Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9 РИНОФОНИЯ. 9.1. Этиология и патогенез ринофонии. 9.2. Диагностика ринофонии




Глава 9 РИНОФОНИЯ

9. 1. Этиология и патогенез ринофонии

Ринофония — это назальностъ тембра голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора при сохранном звукопроизношении.

В рамках настоящего учебного пособия ринофония рассматривается, как речевое нарушение, обусловленное расщелиной неба. Однако в логопедической практике встречаются дети и взрослые, у которых ринофония сформировалась по другим причинам.

Ринофония может быть как приобретенной, например, вследствие травмы мягкого неба, так и врожденной, в случае расщелины неба.

Органической ринофония считается, если имеется анатомическая причина ее возникновения. Во всех остальных случаях ринофония является функциональной.

Ринофония центрального характера встречается при парезах и параличах мягкого неба, на фоне тяжелых заболеваний нервной системы, например при бульбарной дизартрии. При нарушениях центрального характера рефлекс глотания сохранен.

Периферическая ринофония может формироваться при расщелинах неба, периферических парезах и параличах мягкого неба, ограничении его подвижности вследствие дифтерии, после удаления миндалин, травмы. При нарушениях периферического характера рефлекс глотания нарушен.

Открытая ринофония подразумевает наличие гиперназализации — нарушения баланса резонирования, при котором ротовые звуки произносятся с носовым оттенком. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта).

Открытая ринофония может формироваться при врожденных расщелинах неба, небно-глоточной недостаточности (наличии остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании), укорочении или гипотонусе мягкого неба, а также после удаления аденоидов или миндалин, если имеют место послеоперационные рубцы, ограничивающие подвижность небной занавески, в этом случае рекомендуется начинать логопедическое обучение как можно быстрее.

При закрытой ринофонии имеется гипоназализация: нарушение баланса резонирования, при котором носовые звуки произносятся с ротовым оттенком. Недостаток носового резонирования проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназальности [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. При закрытии носовых ходов гипоназальность не меняется.

На практике чаще встречается органическая закрытая ринофония — при закрытии носовой полости (аденоидами, полипами, гипертрофией задних концов носовых раковин из-за хронического насморка).

М. Зейман (1962) выделил два вида закрытой ринофонии: переднюю органическую ринофонию — при нарушениях именно в носовых ходах (хроническая гипертрофия слизистой носа, полипы носовой полости, искривление носовой перегородки) и заднюю органическую — при изменениях в носоглотке, уменьшении носоглоточной полости (аденоидные разрастания).

Функциональная закрытая ринофония встречается при гиперфункции мягкого неба.

После устранения органической причины закрытой ринофонии, например, удаления аденоидов, может сохраняться так называемая привычная ринофония.

Некоторые авторы (М: Зееман, 1962, А. Митронович-Моджеевска, 1965) выделяют смешанную ринофонию — состояние речи, характеризующееся одновременным наличием гипер- и гипоназального оттенка голоса. Причиной смешанной ринофонии является сочетание непроходимости носа и недостаточность небно-глоточного смыкания. Наиболее типичным является сочетание укороченного мягкого неба и аденоидных разрастаний. Однако на практике это встречается крайне редко.

9. 2. Диагностика ринофонии

Приемы выявления гиперназализации и носовой эмиссии, характерных для открытой ринофонии, представлены в параграфе 6. 3. 2.

Для определения гипоназализации при закрытой ринофонии применяют следующие упражнения:

Упражнение 1. Предложить ребенку спеть, потянуть звуки [М, Н]. Каждый звук произносился дважды — с открытыми и закрытыми ноздрями. При истинной гипоназальности закрытие ноздрей не влияет на резонанс (Broch, 1979).

Упражнение 2. Произносить отраженно за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно пары слов с чередованием носовых и ротовых звуков: мама — баба, няня — дядя, мак — бак, нет — дед [т], море — Боря, Лина — Лида. При гипоназализации звучание разных слов практически не отличается.

Упражнение 3. Произносить отраженно за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно предложения, состоящие из слов с большим количеством носовых звуков, а для сравнения предложение из слов, без них:

Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.

Няня утром Нину мыла, Нина мыться не любила.

Жили — были дед да баба, и была у них Курочка — Ряба.

При гипоназальном оттенке голоса предложения со стечением носовых звуков звучат крайне неразборчиво.

В случае, если ребенок затрудняется при выполнении упражнений для определения и гипер-, и гипоназализации, имея при этом сохранное звукопроизношение, скорее всего у него смешанная ринофония.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...