Макроэкономическая стратегия развития России
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Макроэкономическая стратегия развития России разработана и опубликована в 1999 г. в труде института экономики российской академии наук «Россия – 2015».1 Здесь представлена оптимистическая версия макростратегии России на период 1999 – 2015 гг. В ней обозначены ключевые принципы, которыми, по мнению авторов, следовало бы руководствоваться правительству РФ, чтобы приступить к созданию информационно-индустриальной, многосекторной, социально-ориентированной рыночной экономики. К числу этих принципов отнесены: · ориентация на развитие отечественного производства, в частности, создание информационно-индустриальных технологий на отечественной промышленной основе и их внедрение в отрасли реального сектора, а также их экспорт на мировой рынок; · постепенная перестройка структуры экономики с преимущественного производства сырья, энергии, промежуточных продуктов на преимущественное производство конечных продуктов; · увеличение в объёме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг для населения. Было отмечено также, что в течение анализируемого периода (до 2015 г.) макроэкономическая стратегия будет изменяться, будут исчезать одни факторы развития и появляться другие. Так, в начале периода основным фактором роста должен стать импортозамещающий процесс задействования эффективной части простаивающих мощностей, в середине – развитие за счёт модернизации и инновации основного капитала, но при относительной закрытости экономики на мировом рынке (кроме стран – членов СНГ). Ближе к концу периода та же модернизация и инновация основного капитала должны, по мнению авторов, сочетаться с расширением степени открытости на мировой рынок.
Согласно макростратегии «Россия-2015» по завершении начального этапа импортозамещающего развития дальнейший экономический рост возможен за счёт активизации инвестиций в основной капитал и, соответственно, задействования и модернизации мощностей российской инвестиционной сферы. Эта проблема актуальна в настоящее время. Её актуальность в том, что основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, является не столько мощность инвестиционной сферы, сколько нехватка финансовых ресурсов для инвестирования в основной капитал и, соответственно ограниченность инвестиционного платёжеспособного спроса. В макростратегии «Россия-2015» показано, что изменить ситуацию в лучшую сторону можно в том случае, если к решению вопроса об инвестициях в основной капитал подключится правительство РФ вкупе с Центральным банком РФ. Однако этого не происходит. По-видимому, это одна из причин наблюдаемого в последнее время торможения скорости инвестиций в основной капитал. Так, если в 2000 г. темп данного показателя составил 117,4%, то в 2001 г. он снизился до 108,4%, а в 2002 г. составил 102,6%. Если темп инвестиций в основной капитал не возрастет существенным образом, то уже в ближайшем будущем практически все сектора экономики, кроме экспортоориентированных, ожидает стагнация производства, а в отдалённой перспективе – полная потеря возможности построения в России информационно-индустриального общества и соответствующей ему экономики знаний. Большое значение на современном этапе развития производительных сил приобретает фондоемкое направление научно-технического прогресса. Современное производство с передовой технологией требует высоких прямых и сопряженных капитальных вложений. В России дополнительно следует считаться с задачей рационального размещения производительных сил, перспективным освоением необжитых регионов, не обеспеченных транспортной и иной инфраструктурой. Совокупность ряда факторов объективного свойства приводит к закономерному росту народнохозяйственной фондоемкости (капиталоемкости) и выдвигает на первый план новую воспроизводственную стратегию, согласованную с широким использованием финансового лизинга и аренды.
Известно, что в основе отношений лизинга и аренды лежит отделение права собственности на землю и имущественные комплексы от права владения и пользования ими. В том и другом случае имеют место отношения натурального кредита с залогом имущества или земли. Своеобразие сделки состоит в том, что залогодателем является кредитор, гарантирующий себе возврат объекта залога при финансовой несостоятельности заемщика. Договор аренды обычно двусторонняя сделка между собственником активов (арендодателем) и заемщиком (арендатором). Лизинг связывает интересы, по крайней мере, трех сторон: машиностроительных компаний – продавцов вещественных элементов основных фондов, лизингодателей, готовых приобрести имущество за полную стоимость, и лизингополучателей, использующих имущество с рассрочкой платежа. Проблемой на пути развития лизинга в России является ограниченный финансовый потенциал вероятных лизингодателей: банков, государства, финансово-промышленных групп. Отметим также узкую правовую базу и слабую государственную поддержку лизинга. В этих условиях, по нашему мнению, особенно перспективен левередж (кредитный, паевой) - лизинг с привлечением средств всех заинтересованных сторон: лизинговых компаний, включая зарубежные, лизингополучателей, государства, машиностроительных компаний. Должен действовать принцип кассы взаимопомощи, хорошо известный россиянам старшего поколения. Степень участия лизингодателя и лизингополучателя в финансировании сделки должна определяться рыночным путем, методом уторговывания. Например, некая компания проявляет интерес к новой комплектной технологической линии стоимостью 30 млн. рублей. Собственных средств она не имеет, но готова вступить в переговоры с лизинговой компанией по поводу варианта финансового лизинга. Допустим далее, что последняя предлагает финансирование сделки купли-продажи новой технологической линии в отношении 2:1. И, после взаимных уступок стороны согласились на первоначальном финансировании сделки купли-продажи в отношении 3:1. Это будет означать, что лизингополучатель привлекает собственные средства (или ссуду) в объеме 7,5 млн. рублей (), заключая одновременно договор лизинга на остаточную сумму 22,5 млн. рублей (30 – 7,5). Мыслимы разные варианты долевого финансирования сделки со стороны машиностроительной компании – продавца и государства.
По особо важным капиталоемким и наукоемким вариантам НТП собственником капитала ассоциированной лизинговой компании должно стать, по нашему мнению, государство. Лизинговые компании будущего должны интегрировать ведущие современные формы собственности, снимая тем самым вопрос о преимуществах частной собственности перед государственной и наоборот. Превращение лизинга в эффективный инструмент возрождения и развития российской экономики сильно зависит от форм управления лизинговым процессом со стороны государства. Опыт США и других стран мира подтверждает, что поддержка государством является важнейшим условием развития лизингового бизнеса, особенно на этапе его первоначального становления. Очень большое значение для реализации потенциала современной России имеет, как отмечалось, совершенствование хозяйственного механизма и прежде всего фискальной политики государства. Крупные резервы здесь: стимулирование налоговыми средствами ресурсосбережения, централизация ренты как основного факторного дохода в России, рост доходов населения. Зрелая фискальная политика позволит быстро накопить средства для революционных перемен в масштабах, организации и развитии малого бизнеса, для инвестиций в человеческий капитал, в современную передовую технику и технологию производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|