Понятие и народнохозяйственное значение экономического роста
Экономический рост – это постоянное поступательное развитие экономики страны в целом на протяжении определённого периода времени. В связи с увеличением народонаселения и в силу действия закона возвышения потребностей экономический рост выступает в качестве центральной проблемы для всех стран мира. Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный. Под экстенсивным типом экономического роста понимается увеличение национального продукта за счет привлечения дополнительных факторов производства на прежней основе. Интенсивный тип роста – это увеличение национального производства страны за счет совершенствования техники и технологии. Смешанный тип роста – это развитие производства (производственных мощностей) за счет увеличения количества используемых факторов производства и лучшего их использования. Понятие «экономический рост» обычно применяется на уровне отдельных стран и регионов и служит для оценки эффективности хозяйственной деятельности и межотраслевых сопоставлений. Экономический рост является индикатором успешного или неудовлетворительного развития экономики страны (региона). Трактовка этого понятия в экономике неоднозначна. Некоторые экономисты под экономическим ростом понимают увеличение потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) и возрастание на этой основе экономической мощи страны. Другие экономисты характеризуют экономический рост как: 1) увеличение производственных мощностей; 2) увеличение либо реального ВНП, либо реального ВНП на душу населения. Рассмотрим эти положения и убедимся, насколько далеки экономисты от единой точки зрения. Однозначно, в зачёт результатов общественного развития следует брать реальный продукт, а не номинальный. Но общий ВНП и ВНП на душу населения – это два совсем разных показателя. Объём ВНП за период характеризует абсолютный результат хозяйствования. Этот же показатель в расчёте на душу населения тесно связан не с результатом, а с результативностью, эффективностью производственной деятельности. Численность работающего населения в доле от общего народонаселения страны тяготеет к некой константе, единой для всех стран мира. Поэтому показатель ВНП на душу населения тесно коррелирован с производительностью труда, а это показатель эффективности общественного производства (не эффекта).
Следовательно, долговременный экономический рост либо равносилен росту эффективности производства, либо теснейшим образом связан с ней. Разложим ВНП на два фактора-сомножителя: , где L – численность занятых в отраслях, создающих ВНП; ПT – производительность труда, измеренная на основе ВНП. Численность работников в динамике характеризует потенциал чисто количественного расширения производства, развития на экстенсивной основе. Производительность труда в динамике отражает потенциал расширения производства на базе роста его эффективности или роста на основе интенсификации. Производительность труда (ПТ) в правой части уравнения, будучи важным показателем эффективности производства, может быть разложена на другие факторы-сомножители: фондоотдачу и фондовооружённость: , где Ф – стоимость производственных фондов; Фо – фондоотдача, определяемая как выпуск ВНП в расчёте на денежную единицу производственных фондов (основных и оборотных); фондоотдача, как и производительность труда, важный показатель эффективности производства, регулирующий пропорцию «продукт – фонды»; Фв – фондовооружённость труда, измеряемая объёмом производственных фондов в расчёте на одного работника; характеризует потенциал хозяйственной системы, настроенной на повышение производительности труда.
После детализации показателей получаем очень интересную для анализа зависимость: . И в этом трёхфакторном разложении ВНП экономический рост вторичен по отношению к эффективности производства, в данном случае улавливаемой фондоотдачей, и объёму трудовых ресурсов. Итак, констатируем: экономический рост неотделим от эффективности производства и без её повышения недоступен. Для нашей страны этот вывод, кажущийся таким тривиальным, имеет особое значение. В России довольно долго сохраняется отрицательный прирост населения. Поэтому мы не можем рассчитывать на экстенсивное развитие, как в прошлом СССР. Экономический рост на основе интенсификации производства в России не имеет альтернативы. В пользу этого вывода свидетельствует и всё более усложняющаяся ситуация с воспроизводством материальных и энергетических ресурсов. Дадим в этой связи ещё одно двухфакторное разложение ВНП: , где М – объём задействованных в производстве материальных и энергетических ресурсов; Мо – материалоотдача (чаще используется обратный показатель – материалоёмкость). Без повышения эффективности использования материальных ресурсов (без снижения материалоёмкости ВНП) России не добиться стабильно высоких темпов экономического роста. Они (темпы роста) в значительной мере лимитированы ежегодной добычей нефти, природного газа, каменного угля. За исторически совсем короткий период времени добыча нефти снизилась почти в 2 раза и восстановлена в объёме 600 – 650 млн. т. в год никогда не будет. Следовательно, для России жизненно важны энергосберегающие технологии, освоение которых равносильно экономическому росту на интенсивной основе. Экономический рост теснейшим образом связан с качеством продукции. Постоянное улучшение качества продукции есть одновременно повышение эффективности производства в жизненно важной форме. Экономический рост и эффективность производства неразрывны. Это две стороны медали. Тяжёлые последствия и исчерпанность экстенсивного пути экономического роста с его устаревшей технико-технологической базой и вовлечением в производство дополнительных трудовых ресурсов без повышения производительности труда осознавались нашими учёными ещё в 60-е годы XX в. Перевод экономики на рельсы интенсификации производства на базе передовой техники и технологии долго сдерживался дефицитом средств на финансирование НТП в условиях гонки вооружений. Экономический кризис 80 – 90 годов усугубил отставание России от передовых стран мира в использовании интенсивных факторов экономического роста.
Чтобы научиться управлять темпами и пропорциями экономического развития, необходимо вернуться к проблеме измерения эффективности общественного производства и её планированию. Переход к рынку и наделение экономических агентов свободой в принятии хозяйственных решений вовсе не решает названную проблему автоматически. Решения, эффективные для фирмы, совсем не обязательно эффективны для народного хозяйства в целом. На локальном уровне некоторые важные экономические задачи даже не ставятся. Так, интенсивный путь развития предполагает обеспечение экономического роста не только за счёт увеличения объёмов производства по отраслям, но и за счёт прогрессивных структурных сдвигов. Управление последними в значительной мере зависит от координирующего центра, а не от особенностей рынка. Государство не только координирующий институт прогрессивных структурных сдвигов, но и финансирующая инстанция. Темпы развития отраслей, находящихся на острие научно-технического прогресса (НТП), зависят от размеров государственных инвестиций в эти отрасли. Уповать на рынок не приходится, так как наукоёмкая продукция на первых порах может не приносить приемлемой рентабельности инвестиций при высоком риске для инвесторов. В последние годы в качестве условия и результата экономического роста всё чаще рассматривается система социальных результатов, формирующихся на макроуровне. В сфере производства таким показателем является положительная динамика занятости; в сфере распределения – динамика реальных доходов населения; в сфере обмена – развитие материальной базы торговли и общественного питания, динамика розничного товарооборота; в сфере потребления – рост потребления и непроизводственного накопления. Система социальных результатов деятельности часто просто выпадает из поля зрения отдельных фирм. Их учёт, планирование и контроль – функция государства.
По нашему мнению, эффективность хозяйственной системы не сводится только к результативности материального производства. Она имеет составной частью и эффективность распределительных отношений. Распределение вторично по отношению к производству в том смысле, что распределяется реально созданный продукт. Но сами распределительные отношения формируют определенные доходы и через них оказывают обратное стимулирующее или дестимулирующее влияние на темпы и пропорции общественного воспроизводства. В общественном масштабе в распределительном процессе активное участие принимает государство (правительство). Оно с помощью налогов и других рычагов аккумулирует часть созданного национального дохода и затем перераспределяет ее (часть) в пользу социальной сферы, военно-промышленного комплекса и других отраслей, занятых преимущественно воспроизводством благ коллективного пользования. В России в отличие от ряда передовых стран мира (США, Германии, Швеции и др.) эффективность распределительных отношений низкая. Это проявляется в сильной поляризации доходов граждан, доходящей до откровенной бедности многих миллионов россиян. Структура валового национального продукта в России хуже, чем в передовых странах мира. В экономическом анализе слабо используется такой индикатор развития экономики, как фонд непроизводственного потребления в общем объеме и в расчете на душу населения. Целесообразно использовать дополнительно показатель замыкающих доходов в динамике, а также средних доходов. В условиях современной российской экономики многие факторы оказывают пока отрицательное влияние на эффективность производства и экономический рост. К ним относятся: · ограниченные финансовые возможности государства при выборе эффективной экономической стратегии; · наличие препятствий к созданию экономического пространства, в т. ч. барьеров для межотраслевого и межрегионального перелива товаров, капитала, рабочей силы; · техническая и технологическая отсталость, высокая степень физического и морального износа основного капитала; · малый процент накоплений при неэффективной их структуре; острый дефицит инвестиций в человеческий капитал и в основные фонды;
· высокая ресурсоёмкость и затратоёмкость российской экономики, усугубляющаяся усложнением условий добычи сырья; · неэффективная структура экспорта и импорта, сильная зависимость от цен мирового рынка на энергоносители; · сильная и социально неприемлемая дифференциация доходов граждан; · наличие «теневой экономики» и др. По нашему мнению, налоговая система, не создающая стимулов к рациональному использованию всех ресурсов и не тормозящая инфляцию не способствует экономическому росту. Экономический рост несовместим с потребительской психологией и решением только сиюминутных задач. Для экономического роста нужны частные и государственные инвестиции, стимулы к образованию достаточных накоплений. Пока не будет остановлена инфляция, трудно ожидать массированного вливания средств в экономику. С инфляцией необходимо бороться всеми средствами, а прежде всего – средствами фискальной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|