Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.3. Дети после пластики неба с ринофонией




9. 3. Дети после пластики неба с ринофонией

В большинстве случаев у детей после пластики неба с ринофонией встречается ее открытая форма.

Причиной открытой ринофонии у этой группы пациентов чаще всего являются послеоперационные дефекты неба, а также небно-глоточная недостаточность, описание которой подробно представлено в параграфе 6. 4.

Особенный интерес представляет тот факт, что время проявления открытой ринофонии не одинаково в каждом отдельном случае.

Например, есть дети после пластики неба с адекватным формированием артикуляторной базы по месту образования звуков, но с наличием открытого назального оттенка голоса. Родители таких детей' отмечают носовое звучание речи ребенка с раннего возраста.

Другая категория — дети, у которых открытая ринофония появляется не сразу, а по прошествии какого-то времени. Родители этой группы пациентов обращаются к логопеду с жалобой на «вдруг» появившийся носовой оттенок голоса ребенка. Зачастую подобные изменения баланса резонирования связаны с активным ростом ребенка, а именно с резким увеличением объема глотки (особенно у мальчиков) и недостаточной функциональностью мягкого неба.

Еще одной причиной появления открытой ринофонии у детей после пластики неба может стать инволюция (обратное развитие — уменьшение) или удаление аденоидных вегетации, в случае если они участвовали в осуществлении небно-глоточного смыкания.

Крайне редко, однако, все-таки возможно в логопедической практике встретить ребенка после пластики неба с закрытой ринофонией. Как правило, это дети с нормальным типом небно-глоточного смыкания и каким-либо заболеванием ЛОР-органов: хроническим аденоидитом, хронической гипертрофией слизистой носа, полипами носовой полости, искривлением носовой перегородки.

И совсем редко встречающаяся категория пациентов — дети после пластики неба со смешанной ринофонией. Например, ребенок с выраженной небно-глоточной недостаточностью до 60% и резким сужением, уплощением носовых ходов и искривлением носовой перегородки после двусторонней хейлопластики.

9. 4. Логотерапия при ринофонии

Приемы коррекционной работы при открытой ринофонии представлены в параграфе 8. 3. 3.

Коррекцию закрытой ринофонии желательно начинать после устранения ее органической причины (удаления аденоидов, полипов). Иногда после операции ребенок самостоятельно в течение 7-10 дней самостоятельно овладевает нормальным балансом резонирования. В случае привычной закрытой ринофонии рекомендованы следующие упражнения.

Упражнение 1. Нормализация носового дыхания. Сделать вдох и выдох через нос — 5 раз.

Упражнение 2. Дифференциация носового и ротового дыхания. Сделать вдох через нос, выдох через рот — 5 раз. Затем вдох через рот, выдох через нос- 5 раз.

Так как улучшение резонанса базируется на тщательной тренировке слухового восприятия, то работа по устранению гипоназального оттенка голоса начинается с объяснения ребенку разницы между назальными звуками [М-М', Н-Н'] и остальными, которые в русском языке являются оральными.

Упражнение 3. Логопед показывает разницу при произнесении ротовых и носовых звуков. Объясняя, что вибрация в области спинки и крыльев носа бывает только при произнесении звуков [М-М'] — мамин звук и [Н-Н'] — Нинин звук. Объяснение можно закрепить картинками с изображением мамы и девочки Нины.

Упражнение 4. Подача голоса в «маску». Протяжно произносить звуки [М-М', Н-Н']. Ребенок тактильно контролирует вибрацию в области спинки и крыльев носа.

Упражнение 5. Напевное слитное произнесение открытых слогов с носовыми звуками: МА-МА-МА, МО-МО-МО, МУ-МУ-МУ, МЭ-МЭ-МЭ, МЫ-МЫ-МЫ, МЕ-МЕ-МЕ, МИ-МИ-МИ, МЕ-МИ-МА-МУ и т. п.

Упражнение 6. Автоматизация носовых звуков на уровне слова: Мама, мы, мак, моль, мука, мель, Мила, мель. На! на-на, Но! Ну-ну! нос, Нона, Анна, она, он, кон, они, кони, нет.

Упражнение 7. Автоматизация носовых звуков на уровне предложения:

У моей мамы маки. Мы мыли Милу мылом. Мила не любит мыла. У Анны пони. У пони попона. «Но, пони! », — кричит Аня.

Упражнение 8. Дифференциация носовых звуков с ротовыми, в частности: [М-Б, М'-Б', Н-Д, Н'-Д']: мамуля — бабуля, няня — дядя, Нинуля — дедуля. Мы нарвали маков. «На, мамуля, маки! ». «На, бабуля, маки! ». У меня няня. Няня — Нина. А у меня дядя. Дядя — Дима. И т. п.

Упражнение 9. Автоматизация носовых звуков на уровне связной речи. Употребление сформированных навыков самостоятельно, без тактильного контроля.

Коррекцию смешанной ринофонии также необходимо начинать со слухового внимания к собственному голосу. Важно показать ребенку, что носовые и ротовые звуки звучат по-разному, объяснить почему, закрепить полученную информацию тактильным контролем. И после этого можно начинать поочередное устранение гипер- либо гипоназализации, в зависимости от анатомических условий органов артикуляции. По достижении нормального баланса резонирования обязательно провести дифференциацию ротовых и носовых звуков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...