получение объективной информации, в то время как мнимое исследование направлено на поддержку уже принятых решений.11 Почему же руководители программ прибегают к "псевдоисследованиям"? На то существует три причины. 1. Политика компании: исследование проводится исключительно для укрепления власти, оправдания уже принятых решений или поиска козла отпущения. 2. Самореклама: компания проводит псевдоисследование для того, чтобы продемонстрировать имеющимся или потенциальным клиентам, насколько она опытна, современна и искренна. 3. Личное удовлетворение: компания приступает к исследованию, чтобы показать, что она идет в ногу со временем, или продемонстрировать свои возможности.12
В конечном счете все эти нездоровые усилия обречены на провал. На рис. 13.1 представлены основные этапы оценочного исследования, которые в общих чертах соответствуют следующим целям. 1. Достижение согласия относительно использования результатов исследования и целей его проведения. Отсутствие такого согласия зачастую приводит к появлению томов неиспользуемых и никому не нужных данных. Проблема, задача или предмет исследования должны быть ясно изложены и записаны. Далее необходимо уточнить, как будут использоваться полученные сведения. Это особенно важно при обращении к сторонним специалистам, поскольку позволяет предотвратить приобретение "типовых" исследований с "типовой" методикой и предопределенными результатами. 2. Гарантия поддержки оценочного исследования со стороны компании и превращение исследования в основу программы. Этап оценки нельзя добавить в последнюю очередь. Оценочное исследование должно быть своевременно включено в PR- программу; на него должно быть выделено достаточно средств, чтобы обеспечить его приоритетность при формулировании проблемы, планировании и разработке программы, ее реализации и оценке. 3. Достижение согласия относительно проведения исследования в рамках отдела. Надо привлекать даже тех специалистов, которые не могут расстаться со своими представлениями о "нематериальности" результатов деятельности в области PR. Они должны принять концепцию оценочного исследования в степени, достаточной для реализации проекта, с одной стороны, и вселяющей чувство уверенности в том, что их взгляды, основывающиеся на опыте предыдущей работе, не будут подвергнуты сомнению, с другой стороны. 4. Изложение целей программы в такой форме, чтобы их достижение можно было наблюдать и измерять. В отсутствие измеряемых результатов, достижение которых включено в цели программы, невозможно разработать методику исследования для оценки PR- программы. Обязательность оценки способствует ясности и четкости планирования, в особенности при выработке специфических целей программы по каждой из целевых аудиторий.
5. Определение наиболее подходящих критериев. Предполагаемые результаты программы определяются ее целями. Если в качестве цели PR- программы указано повышение уровня ознакомления общественности с деятельностью данной компании по поддержке местных благотворительных организаций, то такие методики измерения результатов, как подсчет рекламного места в газетах или количество благоприятных откликов в прессе, не годятся. Прежде чем приступать к выработке методики, посмотрите, какие изменения в уровне осведомленности, мнениях, убеждениях и поведении зафиксированы в качестве глобальных целей. Это в равной степени относится к ситуациям, когда целью программы является не изменение, а сохранение определенного состояния целевой аудитории. (См. главу 11, раздел "Написание программы"). 6. Определение наиболее подходящего метода сбора информации. Опросы общественного мнения далеко не всегда представляют собой оптимальный способ оценки воздействия программы. Иногда необходимая информация содержится в отчетности самой компании. В других случаях эксперимент в условиях реальной ситуации или изучение конкретного дела являются единственно возможным путем оценки эффективности программы. Не существует "единственно верного" способа сбора информации, необходимой для оценочного исследования. Выбор методики зависит от (1) предмета и целей исследования; (2) критериев оценки, определяемых на основе целей исследования; (3) стоимости исследования, обусловленной степенью сложности программы и/или внешних условий. 7. Подробное документирование хода выполнения программы. Стратегии и материалы программ представляют собой практическое выражение разработанных специалистами теорий, трактующих причинно- следственные связи между исследуемыми объектами. Наличие подробных отчетов помогает понять, какие теоретические построения верны, какие нет. Документация позволяет свести к минимуму субъективность оценок и личные предубеждения, которые возникают при анализе действий и событий, способствовавших успеху или неудаче программы.
8. Применение результатов оценочного исследования. Каждый последующий цикл реализации программы может стать эффективнее предыдущего в случае учета результатов оценочного исследования и соответствующей корректировки программы. При получении в ходе исследования новых данных следует уточнять и корректировать формулировку проблемы и анализ ситуации. Пересмотренные глобальные и промежуточные цели должны отражать осмысление данных оценочного исследования. Стратегии PR- акций и информационного воздействия должны уточняться, корректироваться или отвергаться на основании анализа успешности предыдущих этапов. 9. Информирование вышестоящего руководства о результатах оценочных исследований. Необходимо наладить канал постоянного информирования линейного и функционального руководства о результатах исследований. Документально зафиксированные результаты и изменения, данные о которых получены в ходе исследований, свидетельствуют о вкладе служб PR в достижение глобальных целей компании. Доклады об оценочных исследованиях также позволяют продемонстрировать важность деятельности PR.
Рис. 13.1. Процесс оценки
10. Накопление профессиональных знаний. Применение методов научного управления в сфере PR способствует более глубокому пониманию процесса и результатов PR. В большинстве случаев результаты исследований актуальны лишь для конкретных компаний и временных отрезков, но отдельные выводы могут оказаться вполне универсальными. Например, результаты исследования, направленного на определение количества служащих, узнавших о реорганизации предприятия из газетной статьи, имеют значение только для данной организации и данной статьи. С другой стороны, данные о желании сотрудников получать больше информации об организационных планах своей компании пригодятся не только как материал для очередного выпуска информационного листка, но и как информация к размышлению для других компаний. Обмен опытом и знаниями, полученными в результате добросовестных исследований, отличает истинных профессионалов PR от случайных людей, пытающихся выдать себя за таковых.
Процесс оценки не представляет из себя ничего нового; необходимость проведения оценочных исследований признана давным- давно. Например, вот что говорил один из первых специалистов в области паблисити Эварт Роцан (Evart G. Routzahn) на Национальной конференции социальных работников США (National Conference of Social Work), состоявшейся в 1920 году. После того как работа закончена — проведено последнее совещание, розданы последние листовки, весь план работы расписан самым подробнейшим образом, — наступает момент приступить к третьему этапу... с намерением найти в себе силы извлечь из допущенных ошибок уроки, которыми можно было бы воспользоваться при выполнении следующего проекта.13 Этот, казалось бы, очевидный и в высшей степени полезный совет лишь сравнительно недавно получил широкое признание среди специалистов паблик рилейшенз, да и на практике ему следуют далеко не всегда.
Уровни оценки программ
Каждый специалист по- своему понимает термин "оценка". Для одних это похвала за "лучший годовой отчет", или письмо с благодарностью от начальника либо клиента с восторженными отзывами по поводу отменного качества фотографий и текста нового буклета, или премия "Золотое перо" за лучшую публикацию, или "Серебряная наковальня", присуждаемая Американской ассоциацией по связям с общественностью за лучшую программу работы с местными организациями. Для других это вырезки из газет всех стран мира с упоминаниями об их работе. Третьи единственной настоящей оценкой считают объективные данные об изменении мнений, убеждений и поведения. Для тех, кого волнует государственная политика или социальные проблемы, критерием оценки их программы является решение экономических, социальных и политических проблем. На самом деле, все перечисленные критерии являются различными уровнями единой системы оценки трех составляющих PR- программы: разработки, реализации и воздействия программы. На рис. 13.2 представлены этапы и уровни оценки программ. Приведенная последовательность представляет стандартные элементы программы, которые являются необходимыми, но недостаточными для социальных изменений и решения проблем. Наиболее распространенная ошибка при оценке программы — это замена критериев одного уровня критериями другого.
Самый яркий пример: специалисты используют количественные данные — число информационных листков, разосланных клиентам, число распространенных брошюр, количество проведенных совещаний (меры по осуществлению программы) в качестве показателей эффективности программы (уровень воздействия программы). Другой пример: когда нужно подтвердить эффективность воздействия, специалисты сообщают данные о рекламных площадях в печатных изданиях и о количестве эфирного времени; на самом деле следует анализировать изменение уровня осведомленности целевой аудитории, убеждений и мнений, предусмотренное целями PR- программы. Специалисты по оценочным исследованиям называют подобные уловки "подменой". Этот прием из арсенала фокусников: они отвлекают публику каким- нибудь ярким трюком, чтобы та не догадалась о механизме выполнения фокуса. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.
Рис. 13.2. Этапы и уровни оценки PR- программ
Каждый этап программы исследований способствует лучшему пониманию ситуации и предоставляет дополнительную информацию для оценки эффективности. При оценке подготовки анализируется качество и адекватность информации и стратегического планирования. Оценка реализации направлена на анализ тактики и предпринимаемых действий. Оценка воздействия нацелена на обеспечение обратной связи с последствиями реализации программы. Оценка программы не может быть полной без изучения критериев каждого уровня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|